Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Безнадежное бездорожье

Почему автолюбители Карелии отказываются платить транспортный налог

3604

В Карелии около трети автовладельцев ежегодно не платят транспортный налог. Схожая ситуация и нынче. Как прогнозируют в республиканской налоговой службе, к «часу Х» — 5 ноября, когда истекает срок такого рода платежей, только 70% граждан переведут необходимую сумму в фискальные органы. Основная причина тому, как считают многие в республике, очень плохие дороги. Они так достали карельских жителей, что те решили «голосовать неплатежами». Иного способа, считают, обратить внимание властей на «направления» у них нет.

В самой ФНС Карелии комментируют ситуацию спокойно, давно к подобному привыкли. По словам главы ведомства Вячеслава Масалкина, «те, кто не заплатит в срок, тому уже с 5 ноября пойдут пени».

Некоторые граждане, получив налоговое уведомление, говорят: «У нас плохие дороги, не пойду платить — и все», - обнародовал В. Масалкин на специально созванной пресс-конференции причину «транспортного недобора». — Но мы этот налог все равно доберем. С 5 ноября уже пени пойдут. И сначала мы направим налогоплательщикам требования. А если они не отреагируют, то загрузим мировые суды, они будут работать".

Взыскать с автовладельцев налоговая служба планирует в общей сложности 500 миллионов рублей. Руководитель ведомства не уточнил, это с учетом пени или без. В любом случае для глубоко дотационной республики, каковой в последние годы является Карелия, деньги немалые. Кстати, именно столько требовалось в конце первого десятилетия 2000-х на плановый ежегодный ремонт действующих карельских магистралей. О чем я узнала, изучив капитальный труд местных чиновников под названием «Концепция развития дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года». Но о нем чуть ниже.

Хорошо налоговикам, у них есть, говоря официальным языком «действенные рычаги воздействия на неплательщиков». Так что доберут положенные суммы. А вот как быть рядовым автолюбителям, которые что только не придумывают, чтобы власть обратила, наконец, внимание на те «направления», что преобладают в Карелии над дорогами? Разве что сами эти дороги ещё не перекрывают в знак протеста.

В недавней поездке по северным районам Лесной республики, ваш корреспондент разговорилась в одном из «медвежьих уголков» близ Беломорска с местным жителем, 28-летним Алексеем. Он работал водителем в одной частной автокомпании. Все шло хорошо, пока однажды на дороге между двумя населенными пунктами Алексей не угробил новенькую служебную «вольво».

— Там трасса была такая, что самое правильное было бы давно закрыть её для проезда, - рассказывает он. — Но не закрывают, так как люди в поселках окажутся от мира. Другого пути к ним и от них нет. Я в итоге из той ямы, куда угодил, все-таки вырулил через несколько часов мучений, до конторы своей с горем пополам добрался, но с меня такую сумму затребовали за ремонт, что за год бы с моей зарплатой в 15−20 тысяч не расплатился.

«СП»: — Чем дело закончилось?

— А я в суд подал — и на дорожников, и на нашу компанию. Они же знали, какие испытательные полигоны эти наши «дороги», зачем послали меня туда на новой иномарке? Там если на чём и ездить, то разве что на вездеходе. Меня все товарищи по работе поддержали. Дело тянулось долго. Кончилось тем, что от претензий ко мне отказались.

«СП»: — Но дорогу-то ту несчастную хотя бы залатали?

— А кто будет латать? До власти не достучаться. Про мое «дело» все в республике знали, а толку? Так и осталось личным…

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования Карелии на декабрь 2010 года (более поздних данных найти не удалось) составляет 12 463,2 км. В том числе, федеральная автотрасса «Кола» — 772 км, и автотрассы республиканского значения — от Петрозаводска до приграничных пунктов пропуска. Из них к 2010 году покрыт асфальтобетонным покрытием был всего 2001 км (включая «Коллу»). Хуже всего обстояли дела, понятно, в отдаленных от региональной столицы населенных пунктах. Что-то изменилось за минувшие четыре года?

Про дороги в районе Костомукши и близ Беломорска, по которым не ехала, а мучилась, я уже писала, рассказывая о российско-финском туристском проекте «Белая дорога». А в других местах? Например, в Лоухском районе? Это за Кемью, на самом севере республики, ближе к Кольскому полуострову. Там три года назад побывал с рабочей поездкой глава Карелии, им в то время был Андрей Нелидов. Визит стал событием для местных жителей, десятилетиями не видевших у себя чиновников рангом выше муниципального. Дороги, по которым добирался до районного центра Нелидов, в оперативном порядке тогда же заасфальтировали. Как-то сразу деньги нашлись. А что сейчас?

— Ой, я не знаю, можно ли говорить, — растерялась специалист местной администрации Алевтина Васильевна. — Может, вам лучше с главой администрации поговорить? Только он сейчас в отъезде…

«СП»: — А вы о своем личном впечатлении расскажите. Вам ведь приходится, наверное, выезжать за пределы вашего поселка?

— Конечно, регулярно, работа такая, что на месте не засидишься. Ну что сказать? В центре самого поселка дыры в асфальте минувшим летом залатали, было очень много ям, давно не ремонтировали, теперь стало более-менее нормально. Ещё протянули небольшую асфальтовую «ветку» к железнодорожной станции. Что касается других населенных пунктов района… В них не очень много людей живет. Думаю, по этой причине дорожники туда не спешат.

Звоню в один из поселков Лоухского района — Пяозерск. В нем числится более двух тысяч жителей. Но постоянно проживает порядка 1700 человек, из которых 800 — пенсионеры, 400 — дети.

Снявшая трубку сотрудница сельского поселения Ольга Тарасова не скрывает: дорожный ремонт тянется у них уже… двадцать лет.

— Понемножку ремонтируют «ямочным способом», — объясняет Ольга Ивановна. — На то, чтобы капитально все сделать, средств катастрофически не хватает. Одна надежда — на хорошую снежную зиму.

«СП»: — Чтобы дорога «выровнялась»?

— Точно. От нас до районного центра Лоухи путь неблизкий — 110 км. Асфальта на этом пути, отродясь не было. Обычная грунтовка, сильно разбитая, в дожди «плывущая». Ни разу не ремонтировалась. С весны до поздней осени (если только лето не засушливое, что бывает у нас очень редко) убиваем на дорогу в райцентр не менее четырех часов. Сейчас, когда, наконец, подморозило, да выпал снежок, ездить стало поспокойнее. Добираемся в Лоухи за два с половиной часа.

«СП»: — А часто жителям Пяозерска приходится ездить в район?

— Конечно. У нас же ни поликлиники, ни больницы своей нет, а стариков много, им медицинская консультация требуется регулярно. Плюс — разные «бумажные» дела, в смысле оформления документов. В общем, не ездить не получается.

После того, как прежний карельский глава побывал в Лоухском районе, он пообещал выделить из республиканского дорожного фонда на ремонт местных трасс «всю необходимую сумму». Цифру не назвал, чтобы было, наверное, куда отступать, но народ обнадежил. С тех пор и ждут.

— О какой «Концепции» вы говорите: принятой в 2007 году и рассчитанной до 2015 года? — Переспрашивает меня консультант отдела развития дорожной сети республиканского госкомитета по транспорту Андрей Мелентьев. — Она давно уже, извините, не документ для нас. Точнее, мы частично использовали её при разработке новой программы, рассчитанной до 2020 года. С новым главой республики произошло перераспределение обязанностей. При Нелидове за ремонт дорог отвечал минстрой. Теперь при Худилайнене — наш комитет.

«СП»: — Много удалось уже сделать?

— Да как сказать… В Петрозаводске порядок постепенно наводим, с автодорогами тут положение самое лучшее в республике (на центральных магистралях, а чуть в сторону от них — те же ямы и колдобины, что и в глубинке — авт.). Чем дальше от столицы, тем, увы, сложнее. По счастью, несколько трасс у нас федерального значения, они поддерживаются в хорошем состоянии. Из средств собственного бюджета отремонтировано за текущий год 28% дорог. Сказывается серьезное недофинансирование. Программой дорожного ремонта на 2015−2017 гг. предусмотрено получение 2,2 млд. рублей. Это самая минимальная сумма, нужно бы раза в три больше. Но хоть бы эти деньги получить!.. Вся надежда на грядущий в 2020 году юбилей: сто лет образования Республики Карелия. Москва ведь нас не забудет, подкинет деньжат на подготовку к славной дате, как думаете?

Так и живем — одной надеждой на Москву. Сами что ж, совсем разучились зарабатывать?

Кстати, Карелия не так уж бедна, как может показаться (или как она хочет казаться?). Достаточно ознакомиться, например, с недавним отчетом Контрольного управления министерства финансов республики о проверках в государственных и муниципальных учреждениях. Согласно ему, в 2013 году было выявлено нарушений на 121,5 миллиона рублей. В том числе, связанных с нецелевым использованием средств — на 14,1 миллиона рублей, неправомерным расходованием — на 9 миллионов рублей, и неэффективным использованием — на 18,6 миллиона рублей. В текущем году общая сумма нарушений, выявленных в госучреждениях, достигла уже 432,5 миллиона рублей. Получается, почти полмиллиарда бюджетных денег либо пошли «не туда», либо вовсе «куда-то пропали».

Сколько дорог, интересно, можно было бы на них отремонтировать?

Фото: Вячеслав Юрасов/Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня