Общество
22 мая 2015 12:52

Хаты с краю

Анастасия Белокурова об украинском телесериале «Последний москаль»

6259
Хаты с краю

«Последний москаль» (Украина, 2015, режиссер — Семен Горов, в ролях — Игорь Скрипко, Юрий Горбунов, Владимир Горянский, Галина Безрук)

Молодой красавец Валера (Игорь Скрипко), сын столичного олигарха во время очередной разудалой вечеринки в ночном клубе узнает о том, что его «батяня-вомбат» ограбил русский народ, был уличен в преступлении и скоренько умотал за рубеж. Все концы в воду, а сынок волей опального отца отправляется прямиком на выселки. Ибо путь в Европу слишком опасен. Историческая родина, почти та самая вожделенная Европа — гуцульское село Большие Вуйки в живописнейшем месте Карпат — ждет нашего героя. Именно там, давным-давно родился папа москалика. Паренек же, сойдя с автобуса, тут же попадает в оборот западного гостеприимства.

Но везде есть жизнь. Валера нисколько не кичится своим статусом, прячет подальше столичные понты, и выдает себя за примирителя семей — давным-давно его отец и его брат (Юрий Горбунов) любили одну и ту же женщину. Гуцулка предпочла более предприимчивого и укатила в Москву. Теперь дядя Валерки коротает жизнь бобылем и очень не любит «представителей Московии». Валера уверяет селян, что прибыл к ним с миротворческой миссией. Многие верят. Но не все. Однако и парень не промах. В критических ситуациях, когда на него в праведном гневе восстает все село, умело цитирует Тараса Шевченко. И побеждает наивных - он адепт мимикрии, умеющий выйти сухим из воды в любой ситуации. А тем временем по его следу идут очень нехорошие люди из Российской Федерации.

Парнишка поначалу выглядит инородным телом в хвосте кометы подлинной

Национальной гармонии — невольно крушит беседку, поджигает дом, выпускает из клетки медведя, перебегает дорогу первому парубку на селе в борьбе за внимание главной девушки Больших Вуек (Галина Безрук). А в этой героине метафорически отображается вся суть гипотетической европейской Украины — говорит на двух языках, имеет высшее образование, умница, красавица, патриотка родных земель. Перед этой диковинкой сердце москвича тает. Глядясь в нее как в зеркало до головокружения, москаль постепенно осознает себя гуцулом — одиночество крови находит свой водоем и растворяется там. В ключевой момент, вместо банального «люблю» он произносит на радость всем Большим Вуйкам

сакральное слово «кохаю».

Несмотря на столь впечатляющее название «Последний москаль», гуцулам — этим подлинным горцам карпатских земель — картина не понравилась. Ну что поделать, если бравый украинский народ выведен на экране простодушной толпой, разгуливающей по деревенским улицам исключительно в вышиванках, не знающей ни интернета, ни иной цивилизации — людьми, которым возможно впарить технический суррогат под видом европейского

косметического средства для кожи. В их деревнях царит полная анархия. Местный голова только решает ссоры селян. Никто ничего не производит. Все работают только на свое внутреннее маленькое хозяйство, но по большей степени глушат самогон, чтобы потом по любой причине выбежать на площадь с веселым криком: «Ганьба, ганьба!» И у каждого на чердаке — обязательный схрон оружия, ждущий вторжения агрессоров-москалей.

Мы слышали, что гуцулы — европейская продвинутая нация. Они сами так говорят. Но как ни странно, кино, которое живописует этот маленький, но очень гордый народ, снятое в государстве Украина, показывает этих людей более чем странными. На прошлом ММКФ доказывать гуцульскую самобытность приехала молодой украинский режиссер Виктория Трофименко с фильмом «Братья. Последняя исповедь». В частности там речь шла о том, что девушка, раздираемая между двумя братцами, предпочла того, у кого было сало. Невероятная история, словно сконсперированная российской пропагандой. Потому что сложно не украинцу поверить в то, что именно этот продукт является мерилом человеческих отношений. В сериале же «Последний москаль» авторы хотели поиронизировать над устоявшимися штампами. Это и вышиванки, и люстрация, и модный гомосексуализм, и работа украинцев в Европе. И для полного счастья в финале самое главное клише — перевоспитавшийся «москаль», вспомнивший о своих корнях и променявший огни большого города на траву у дома. Но, несмотря на столь впечатляющий набор реалий, по существу речь здесь идет не столько о политике, сколько о банальном конфликте города и деревни. Однако на родине авторов, этого, увы, не поняли. Пародия — явно не тот жанр, который примет на ура новорожденная нация.

Фото: группа «Последний москаль» «ВКонтакте»

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Павел Воробьев

Заведующий кафедрой гематологии и гериатрии Института профессионального образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня