Майские праздники в Харькове начались с осквернения монумента в сквере «Вечный огонь» на улице Университетской. В ночь с 30 апреля на 1 мая неизвестные вандалы сорвали мемориальную табличку (с надписью: «В день 40-летия Великого Октября тем, кто отдали жизнь за власть Советов») и раскрасили скульптурное изображение знамени в сине-желтые цвета.
Собственно, осквернителей харьковских памятников никто и не ищет, поэтому они числятся «неизвестными». Милиция же ориентирована своим начальством на поиск такой крамолы, как гвардейская ленточка. Так, глава областного управления МВД Анатолий Дмитриев заявил, что если на майские праздники на улицах появятся молодые люди с георгиевскими ленточками, то они будут остановлены правоохранителями для выяснения личности и проверки на причастность к ДНР и ЛНР. При этом милицейское начальство пообещало, что в праздничные дни харьковская милиция обеспечит сохранность памятников. Откуда такая уверенность, — непонятно, поскольку до сих пор, начиная с осени, вандалы крушили советские памятники при попустительстве правоохранителей, а то и у них на глазах. Видимо, логика милицейских чиновников продиктована нехитрой формулой: чем меньше советских памятников остается в Харькове, тем легче их будет охранять.
На постаментах снесенных памятников активисты организации «Громадская варта» повадились устанавливать кресты. В том числе и там, где свалили могильный монумент заместителю наркома по военным делам Донецко-Криворожской республики Николаю Рудневу, надругавшись над захоронением. Члены этой организации, совмещая нравы сектантов с навыками штурмовиков, по собственному усмотрению решают, какие памятники надо сносить, что установить вместо них, как должна называться та же площадь Руднева… Правоохранители не препятствуют их незаконным действиям.
1 мая активисты «Громадской варты», возглавляемые Валентином Быстриченко (без его участия давно уже не обходится ни одна провокация во время харьковских массовых мероприятий), третировали пожилых людей, пытавшихся отметить День международной солидарности трудящихся.
Митинг был запланирован у стелы в честь первой маевки, в сквере неподалеку от Благовещенского собора. Но 29 апреля согласительная комиссия Харьковского горисполкома, рассмотрев заявки общественных организаций на мероприятия с 1 по 9 мая, высказалась против их проведения в связи с угрозой терактов. А на следующий день Харьковский окружной административный запретил общественной организации «Трудовая Харьковщина» проводить заявленное ею первомайское массовое мероприятие.
Когда немногочисленные участники акции, преимущественно пожилые люди, начали собираться близ стелы и развернули там плакат «Мир! Труд! Май!», появился судебный исполнитель. Он зачитал решение суда о запрете митинга. Представитель «Трудовой Харьковщины» изъявил готовность подчиниться. В это время к участникам маевки подошли члены «Громадской варты» и люди в камуфляже, включили звукоусилительную аппаратуру. И вездесущий Быстриченко устроил собственный несанкционированный митинг (на который даже заявку не понадобилось подавать).
Пока главарь «Громадской варты» проводил «политинформацию» для «несознательных» стариков, человек в камуфляже вырвал из рук пенсионеров крамольный плакат «Мир! Труд! Май!» и порвал его. Хамоватые активисты совали национальный флаг в лица пожилым людям: «Вы знаете, что это такое?» Быстриченко истерично вещал в телевизионные камеры: «Мы всюду, где будет разворачиваться флаг ДНР, ЛНР, ХНР!» Правда, у пенсионеров не было ничего, никакой символики, кроме первомайского плаката… Но «общественный страж» Быстриченко требовал, чтоб старики проводили свои мероприятия с национальным флагом, гербом и гимном. И для пущей убедительности врубил им музыку, полюбившуюся завсегдатаям евромайданов: девяностолетнему ветерану Александру Артамонову пришлось из последних сил перекрикивать певца Вакарчука. В ходе пикировки кто-то из активистов «Громадской варты», скандируя «Слава Украине!», якобы услышал от несговорчивых пенсионеров ответное: «Слава России!» Возможно, старики сказали «Слава труду!», а бдительное патриотическое ухо не разобрало сквозь вопли соратников… Но «общественные стражи» тут же пожаловались старшему милиционеру… А негодующая журналистка одного из национальных телеканалов сурово и назидательно произнесла в собственный микрофон, обращаясь к участникам несостоявшейся маевки: «У нас с этим государством — война».
Ветеран вооруженных сил Александр Олейник, участвовавший в этой маевке, говорит: «Если запретили любой митинг, то кто этим, из «Громадской варты» разрешил здесь же проводить свое мероприятие? Мы были без микрофона. Всего один плакат принесли к стеле. И тут же подъехали «правосеки» и «Громадская варта», быстро развесили свои флаги, подвезли усилительную аппаратуру, начали петь бандеровские песни… Отобрали наш плакат. Милиция на всё это не прореагировала. Тут же Быстриченко — «герой дня», неприкасаемый. Кто-то из его людей указал пальцем на парня, снимавшего эти события. Подошли к нему — кажется, «правосеки» это были (их же не разберешь уже): «Идем с нами». «А кто вы такие?» Они ему говорят, что СБУ. А документов не показывают. Начали выхватывать аппаратуру. Он рванул к милиции. Попросил милицию: дескать, пусть те, неизвестные, предъявят документы. Ну, люди подняли шум. От парня отвязались… Они же практически против пожилых людей оказались. А будь участники первомайского митинга помоложе, — так эти национал-патриоты развязали бы драку, как уже не раз бывало. Всё время что-то вынюхивают: кто и что сказал, какая символика, нет ли георгиевской ленточки… Для них же георгиевская ленточка — это один из поводов напасть на русское православие. Недавно губернатор Райнин публично сказал: «Я вас прошу об одном: не выходите с георгиевской лентой. Конечно, он имел в виду не столько 1 мая, сколько 9 мая. На День Победы они будут еще больше бесчинствовать: нагонят таких вот «патриотов», чтоб контролировать: кто с чем вышел, кто чем дышит… Обидно, что в эти майские дни наш парк отдыха заполнен молодыми, здоровыми людьми, пьющими пиво… А в это время кучка стариков выходит за весь город, за наши социальные и гражданские права».
Есть своя железная логика в том, что Украина демонстративно отказывается от празднования Дня солидарности трудящихся. Ведь трудящихся в стране становится все меньше. И власть всё меньше оставляет им возможности не только бороться за свои права, но и отмечать свой праздник.
Представители режима уже не скрывают своих задач: уничтожить те предприятия, которые еще недавно считались флагманами украинской промышленности. Так, народный избранник Александр Кирш (соратник Арсена Авакова, единственный харьковский мажоритарный депутат, представляющий правительственный «Народный фронт» и являющийся советником премьера Яценюка) заявил американскому изданию Christian Science Monitor, что эти предприятия — удавка на шее Украины, поэтому подлежат ликвидации и распродаже. Дескать, на их развалинах можно будет сообразить что-то более выгодное и эффективное… «Но альтернатива — оставить все как есть и остаться друзьями с Россией — она гораздо хуже», — считает Кирш.
Харьковский журналист, депутат горсовета нескольких созывов Константин Кеворкян так отреагировал на эти «экономические инициативы» советника премьер-министра: «Статья авторитетного американского издания о ситуации в Харькове весьма примечательна финальными словами депутата верховной рады г-на Кирша, избранного в парламент по Киевскому району города Харькова. В этом районе расположены известнейшие заводы „ФЭД“, „Коммунар“, Хартрон, Авиационный завод и многие другие предприятия. Теперь инженеры и рабочие этих заводов могут воочию узреть истинное лицо одного из тех, кто виновен в их бедствиях».
Харьков
Фото: проукраинский активист отбирает плакат у участвующих в первомайском митинге/ Сергей Козлов/ РИА Новости