Похоже, к громким судебным процессам над десятками харьковских политзаключенных, неугодных режиму, вскоре может добавиться еще более скандальное дело. 15 апреля в Киевский районный суд г. Полтавы поступили материалы уголовного производства по обвинению мэра Харькова Геннадия Кернеса. В течение пяти дней должно состояться предварительное судебное заседание.
Мэра Харькова и двух его охранников обвиняют в похищении активистов майдана, их пытках, угрозе убийством. Еще в начале марта следователи Генпрокуратуры сообщили Геннадию Кернесу о подозрении в совершении этих преступлений и объявили о завершении досудебного расследования. Харьковский мэр сразу же отреагировал на это, заявив в эфире местного телеканала: «Уже год меня преследуют, изображают следствие. А на самом деле стараются дискредитировать перед харьковчанами. Конкретный пример — попытка изменить подсудность: несмотря на то, что якобы местом преступления Генпрокуратура определила Харьков, судить меня хотят в Киеве. Это очевидная попытка устроить ангажированный процесс, иметь возможность давления на суд».
1 апреля в эфире одного из украинских телеканалов, Кернес сказал: «В материалах против меня только слова потерпевших, подкрепленные словами их друзей. Кроме этого нет ничего». А 2 апреля Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел перенес рассмотрение дела Геннадия Кернеса из Дзержинского райсуда г. Харькова в Киевский райсуд г. Полтавы. Главный мотив переноса — опасения, что обвиняемые окажут давление на суд.
Депутат Верховной Рады Антон Геращенко, говорящая голова Министерства внутренних дел, хотя и в статусе советника, тогда активно анонсировал решение Высшего специализированного суда: «Что уж тут говорить о возможном влиянии на суд со стороны Геннадия Кернеса, который с марта 2006 по 2010 год был секретарем Харьковского городского совета, а с ноября 2010 года по сегодняшний день пока еще занимает пост Харьковского городского головы? Кроме того, представитель Генеральной прокуратуры считает правильным перенести слушание дела Кернеса из Харькова в любой другой город, ввиду возможной угрозы террористических актов, аналогичных взрыву у Московского районного суда в январе этого года… Уверен, что судьи Высшего специализированного суда примут сегодня взвешенное, законное и справедливое решение на благо народа Украины». А потом восторженно комментировал итоги: «Соломоново решение! Как ни старались адвокаты пока еще харьковского мэра представить его белым и пушистым, суд по делу о подозрении Геннадия Кернеса в похищении, пытках, угрозе убийством будет перенесен в Киевский районный суд города Полтавы».
Геращенко вообще охотно появляется везде, где назревают какие-то неприятности для Кернеса. Советника Авакова часто называли одним из возможных претендентов от команды министра внутренних дел на пост харьковского градоначальника на предстоящих местных выборах. Но эта команда отлично понимает, что в «несвидомом» и «ватном» Харькове Антону Геращенко (и любому другому соратнику Авакова) не светит выиграть у Кернеса во время выборов. Поэтому борьбу надо выигрывать до выборов.
Почему Геращенко, а не Аваков озвучивает все перипетии войны правоохранителей с Кернесом? Видимо, для министра внутренних дел пытаться самому вести публичную кампанию по посадке харьковского мэра — плохая примета. Ведь в свое время министр Юрий Луценко, вызвавшийся посадить Кернеса, тогда еще секретаря горсовета, вскоре сам угодил за решетку…
15 апреля комментировал дело Кернеса еще и глава СБУ Валентин Наливайченко. На заседании антикоррупционного комитета Верховной Рады он огорчил нетерпеливых противников харьковского мэра: «Что касается господина Кернеса, то по состоянию на сегодня нет решения суда о его задержании. Его довезли в суд, и доказательной базы не хватило. Суд решения об аресте не принял. Это означает, что должна быть продлена следственная работа и сбор доказательств». Чем не руководство к действию? Глава СБУ как бы намекает товарищам из смежных силовых ведомств: тщательнее надо работать.
Тем временем, маховик преследований продолжает раскручиваться.
14 и 15 апреля состоялись судебные заседания по наиболее резонансным из харьковских политических дел.
Во вторник Киевский районный суд г. Харькова продолжил знакомство с материалами дела Спартака Головачёва. Процедура эта происходит медленно и печально. В конце марта Спартаку Головачеву (как и Дмитрию Пигореву и Валерию Калугину, проходящим по тому же делу) была продлена мера пресечения в виде содержания под стражей до 29 мая. Два последних заседания — в марте и апреле — были посвящены знакомству с первым томом (всего в деле 6 томов). Судья Диденко почитал первый том сорок минут — на этом заседание закончилось, хотя Спартак Головачев хотел продолжать знакомство с материалами дела. Судья сослался на занятость и напряженный график. А следующее заседание назначено на 19 мая. У Головачёва возник логичный вопрос: сколько же понадобится времени, чтоб такими темпами ознакомиться с шестью томами?
В этот же день в Киевском районном суде г. Харькова состоялось предварительное заседание по обвинению Игната Кромского (активиста антимайдана по прозвищу Топаз). Суд пролонгировал Кромскому содержание под стражей на очередные 60 суток. Топаза обвиняют и в участии в массовых беспорядках, и в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, и в незаконном завладении транспортным средством. При таком обилии «злодеяний» в картине, нарисованной следствием, никто из потерпевших не явился на предварительное заседание. Его перенесли на 22 апреля.
15 апреля состоялось судебное заседание Октябрьского районного суда г. Харькова по изменению меры пресечения милиционерам из Луганской области, обвиняемым в незаконном обращении с оружием, боевыми припасами или взрывными веществами. «СП» уже писала об этом «тротиловом» деле: в июне 2014 года начальник службы участковых инспекторов милиции Рубежанского горотдела Сергей Клименко ехал с тортом на день рождения к сыну; машину вел его заместитель Роман Владимиров; они были остановлены на блокпосту батальона «Чернигов»; в автомобиле «борцы с терроризмом» обнаружили георгиевскую ленточку… Милиционеров задержали, избивали и истязали. А на следующий день в машине, перегнанной в другой населенный пункт уже без задержанных хозяев, «обнаружился» тротил… Несмотря на то, что у Клименко тяжелое онкологическое заболевание, его три месяца продержали в СИЗО, — и только осенью адвокаты добились, чтобы милиционеру смягчили меру пресечения. Сначала содержание под стражей заменили на круглосуточный домашний арест, не позволявший пройти необходимый курс лечения. А в конце октября Апелляционный суд Харьковской области принял решение ограничить домашний арест ночным временем. Всё это время Роман Владимиров оставался в изоляторе. 15 апреля суд в очередной раз продлил ему меру пресечения в виде содержания под стражей — до 12 июня.
Адвокат Евгений Надоля, представляющий в суде интересы Сергея Клименко и Романа Владимирова, рассказал «Свободной прессе»:
— Мы возражали против назначения обвинительного акта к судебному рассмотрению, поскольку Клименко вообще не ознакомили с материалами досудебного расследования, а Владимирова ознакомили частично. Органу досудебного следствия мы неоднократно подавали ходатайства о допросе свидетелей, о проведении одновременного допроса двух лиц, которые игнорировались и следователем, и прокурором. Поэтому сторона защиты была вынуждена подать жалобу на бездеятельность следователя Курченко, которая определением следственного судьи была удовлетворена еще 13 ноября. Но это определение до сегодняшнего времени не выполнено органом досудебного следствия. Никаких следственных действий по криминальному производству не проводилось. Обстоятельства, сформулированные в обвинительном акте, надуманы и безосновательны: в действиях Клименко и Владимирова отсутствует состав преступления, предусмотренного статьей 258 УК (террористический акт)…
Защита просила Октябрьский районный суд Харькова, куда было направлено дело после изменения территориальной подсудности, о смягчении меры пресечения Роману Владимирову на личное обязательство. Но суд продлил меру пресечения в отношении Владимирова. При этом принял решение о возвращении обвинительного акта прокуратуре для устранения недостатков.
Харьков
Фото: мэр Харькова Геннадий Кернес (второй справа) во время заседания в Дзержинском районном суде/ Фото: Сергей Козлов/ ТАСС