22 июля на сцене Александринского театра Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы Давида Тухманова «Царица». Столь пафосного и помпезного спектакля, пожалуй, еще не видела сцена императорского театра. В финале на сцену вышли сразу три (!) Екатерины (исполнительницы разных возрастов), расступились сто хористов, и на заднем плане появился памятник великой царице, точь в точь воспроизводящий тот, что стоит в тридцати метрах от Александринки.
Переполненный зал взревел от восторга, от сознания того, что в России умеют создавать роскошные, зрелищные спектакли, что опера, оказывается, жанр не забытый, а вполне живой и актуальный.
Абсолютно счастливым человеком в этот момент выглядел выдающийся российский композитор Давид Тухманов. Свое 69-летие он отметил 20 июля спектаклем, к которому шел всю жизнь. Автор великой песни «День Победы», десятков любимых мелодий, создатель таких экспериментальных проектов, как диск «По волне моей памяти», рок-группа «Москва», Давид Федорович последние несколько лет посвятил идее создания «открытой оперы».
— Никакого заказа на эту оперу не получал ни я, ни авторы либретто (Юрий Ряшенцев и Галина Полиди — авт.), — признался Давид Федорович обозревателю «СП» — Это абсолютно творческий проект. Я много размышлял, прежде чем принялся за партитуру, и обратил внимание на то, что, несмотря на все веяния моды, действительно популярными и репертуарными на все времена становились те сочинения, в которых доминирует ярко выраженное мелодическое начало.
А поскольку нынешнее состояние нашей эстрады просто исключает песни, основанные на мало-мальски богатой и развитой мелодии, я решил попробовать реализовать свой мелодический запас именно в оперном жанре. «Царица» — опера русская: хоры, хоровой речитатив — это, конечно, традиция Мусоргского. Оркестр по составу — простой симфонический, иногда удвоенный. Вокальные партии достаточно сложны, но вполне исполнимы для профессиональных оперных певцов. Хотя есть в «Царице» и немного атонализма, а некоторые дворцовые, «императорские» сцены стилизованы под музыку эпохи барокко.
Давид Федорович отдавал себе отчет, что поставить новую оперу, а не «Тоску», не «Аиду», сегодня практически нереально. Да и менеджерскими талантами Тухманов никогда не блистал. На помощь пришел давний друг композитора народный артист России Лев Лещенко, чей круг возможностей безграничен. Не сразу, но он нашел единомышленников, встретив Николая Цветкова, председателя совета директоров крупной уральской корпорации.
— Он ознакомился с музыкой, выслушал нас, а потом просто спросил: «Сколько вам надо денег?». Мне не очень нравится слово «спонсор», это, скорее, возрождение русской традиции меценатства. А что касается премьеры, могу сказать одно: ничего подобного из всего, что я видел за последние годы, у нас просто не было. Последней настоящей постановкой большой исторической оперы была «Война и мир» Бориса Александровича Покровского в 1959 году в Большом театре. Прошло полвека… — рассказал Лев Лещенко.
За глобальный проект взялся московский театр «Геликон-опера», режиссер-постановщик Дмитрий Бертман. В итоге на сцене появляются три царицы: Княгиня Екатерина, Екатерина II, Императрица Екатерина Великая. Одной из исполнительниц партии Екатерины стала Мария Максакова, лауреат различных оперных фестивалей и конкурсов, одна из ведущих солисток «Геликон-оперы». Она — дочь известной театральной актрисы Людмилы Максаковой и внучка оперной примы Большого театра Марии Максаковой.
Санкт-Петербург
Фото автора