Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
4 июня 2015 12:45

Толоконный лоб и женщина с бородой

Лев Пирогов о богословии Ксении Собчак

19528

От госпожи Собчак получены объяснения по поводу её давешнего появления с фальшивой бородой и в священническом облачении. Почему я, такая красивая, в этом наряде вас раздражаю, а толстые мужчины нет? — спрашивает она у общественности через последнее прибежище интеллигентного человека — твиттер. И ещё: как вы не понимаете, что вера в Бога и уважительное отношение к священникам — это разные вещи? И что-то ещё третье, не помню.

Многие люди, мнению которых мне хотелось бы верить, утверждают, что госпожа Собчак при личном с нею общении производит впечатление умной женщины. Гораздо более умной, чем можно о ней подумать, — уточняют они. Почему же тогда информационные поводы, по которым мы о ней вспоминаем, столь далеки от этой келейно расточаемой не для всех репутации? Что за мимикрия такая? Зачем умный человек стремится выглядеть как простой смертный?

У меня есть одна версия. Согласно Закону Старджона, 90 процентов людей — дураки. (По уточнённым для России данным, всего 86 процентов.) И хотя сама Ксения Анатольевна является представительницей оставшихся четырнадцати, чтобы нести свет в электорально жирные 86, ей приходится говорить с ними на их языке. Например: «Какое ВООБЩЕ это все имеет отношение к Вере? Не верить в то, что эти люди-ставленники Божьи, еще не значит НЕ верить в Бога».

Всё прекрасно в этом умственном рассуждении, кроме одного — непонимания дурака.

Все беды России оттого происходят, что умные люди у нас слишком умные. До понимания того, как устроен дурак, как ни кряхтят, опуститься не могут. Вот и начинают для удобства его до себя подтягивать, — а дураку в воздухе ногами болтать непривычно, он злится, нервничает… Получается непонимание и взаимная обида. А ведь могли бы жить!

Вот взять эту «Веру» с большой ксениианатольевниной буквы «В». У умного человека — и театры, и распродажи, и поездки в Италию — кругозор! Конечно, он лучше всякого попа (особенно толстого) знает, как надо верить. А дурак наломался на своей дурацкой работе, на которой ничего, кроме коровьих хвостов, не видел, дополз до дому, а тут ещё приготовь, да постирай, да жену побей — совсем на духовный рост сил не остаётся. Вот и норовит этот вопрос специалисту передоверить.

И то, что умному человеку кажется русской тупостью и поклонением начальству (в данном случае, начальству церковному), на самом деле никакое не поклонение, а крестьянский прагматизм (типа как хрюшку любим, спинку ей почёсываем, зовём Хавроньей Христофоровной, а как вес нагуляла — ножом чик!.. — и смолить. Умный человек не смог бы так, у него «Маленький принц» — «ты в ответе, за тех, кого», там про это ничего нету).

Писатель Вячеслав Яковлевич Шишков в романе «Угрюм-река» описал довольно характерный для русских случай отношения к духовенству. Был там в одном селе поп-забулдыга. Крестьяне и поругивали, и даже побивали его, когда заслуживал, но в храме во время службы, во время таинств относились к нему очень даже почтительно и серьёзно. Его персональные качества в этот момент для них значения не имели. Почему?

Умному человеку это можно так объяснить: вот вы же, когда читаете прекраснейшие стихи или наслаждаетесь игрой гениального актёра, способны отрешиться от того факта, что стихи эти написал человек не очень хороший, что актёр — в жизни самодовольный пошляк и бабник? Человек искусства для вас — медиум, проводник между искусством и вами, средство. Глядя в окно, стекла не замечаешь… Ну, так примерно и тут.

Теперь смотрите. Умный человек со вкусом, когда стихи закончил читать, разве скажет: «Так, стихи мы почитали, спасибо, понравилось, а теперь давайте-ка покричим, что поэт — скотина, — дочь полуторагодовалую за ногу верёвкой к кроватке привязывал?» Нет, конечно. Ну что там дочь. И похуже вещи не замечали — например, соус на скатерти. Нет, воспитанный человек ничего такого орать не будет. Разве что вздохнёт украдкой — о том, как жизнь поэтов неоднозначна. Не из уважения к ним. Из уважения к себе и к искусству.

Так что же заставляет воспитанного человека к служителям муз подходить с одной меркой, а к слугам Божьим с другой? «Вера» с большой буквы? Или что-то ещё?

Мне кажется, что-то ещё. Например, умный человек (то есть, как правило, ошибочно считающий себя таковым) не терпит между собою и Богом посредников, потому что это посредничество слишком ко многому его, такого свободолюбивого и самоуважительного, обязывает. Оно обязывает к дисциплине, труду, смирению, а «умный» этого страсть как не любит. Он же, как правило, не ракетчик — филолог. Какая в филологии дисциплина? Это ракета без неё не взлетит… А в том, чтобы землю копать или коровам хвосты крутить, тоже нужно много терпения, самопринуждения и дисциплины, — вот простачьё 86-процентное и не гнушается священноначалия.

В общем, бытие определяет сознание. У одних оно свободное, у других полезное; хорошо, что первого меньше.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня