
Харьковского губернатора Игоря Балуту, незабываемого толстяка из команды Авакова, заменили на Игоря Райнина, человека из администрации Порошенко. Балута стал символом стремительной деградации Харькова. Меньше года понадобилось этой ликвидационной администрации, чтоб научный, промышленный, культурный центр смирился с новой местечковой ролью.
Вид из губернаторского окна на площадь Свободы, самую большую в Европе, омрачился и превратился в «Балутную площадь». Здесь профессиональные патриоты пропагандируют «АТО», на которую, правда, должен отравиться кто-то вместо них. Здесь майданные жлобы глумятся над пожилыми людьми иных политических взглядов и снимают свои убогие «победы» на видео. Здесь свалили памятник Ленину, избивая несогласных. А «три толстяка» — Аваков, Геращенко и Балута, насаждавшие новый «орднунг» в Харькове, самодовольно наблюдали за бесчинствами. Губернатор был озабочен не тем, как обезопасить и защитить своих земляков от произвола, а тем, как «отмазать» боевиков от ответственности.
Крупногабаритного Балуту, изначально раздражавшего значительную часть харьковчан, заменили на более компромиссную фигуру. Это не означает, что перед Харьковской областью открылась какая-то особая перспектива, что ситуация изменится к лучшему. Не для того Балута выполнял свою ликвидационную миссию. Игорь Райнин — это не тот губернатор, который устраивает жителей Харьковской области. Это связующее звено между президентской администрацией, возглавляемой харьковчанином Борисом Ложкиным, и правительством. Это человек, который устраивает как Порошенко, усилившего свое влияние в регионе, так и Авакова, потерявшего своего ставленника. С апреля прошлого года Райнин был первым заместителем Балуты. А в ноябре переместился в кресло заместителя главы Администрации президента.
Порошенко, представляя нового губернатора, говорил о необходимости усилить обороноспособность Украины. Надо полагать, что от Райнина ожидают стахановских темпов и в работе оборонных предприятий, и в мобилизации. На заре создания батальонов территориальной обороны Балута заверял, что все мобилизованные в региональное подразделение останутся в Харьковской области. Но вскоре бойцов 22-го территориального батальона отправили в зону «АТО». Губернатор продолжал врать: в мае, накануне президентских выборов, обещал родственникам мобилизованных, что батальон вскоре вернется домой для охраны важных объектов.
Обещанного полгода ждут… Батальон вернулся в Харьков на ротацию только в конце ноября.
Нового губернатора Игоря Райнина никто не ловил на слове, он никому не обещал, что служба будет по месту жительства. При мобилизационных мероприятиях у него будет железная отговорка: он не несет ответственности за то, что Балута обманул земляков. На поверку выходит: харьковчане уличают во лжи и предъявляют претензии человеку Авакова (а значит — из команды Яценюка и Турчинова), а заменен он порошенковским ставленником, с которого пока и взятки гладки…
Слухи о том, что в губернаторское кресло вот-вот сядет человек Порошенко, ходили еще в конце прошлого года. Тогда главным кандидатом называли сельскохозяйственного бизнесмена Валерия Дему. Но во время осенних парламентских выборов Дема, идущий от «Блока Петра Порошенко», в своем с мажоритарном округе проиграл Дмитрию Добкину, брату экс-губернатора Михаила Добкина. Получалось: человек, которого президентская команда прочит в губернаторы, уступает в популярности бывшей власти — даже не самому Добкину, а его брату. И это при том, что авторитет экс-губернатора значительно упал… Тут вовремя подвернулся Игорь Райнин, хорошо зарекомендовавший себя, по меркам порошенковской власти, за пару месяцев работы в президентской администрации.
Комментируя назначение Райнина, харьковский мэр Геннадий Кернес выдал свои «фирменные» афоризмы: «Я думаю, он системный человек, который должен проявить себя, в том числе в этой системе… Я думаю, что у него достаточно нормальный склад ума». В подтексте этих поощрительных оценок остается и отношение мэра к бывшему губернатору Балуте. В свое время Кернес, вернувшись из Израиля, где лечился после ранения, заявлял в телеинтервью, что доверяет информации, опубликованной «КиберБеркутом», свидетельствующей о причастности Авакова и Балуты к покушению на него.
Когда в конце февраля 2014 года в обладминистрацию пришли «на экскурсию» незваные гости с евромайдана, они первым делом выдвинули ультиматум: Добкин и Кернес сюда больше не войдут… Затем какие-то активисты и журналисты, представлявшие худосочный харьковский евромайдан, выдвинули требование к киевским кураторам: назначить губернатором их вожака. Выдвинутый ими кандидат Дмитрий Пилипец, молодой врач-патологоанатом, был популярен в очень ограниченных кругах. Жители «первой столицы» ужаснулись при мысли, что назавтра в СМИ могут появиться заголовки: «Патологоанатом для Харькова». Да и серьезные люди, курировавшие харьковский майдан, от души похохотав, поблагодарили местных активистов-евроинтеграторов за усердные старания и решили, что предлагать «вскрытие» еще рановато — достаточно просто унизить Харьков. А по внешним данным никто так не подходил для этой миссии — унизить «первую столицу», — как Игорь Балута.
Наверное, детский педиатр-инфекционист Балута мог стать хорошим врачом. Но он ушел в бизнес, потом попал в политику. После майдана 2004 года стал чиновником при губернаторе Авакове. При Янковиче был депутатом Харьковского облсовета от тимошенковской «Батькивщины». Аваков легко и вовремя менял партии и хозяев, а Балута преданно следовал за ним. И вот, с победой второго майдана, бывший педиатр-инфекционист Балута оказался в глазах кураторов куда более предпочтительной кандидатурой на губернаторское кресло, чем действующий патологоанатом Пилипец: просто политический «тяжеловес» рядом с «молокососом»… Он заступил на должность 2 марта 2014 года, как раз на следующий день после того, как харьковчане очистили обладминистрацию от захватчиков-евромайданеров.
В конце февраля 2014 года Добкин написал заявление об увольнении. В шапке этого заявления значилось: «Президенту Украины». При этом не указывалось имя президента. Губернатору удалось соблюсти юридические формальности: принять его отставку мог только президент. Тогдашнего и. о. президента Добкин не признавал. Если сегодня считать незаконно смещенного Януковича законным президентом Украины, то и Добкин — до сих пор законный губернатор Харьковской области…
Защитники Харькова (так потом и называлось это движение) 1 марта 2014 года вошли в захваченное здание обладминистрации во время многотысячного митинга на площади Свободы. В те дни она действительно была площадью Свободы для харьковчан, взявших на себя ответственность за судьбу города. Но впоследствии, в «балутном» варианте, площадь Свободы показала, что главной ценностью этой свободы является возможность унижать. Науку унижать Балута и его сторонники старательно постигали на протяжении года. Начиналось с того, что активисты евромайдана, поселившиеся в здании ХОГА, упаковали вещи еще действующего губернатора Михаила Добкина и вынесли их на улицу.
А летом, когда украинские войска вошли в Славянск, Балута наслаждался унижением жителей этого города. Он тогда сам участвовал в раздаче продуктовых пайков. На видео этой гуманитарной пиар-акции Балута напоминает мясника с Благовещенского базара. Карманные журналисты обеспечивали нужный эффект. В кадры попало только необходимое. Изможденные жители города толпятся перед продуктовой фурой, тянут руки за пакетами с гуманитарной помощью. Сердобольный губернатор соседней области выдает им по курице и фрукту в порядке очереди. По справедливости. Балута призывает людей к спокойствию. Снисходительно одергивает тех, кто напирает… И только благодаря полному видео удалось воссоздать всю картинку. Это унижение славянцев и пиар Балуты ловко и подло режиссировались. Люди долго и терпеливо ждали… Устроители мероприятия технично тянули время, собирая длинную очередь, которую снимут на камеру…
Летом Балута запомнился еще одной государственной «заслугой» — сворачиванием всех программ приграничного сотрудничества.
А осенью появилась информация о вопиющих финансовых нарушениях обладминистрации. Секретарь Харьковского обкома КПУ, депутат нескольких созывов Алла Александровская провела в ноябре пресс-конференцию, где пролила свет на подробности этой растраты: «На днях обнародована докладная записка „О состоянии финансово-бюджетной дисциплины (по результатам контрольных мероприятий, проведенных Государственной финансовой инспекцией в Харьковской области за 9 месяцев 2014 года)“. Я когда прочитала, мне стало дурно. Здесь говорится, что проверили достоверность кредиторской задолженности 1193 распорядителей бюджетных средств. И не подтверждена достоверность у почти ста из них. То есть получается, что почти сто из них использовали бюджетные средства неправильно. Дальше здесь говорится: „Выявлены финансовые нарушения, которые привели к утрате ресурса, на общую сумму 325,5 миллиона гривен“. Это докладная записка, которая легла на стол главе обладминистрации Балуте. Я прочитала его резолюцию: докладную записку довести до сведения глав райгосадминистраций, руководителей департамента
Директор Восточноукраинского центра стратегических инициатив Роман Травин прокомментировал «Свободной прессе» эту губернаторскую замену:
— С момента создания в 1995 году областных государственных администраций в Харьковской области до 2014 года сменилось всего пять губернаторов (не считая пары кратких переходных периодов с исполняющими обязанности): Александр Масельский, Олег Дёмин, Евгений Кушнарев, Арсен Аваков и Михаил Добкин. Все они люди с харизмой. Кроме того, все перечисленные руководители области были людьми известными и влиятельными в Харькове, могли формировать собственную повестку дня. И главное: были самостоятельными политическими фигурами. Пусть и первые трое — в большей степени, а последние двое — в меньшей. Назначенцы последнего года — и Игорь Балута, и Игорь Райнин — люди в регионе малоизвестные, не обладающие авторитетом предшественников и несамостоятельные. Отстаивать интересы области, как это делали их предшественники, они не смогут, потому что не обладают достаточным влиянием. В целом это достаточно печальная тенденция для такого значимого региона, как Харьковщина.
Харьков
Снимок в открытие статьи: Игорь Балута / Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ