Итак, подведены итоги «Евровидения». Победила итальянская группа Måneskin с песней Zitti e buoni, набрав 524 балла. Манижа сумела пробиться в первую десятку, что с ее выступлением, кажется даже и неплохо. Второе место заняла Франция. У певицы Барбары Прави с песней Voilà - 499 баллов.
Хотя российскую певицу Манижу с первых ее музыкальных фраз, да и просто с первых мгновений появления на сцене «Евровидения» оценила европейская публика: пресса, коллеги, участники из разных стран, но главное — местные зрители, победы не случилось. Хотя аплодисментов было много.
Как это ни странно, даже аплодисменты здесь, на Западе, возведены в ранг рейтинга, что кажется логичным для неизбалованных по бурной реакции европейцев.
«Я довольна, что мне удалось остаться самой собой на сцене», — признавалась Манижа после первого выступления.
Пока шла подготовка к финалу «Евровидения», в букмекерских конторах разгорались нешуточные страсти на предмет того, кто же станет победителем в этом году. Италия и Франция в фаворитах не значились. Чаще называли, например, литовских музыкантов из группы The Roop с их песней «Discoteque» о внутренней свободе, записанной и снятой в стилистике сериала «Твин Пикс». Продвинутые музыкальные критики уже сравнивают их с российской командой Little Big. Но главное то, что им, их творчеству пророчат взлет, а их песни, как ожидают, станут уже летом популярными на всех курортах и пляжах.
На этом «Евровидении» наблюдался «рост акций» скорей стиля фолк. Впрочем, кто в каком бы жанре ни выступал, первые места, как водится, отдают тем, кто обаял публику. Ведь нельзя же действительно не просто впрячь в одну телегу, но даже просто сравнивать коня и трепетную лань. Это просто совершенно разные вещи.
Причем кто-то из музыкальных критиков уже сравнил номер Манижи с выступлением «Бурановских бабушек», пошутив, что она, кажется, просто отбилась от этой фольклорной группы и пустилась во все тяжкие. А кто-то пошутил, что со своим самоваром (ассоциируя его с костюмом певицы), конечно же, ехать в Тулу не стоит. А вот в Европу, похоже — в самый раз. Тем более, что много раз Россия пыталась удивить и поразить европейского зрителя песнями европейского же стиля, но вот именно наш, русский фольклор с теми же «Бурановскими бабушками» зашел куда эффективнее. «Бабушки», в отличие от Манижи, заняли второе место, а не девятое, и возможно, в Европу надо было отправлять кого-то ближе к их стилю.
Мы уже писали, что комик из «Камеди клаб» Павел Воля предлагал отправить на «Евровидение» более подходящую под название и дух этой песни певицу Надежду Кадышеву. Но, видимо, это предложение посчитали слишком вычурным и псевдо-национальным выбором для участия в таком серьезном конкурсе, как «Евровидение». Потому-то, скорей всего, и оставили Манижу, остановившись на ее образе самоварной бабы. И, надо признать, своего эффекта авторы этой затеи добились. По крайней мере, первая реакция, как уже говорилось выше, самая правильная. И она, что и произошло, покорила зашоренных, «откалиброванных» и отшлифованных под «евростандарты» музыкального вещания старой матушки Европы местных ценителей — гурманов, так сказать, от музыкальной еврокухни. Ведь евробюргеры, давно уже пресытившиеся всем, что им могут предложить западные музыкальные продюсеры, ошалели от такого натиска простой русской бабы с ее «Русской женщиной», тем более, что в ее роли выступила этническая таджичка или, как принято говорить в толерантном европейском обществе, россиянка таджикского происхождения — Манижа Далеровна Хамраева (Сангин).
Надо заметить, что когда она говорила на «Евровидении», что оставалась самой собой и ритмично повторяла со сцены парафраз из своей композиции «Ничего не бойся», то не лукавила. Более того, с этим высказыванием связана правдивая история, имеющая под собой реальную подоплеку. Дело в том, что прабабушка Манижи была одной из первых женщин Средней Азии, которая сняла паранджу и заявила, что будет работать. А это даже в начале ХХ века было большой смелостью. Так что семейные ценности, о которых поет и говорит Манижа, имеют в ее семье неоднозначный смысл. И это странно звучит в современной Европе с ее подчеркнутой толерантностью.
А вообще, по мнению жителей западной Европы, жизненная позиция и образ жизни Манижи и ее семьи доказывает ее преемственность западным ценностям. А это для участия в «Евровидении» очень важно. Ее двоюродная сестра, например, Муниса Усманова, является корреспондентом «Первого канала» на Российском телевидении — светской женщиной, а не подневольной женой мужа из какого-нибудь аула.
Между тем поражает световое и техническое обеспечение проведения конкурса. Российский певец и участник одного из прошлогодних конкурсов Сергей Лазарев, например, удивлялся новыми правилами конкурса, благодаря которым можно иметь подпевку из 600 бэк-вокалистов, чего раньше делать было нельзя.
Пару слов можно сказать о концертном костюме Манижи на конкурсе.
«Платье — главный манифест „Русской женщины“ на сцене, — считает сама Манижа. — Оно полностью сделано из тканей со всей России. Это платье демонстрирует, как много национальностей в нашей стране».
Между прочим, придумала его мама певицы — ее правая рука и главный советник по сценическим нарядам — Наджиба Усманова. А идея пришла, когда впервые обсуждалось оформление номера Манижи.
Именно в это время на певицу обрушилась волна ненависти с очевидно шовинистическим душком: может ли таджичка представлять на конкурсе Россию
«Манижа, которая выросла в России, является россиянкой и воспринимает русскую культуру как свою родную, понятную, близкую, задалась вопросом — а кто же современная русская женщина? — вспоминает Усманова. — Мы оглянулись вокруг, заглянули за МКАД и дальше — и убедились в том, что мы ничего не перепутали. Русские женщины, они разные и внешне — цветом кожи, волос, разрезом глаз, — и внутренне. И в этом многообразии, миксе и есть их главная сила и красота».
Кстати, что касается русского национального колорита, то до начала конкурса Сергей Лазарев серьезно сомневался в том, что «Русская женщина», спетая на русском же языке, имеет хоть какой-то шанс на таком конкурсе, как «Евровидение». Однако к утру 19 мая выступление Манижи собрало миллион просмотров на официальном YouTube-канале конкурса. А видео «Русской женщины перевалило уже за 11 миллионов просмотров, став рекордсменом среди всех песен этого года на «Евровидении».
Но действительность, как известно, опровергает все прогнозы и предположения.
«По сути, каждая песня — это хит, — считает Манижа. — Но при этом нет ощущения какой-то жесткой конкуренции между участниками конкурса. Наоборот, все настолько дружелюбны, настолько внимательны друг к другу… Если честно, я давно не встречала таких добрых людей, да еще собравшихся в таком количестве в одном месте».
И это все, как говорится, дало свой результат.
«Я победила себя прежде всего. Если честно, мне не важно, кто что сказал, кто и как оценил, кто на какое место подвинул, кто и что предсказал или не предсказал, — резюмирует Манижа. — Главное, что я сама довольна своим выступлением, что я сумела сделать все так, как должна была сделать и считала нужным».