Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
12 марта 2015 13:28

На доброте не экономят

Что думают о благотворительности в нашей стране победители программы «Лучшие социальные проекты»

2029

В начале марта в Москве прошла торжественная церемония подведения итогов национальной программы «Лучшие социальные проекты». Программа была создана в поддержку курса правительства России на укрепление социальной политики на основе партнерства государства, общества и бизнеса. И, на самом деле, очень важно, что у нас в стране есть крупные компании, для которых слово — благотворительность, не пустой звук, а целое направление в деятельности. Причем, большинство из них не просто помогают обездоленным деньгами, а создают рабочие места, образовательные программы, помогают развиваться, расти профессионально. Сегодня частные компании принимают участие в образовании и воспитании детей, их профориентации, они не забывают стариков и инвалидов. Все это — для нашего общества имеет огромное значение.

Связывают свою судьбу с Россией

— Есть большой слой людей в бизнесе, которые сделали нечто новое и хотят тиражировать свой успешный опыт на страну. Немалый слой таких людей есть и в общественно-социальной сфере. Это люди неравнодушные, активные, нацеленные не только на извлечение прибыли. При этом они однозначно связывают судьбу свою и своих детей с Россией и, соответственно, стремятся улучшить в ней жизнь. Мы обязаны отыскать таких людей и поддержать их начинания, — заявил Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив, открывая пленарное заседание.

На пленарном заседании выступили также Мария Черток, директор CAF в России; Искандер Султанов, ответственный секретарь либеральной платформы партии «Единая Россия»; Сергей Голубев, генеральный директор Фонда социальных инвестиций; Надежда Сурова, профессор кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Плеханова.

Затем состоялась конференция, на которой участники обсудили проблемы социального развития России.

Самым приятным моментом работы конференции стало награждение проектов программы, которую открыла Эвелина Бледанс — актриса театра и кино, певица, телеведущая, которая была в восторге от происходящего:

— Когда меня пригласили вести это мероприятие, я ни секунды не сомневалась, потому что знала — я окажусь в компании единомышленников и коллег. Однако я и представить себе не могла, что увижу столько представителей совершенно различных организаций изо всех отраслей жизни экономики и общества, заявила Бледанс.

И это действительно так. По словам Риммы Погодиной, старшего преподавателя кафедры интегрированных коммуникаций факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ, появились не только новые номинации, темы, но что еще более важно — увеличилось количество участников и география. Это говорит о заинтересованности не только власти, но и самого бизнеса и власти в построении социального диалога с обществом.

А что по этому поводу думают сами представители бизнеса? Компании, которые развивают не только благотворительность, но активно создают новые социальные программы. Это тем более важно в условиях экономического кризиса, когда бюджет страны стал дефицитным и многие социальные направления ставятся под сомнения.

«Свободная пресса» пообщалась с представителями компаний-победителей программы «Лучшие социальные проекты» и узнала, что они думают о своем участии в ней:

— «Футбольный клуб Динамо всегда выделял особое место именно детским проектам в своей социальной деятельности. Создание позитивной и здоровой атмосферы в школах, воспитание молодежи и студентов через физическую культуру и спорт, пропаганда здорового образа жизни — были и остаются одними из главных задач московского Динамо, не желающего оставаться в стороне и оказывающего влияние на формировании ценностей нового поколения». — Говорит Ирина Тихомирова, директор по маркетингу и коммуникациям ФК «Динамо».

— В этом году наша компания впервые приняла участие в программе «Лучшие социальные проекты», и я хочу отметить, что организаторам удалось создать отличную площадку для обмена практическим опытом и выстраивания партнерства между ответственным бизнесом, некоммерческим сектором и государством. Мы благодарим за признание и высокую оценку нашего проекта «Рождественский Караван Coca-Cola», который является частью корпоративной волонтерской программы, направленной на социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подопечных детских домов и школ-интернатов. Это, пожалуй, самый любимый волонтерский проект в Компании — каждый шестой сотрудник лично участвует в его подготовке и реализации", — отмечает Наталия Серегина, руководитель направления корпоративной социальной ответственности, Coca-Cola HBC Eurasia.

— Мы благодарны программе за то, что сегодня, отмечая наш проект наградой, общество признает и поддерживает наши скромные заслуги в призыве всем социально-ориентированным компаниям подключиться к нашему движению памяти «1941−1945 г. г. Истории очевидцев», — говорит Заур Балагов, президент холдинга «Даймонд».

— Увеличение количества участников ежегодной программы «Лучшие социальные проекты России» по сравнению с прошлым годом безусловно демонстрирует заинтересованность российских компаний во внедрении в свою деятельность принципов социальной ответственности. Стоит отметить, что подобные мероприятия формируют теоретическую и практическую базу КСО, дают бизнесу возможность открытого диалога с государственными органами и гражданским обществом в отношении передовых методов работы в области социальной ответственности, — считает Павел Самиев, управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX)

Сделать мир чуточку лучше

Понятно, что компании начинают благотворительные программы не ради участия в различных мероприятиях. У каждой из них — свой путь в этом направлении. Наш корреспондент поинтересовался у представителей некоторых из них, как все начиналось.

Наша собеседница — Марина Пнева, координатор социальных и благотворительных программ «Берингер Ингельхайм».

«СП»: — Что побудило компанию Берингер Ингельхайм заняться поддержкой социального предпринимательства?

— Как и многие международные компании в России, мы активно занимались благотворительностью, в основном направленной на помощь детдомам по всей России. Несколько лет назад мы начали активную поддержку социального предпринимательства, которое начало развиваться в нашей стране. Всем известная китайская пословица: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, дайте удочку и научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь», как нельзя лучше объясняет желание нашей компании взять курс на социальное предпринимательство.

Мы считаем, что в современной России благотворительность необходима, и мы продолжаем ею заниматься, только теперь на уровне волонтерских начинаний сотрудников, для которых компания создает все условия (акции «Старость в радость» по сбору подарков и вещей первой необходимости для домов престарелых, акции «Стань донором, не выходя из офиса», благотворительные ярмарки и т. п).

Что касается, социального предпринимательства, мы, как компания, работающая в сфере здравоохранения, выбрали для себя помощь людям с ограниченными возможностями. Началось все с эпизодической помощи социальным предпринимателям, работающим в этой области — например, грант социальной компании Либерти, организующей турпоездки для людей в инвалидных колясках. На эти деньги компания смогла приобрести второй автобус, оснащенный всем необходимым для перевозки людей, лишенных возможности передвигаться.

Наш проект Акрополь, который мы осуществляем совместно с некоммерческим центром «БезГраниц Кутюр» направлен на работу с людьми с ампутациями.

Второй большой проект мы осуществляем совместно с Университетом им. Баумана (отделением для студентов с нарушениями слуха) и Центром содействия социальным инновациям «Технологии возможностей».

Одной из главных проблем инвалидов в России является трудоустройство. Нашим скромным вкладом в ее решение стало заключение договора с социальной компанией ID-express, в которой работают люди с инвалидностью. Качество их курьерских услуг — выше всяких похвал.

«Это философия нашего бизнеса»

К руководителю по бизнес-коммуникациям ОАО «МегаФон» Максиму Мотину мы обратились со следующим вопросом:

«СП»: — Как вы оцениваете состояние благотворительности в нашей стране?

— Благотворительная отрасль в последние годы развивается активными темпами. Появляется все больше компаний, которые системно занимаются благотворительными проектами, вкладывают ресурсы в развитие института благотворительности. Но, конечно, в общемировом масштабе нам есть куда расти. Именно поэтому важны образовательные мероприятия для Фондов и НКО (например, в начале февраля мы провели первую образовательную конференцию «Добро» для 135 представителей НКО из 50 городов России). «МегаФон» в 2013 году систематизировал благотворительную деятельность, утвердил Политику благотворительности, определил направления помощи и системно занимается помощью детям-сиротам и их социализацией, а также проектами, направленными на помощь людям с инвалидностью.

«СП»: — Что побудило компанию «МегаФон» заняться благотворительностью?

— Это философия нашего бизнеса: он развивается не только для того, чтобы получать прибыль, а ради развития общества. Миссия нашей компании — устранять барьеры в общении. В том числе и барьеры общественного непонимания. Помочь тем, кто в этом нуждается.

Мы утвердили политику благотворительной деятельности, определив критерии того, кому мы помогаем. Это помощь детям-сиротам в детских домах и помощь инвалидам. Мы работаем только с прозрачными НКО и благотворительными организациями и не работаем с государственными структурами, религиозными организациями и политическими партиями. Любой фонд может обратиться к нам и представить свой проект. Наши коллеги на местах проведут первую проверку. Мы стараемся помогать тем проектам, которые действительно решают проблемы общества.

Филиалы высылают проекты в головной офис, а после собирается наш Благотворительный комитет: юристы, служба безопасности, финансисты, HR, топ-менеджмент. Если вопросов нет, мы финансируем программу. Разовые мероприятия мы не поддерживаем, интересны именно системные проекты.

В России — уникальные традиции

Следующий наш собеседник — Виктор Благовещенский, ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ»

"СП": — Как обстоят дела с благотворительностью в России сегодня?

— Сейчас в России дела с благотворительностью обстоят, на мой взгляд, не очень. Статистика удручает: наша страна «плетется» в хвосте развитого мира по данному социальному явлению. Отличительная черта любой прогрессивной страны — широкое развитие благотворительности, которая призвана уравновешивать жестокость свободного рынка. Там законы поощряют благотворительность, существенно снижая налоги. В России пока иначе.

При этом именно у нас уникальные традиции по благотворительности. Поразительно, но известная благотворительница Варвара Алексеевна Морозова, когда-то пославшая в школу яблок, велела доложить ей, по сколько штук досталось каждому ученику. А члены попечительских советов учебных заведений знали по имени всех своих учеников! Сейчас же зачастую благотворительность — это просто «списывание» денег со счета, банальная отмашка для успокоения совести.

Стоит отметить, что ГК «РОСВОДОКАНАЛ» рассматривает благотворительность, как часть социальной политики. В компании выработана комплексная программа.

К примеру, «Росводоканал Барнаул» помогает Школе биатлона олимпийского чемпиона Сергея Тарасова, где занимаются самые талантливые дети-воспитанники Центра стрелковой подготовки «Биатлон».

"Росводоканал Краснодар" в 2014 году выделил 7 млн. рублей благотворительному фонду поддержки слепоглухих людей.

В Оренбурге, Твери и Воронеже Группа компаний сделала упор на детей. Водоканалы шефствуют над детским садом и домом, школами.

«Росводоканал Тюмень» помогает Тюменской областной общественной организации ветеранов боевых действий правоохранительной и военной службы.

Омский водоканал проводит бесплатные экскурсии на объекты предприятия. В апреле «Росводоканал Омск» ждет в гости кадетов старейшего учебного заведения России — Омского кадетского военного корпуса. Это совместный проект с международным экофондом «Чистые моря».

На мой взгляд, в скором будущем Россию ждет возрождение отечественных традиций благотворительности.

В 60 — пора садиться за парту

Компания МТС свои соцпроекты направила на людей старшего возраста. Об этом мы говорим с Еленой Серегиной, директором департамента корпоративной социальной ответственности МТС.

«СП»: — С 2012 года компания МТС реализует проект «Сети все возрасты покорны». Насколько он эффективен для людей старшего возраста в адаптации к современной жизни?

— Образовательный курс «Сети все возрасты покорны» разработан специально для аудитории 50+. В очень доступной форме ученикам наших курсов рассказывают о пользе Интернета для жизни. Как найти расписание электричек, записаться к врачу, создать свой личный кабинет, оплатить за услуги. Все это очень облегчает и делает более качественной жизнь людей старшего поколения.

«СП»: — Какой средний возраст участников проекта и с какими трудностями они сталкиваются?

— Средний — 60 лет. Самого старшему нашему слушателю — 87 лет. Поверить в себя — основная трудность в этом. Если пришел на курсы — трудностей изучить азы интернета нет.

«СП»: — Сотрудничает ли компания МТС, организуя компьютерные курсы, с региональными органами социальной защиты?

— Да, в регионах обязательное сотрудничество и с пенсионными организациями, и с местными министерствами соцзащиты.

«СП»: — Кто ведет курсы для пенсионеров и как происходит отбор преподавателей, ведь в работе с пенситонерами есть свои специфика и сложности?

— Везде по-разному. Например, в Казани мы используем ресурсы преподавателей действующего вуза-партнера. В Обнинске ресурсы студентов-волонтеров и библиотекарей. Но наша надежда, что главными помощниками в изучение Интернет-грамотности станут родственники и близкие людей зрелого возраста. И тогда наши уроки выполнят еще большую социальную миссию — они подарят не только знания, но и оградят от одиночества. Уроки в прямом доступе можно посмотреть на сайте «Сети все возрасты покорны».

А вот что о благотворительности думает Вероника Фомичева, организатор Такс Парада (г. Санкт-Петербург):

— Такс Парад показал, что сбор благотворительных средств может носить позитивный характер: можно не только «просить», но и одновременно «развлекать», принося хорошее настроение. В мероприятии «Такс Парад» принимают участие более 1,5 тысяч человек. Праздник носит городской статус и уже стал доброй традицией Северной столицы. Такс Парад также позволяет зарабатывать, продавая сувениры и тематическую продукцию. Все вырученные деньги идут на поддержку команд. В этом году, вы первые, кто об этом узнает — специально для марша такс в карнавальных костюмах на 20 минут перекроют Большой или Средний проспект Васильевского Острова.

Для тех кто не знает, скажем, что такс-парад пройдет 30 мая на Васильевском острове и он будет третьим по счету и будет посвящен Дню защиты детей. Этот праздник организован администрацией Василеостровского района совместно с обществом любителей собак породы такса.

Умейте делать добро от души!

Последние новости
Цитаты
Александр Ющенко

Руководитель пресс-службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ

Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

Кирилл Кабанов

Член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ), глава Национального антикоррупционного комитета

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня