Общество
23 июля 2015 12:15

«Торфянка» души

Решение о строительстве храма в парке раскололо сознание многих жителей Лосиноостровского района столицы

1239
Участники митинга в защиту парка "Торфянка", а также с требованием к властям Москвы по соблюдению градостроительных законов Москвы
Участники митинга в защиту парка «Торфянка», а также с требованием к властям Москвы по соблюдению градостроительных законов Москвы (Фото: Юрий Мартьянов/ Коммерсантъ)

События в Лосиноостровском районе уже давно перестали быть ЧП районного масштаба. Еще бы, москвичи сугубо спального района вдруг проявили неслыханную прежде гражданскую активность. Количество людей, выступающих в защиту парка «Торфянка», становится все более внушительным.

Скажу честно, я рад, что ситуация застала меня в отпуске, иначе пришлось бы испытать все признаки раздвоения личности. С одной стороны, я человек православный, придерживаюсь традиционных ценностей и поэтому категорически за храм, но с другой — я житель Лосиноостровского района и поэтому дорожу зеленым уголком в наших краях и, соответственно, не менее категорически за сохранение целостности парка «Торфянка». Мне глубоко симпатичны земляки, простые защитники кусочка природы в столице, но я не хочу иметь ничего общего с либеральными деятелями, принципиально, похоже, выступающими против строительства православных храмов. И что прикажите делать в этой ситуации?

И вот такой разрыв сознания устроили не только мне, но и очень многим жителям «Лосинки» местные власти, приняв далеко не Соломоново решение о строительстве церкви аккурат в парке. Возникла крайне неприятная конфликтная ситуация, погасить которую призвал сам патриарх Кирилл. И теперь все ждут вердикта суда, мирского, а кто-то — и Божьего.
Вот только прискорбно, что ни одна из сторон за жаркими спорами, переходящими местами в ругань, не вспомнила о мемориальном камне в память жителей окрестных районов, погибших в Афганистане и Чечне, чтобы заменить его чем-то более существенным, поставить стелу, например. Вдвойне прискорбно, что местные власти, охотно выделив на территории, выделенной из парка, место под храм, вот уже который год не могут сделать здесь же достойный памятник павшим за Родину землякам.

Не нашли они в себе силы и на то, чтобы до появления строительной техники выслушать оппонентов. Что ж, тогда решили мы, представители «Свободной Прессы», сделать это за чиновников и выяснить, чего же добиваются ставшие в одночасье знаменитыми члены инициативной группы в защиту целостности парка «Торфянка»? На вопросы корреспондента «СП» ответила секретарь местного отделения КПРФ и организатор двух массовых мероприятий против незаконного, на взгляд их участников, строительства Наталья Кутлунина.

«СП»: — Наталья Викторовна, вы и ваши товарищи защищаете парк «Торфянка» под красным Знаменем Победы с песнями советских лет, следует ли это понимать так, что в ваших рядах сторонники в основном левых, коммунистических взглядов?

— Знамя Победы мы установили, потому что это единственный существующий в настоящее время символ, объединяющий всех людей, живущих на территории России и, соответственно, нашего Лосиноостровского района. Для защитников парка он стал символом объединения против захватчиков парковой территории и естественной реакцией на появление над строительным вагончиком черно-бело-желтого имперского знамени с золотым орлом и надписью: «Мы русские — с нами Бог», которое разделяет людей на «русских» и «нерусских», «верующих» и «неверующих», «монархистов» и «республиканцев».

Ну и вообще люди не хотят больше бороться за свои права в одиночку, через обращения, на которые следуют отписки чиновников. Понимание того, что это бесполезно, приходит медленно, но верно. Только сообща мы можем добиться решения спорной ситуации, устраивающего всех лосиноостровцев. Ну а Знамя Победы и простые советские песни, повторюсь, мы не пытались как-то эксплуатировать — они просто в конкретной ситуации стихийно стали знаками объединения людей, борющихся за правое дело.

«СП»: — А почему, на ваш взгляд, лосиноостровцы, в том числе молодежь, так дружно выступили в защиту парка «Торфянка», против строительства в нем храма? Какой «Герцен» их разбудил в тихом спальном районе?

— Мы, лосиноостровцы (а я тоже жительница района), были буквально шокированы действиями местной исполнительной власти, которая, несмотря на заведомую спорность размещения храма в парковой зоне и представление прокуратуры о выявленных серьезных нарушениях при проведении публичных слушаний, все-таки дала разрешение на строительство. Немногие вне «Лосинки» знают, что глава управы нашего района в 2014 году провел голосование на сайте управы о целесообразности размещения храма в парке, где большинство участников было против строительства. Он лично на встрече с населением огласил результаты онлайн-опроса и пообещал подобрать другое место под храм. Т.е. «успокоил» общественность.

Поэтому начало строительства 18 июня 2015 года буквально обескуражило практически всех жителей близлежащих домов, которые были уверены, что стройки не будет. Обман, пренебрежение интересами жителей — вот причины возникшего противостояния! Жители, которые далеко не в восторге от перспективы получить церковный «новодел» в излюбленном месте отдыха, маленьком спокойном парке, возмутились и начали круглосуточно дежурить у стройплощадки. Люди разбили палатки, установили график дежурств. Своими личными автомобилями заблокировали подъезд строительной техники, подвоз стройматериалов.

Дежурство продолжается уже около месяца: вечером и ночью в парке в основном, — молодежь, а днем — пенсионеры и мамочки с детьми. Приходят после работы и представители сильного пола, которых тоже волнует дальнейшая судьба парка.

«СП»: — Ваши оппоненты из движения «Сорок Сороков» называют вас храмоборцами, причем это самое мягкое определение, — вас не обижает такое отношение, в том числе к себе лично и к вашим землякам?

— Изобретаются и другие далеко не богодуховные «эпитеты», которыми нас величают: «христофобы» и «храмофобы» в том числе. Что я могу сказать? Упрощение ситуации никогда не решало сложных вопросов. Если бы крепкие спортивные ребята из ДСС (движения «Сорок Сороков») действительно задумались о воцерковлении граждан России, живущих в «Лосинке», то должны были бы работать деликатнее, по моему глубокому убеждению. Подобные же провокационные претензии на землю природных комплексов Москвы, места светского отдыха, воспринимаются абсолютным большинством моих земляков крайне негативно, причем негатив распространяется порой, к сожалению, и непосредственно на РПЦ, прихожанами которой являются многие защитники парка.

Но участок земли в Москве, да еще в зеленой зоне, видимо, слишком лакомый кусок. А то, что авторитет РПЦ падает с каждым подобным случаем отчуждения земли общего пользования у трудящихся, у тех, у кого нет дач и садовых участков, кто честно работает и платит налоги в бюджет города, видимо, значения уже не имеет.

«СП»: — Святейший патриарх Кирилл призвал стороны цивилизованно решать спорные вопросы в судебном порядке, но ни ваша сторона, ни оппоненты расходиться, похоже, не собираются. Неужели две группы соотечественников настолько друг другу не доверяют?

— Мы не доверяем не нашим оппонентам, которые в массе своей, хоть и не местные жители, такие же простые люди, как и мы. Мы не доверяем исполнительным органам власти, которые столько раз нас обманывали по «Торфянке». После представления прокурора надо было еще в конце 2014 года провести повторные публичные слушания. Чего мы все и ждали. Но дождались только строительной техники в месте нашего отдыха. Вот так работает наша местная власть. Вот так она затягивает своими руками узел конфликта. А патриарха Кирилла его подчиненные просто обманывают, сообщая неверные цифры о количестве жителей, поддерживающих строительство. Мне так кажется.

«СП»: — Вы представляете Коммунистическую партию РФ, но, насколько нам известно, и в ней есть разные оценки возникшей ситуации — не всем вашим однопартийцам по душе, что вы стоите бок о бок с представителями из либеральных «Яблока» и «Демвыбора России», а также ультралевыми группами, которые являются вашими прямыми политическими оппонентами. Не опасаетесь, что кто-то из православных коммунистов подержит сторонников строительства храма на «Торфянке»?

— Движение в защиту парка абсолютно деполитизировано. Люди отстаивают свои законные права на свободу гулять и отдыхать рядом с домом после трудового дня, как это гарантировано Конституцией РФ. А КПРФ всегда стояла и стоит на стороне закона, когда затрагиваются интересы простых людей, трудящихся.

По поводу православных коммунистов. Да, наше руководство идет на контакт с РПЦ, поддерживая великие духовные традиции, моральные принципы, заложенные многовековой историей православия на Руси. Да, у нас сейчас допускается членство в КПРФ верующих людей. Есть и православные, и мусульмане. Но это исключительно личное дело каждого человека. В данном случае все верующие должны понимать, что никто не выступает против храма, речь идет о защите территории парка от любого незаконного строительства.

Коммунист, являющийся православным или сторонником другой конфессии, должен, в первую очередь, защищать интересы народа. А если вера ему не позволяет это делать, надо делать моральный выбор. При том, что общественное для коммуниста должно быть выше личного. Мы, коммунисты, не должны ничего опасаться, а должны и можем по-партийному рассматривать все вопросы. Если в партии есть разногласия, они решаются в соответствии с Уставом и принципом демократического централизма, когда меньшинство обязано подчиняться решению большинства.

Последние новости
Цитаты
Олег Комолов

Доцент РЭА им. Плеханова

Михаил Нейжмаков

Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций

Захар Прилепин

Писатель, журналист

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня