Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
13 апреля 2016 20:12

Авиахлам «Трансаэро»

Минимум 10% самолетов компании нельзя было выпускать в полеты

745

Группа «Аэрофлот» согласна взять в лизинг лишь 25 из запланированных 34 самолетов, ранее принадлежавших «Трансаэро». Инженеры детально проверили техническое состояние этих воздушных судов и выяснили, что на девяти из них в воздух подниматься невозможно, сообщает «Лента.ру».

«Непонятно, как вообще в бытность „Трансаэро“ эти лайнеры допускали к полетам? Как на них перевозили пассажиров?» — рассказал изданию источник в авиационной отрасли. Поэтому часть невостребованных пассажирских лайнеров отправилась обратно к своим иностранным лизингодателям, а дальнейшая судьба оставшихся пока неизвестна.

«„Трансаэро“ снимала запчасти с одних самолетов и ставила на другие. В первую очередь, речь идет о замене двигателей. В итоге часто запчасть, принадлежащая одному лизингодателю, оказывалась на самолете, принадлежащем другому», — отметил ранее собеседник «Газеты.ру», знакомый с ситуацией.

В авиации это называют «канибализацией», говорят эксперты.

«Она в основном характерна лишь для развивающихся стран или, как в случае с „Трансаэро“, когда бизнес замешан на кумовстве. Вспомним, что председатель МАК Татьяна Анодина — свекровь Ольги Плешаковой и, соответственно, она на многое закрывала глаза, — считает Никита Кричевский, главный научный сотрудник Института экономика РАН. — Мы об этом говорили много лет, но административный ресурс и элемент кумовства был настолько серьезен и велик, что власти предпочитали не обращать внимания на эту ситуацию».

Напомним, что авиакомпания «Аэрофлот» открыла свыше 6 тысяч вакансий для персонала «Трансаэро» и уже трудоустроила более 2 тысяч из них. Для этого перевозчик заключил лизинговое соглашение со «Сбербанк-лизингом», «ВТБ-лизингом» и «ВЭБ-лизингом» на получение самолетов «Трансаэро» в свой парк.

Эти компании, пишет «Лента.ру», сегодня являются лидерами российского рынка лизинга и крупнейшими кредиторами «Трансаэро». Списание долга могло навлечь на них финансовые проблемы и даже банкротство. Согласившись взять себе лайнеры, группа «Аэрофлот» практически спасала лизингодателей, так как у них вряд ли получилось бы пристроить самолеты в России или за границей.

Между тем, долголетие и техническое состояние взятых группой «Аэрофлот» в лизинг самолетов стало беспокоить пассажиров. Примечательно, что это произошло только после новости о смене оператора этих бортов, хотя подобные вопросы у людей должны были возникнуть гораздо раньше — когда они без всяких опасений летали на тех же самых воздушных судах, пользуясь услугами «Трансаэро».

Эксперты сходятся во мнении, что клиентам этого перевозчика очень повезло не попасть в серьезные происшествия из-за технического состояния некоторых самолетов парка.

«Редкая удача, уникальный случай, когда самолеты, собранные буквально на „авиаколенке“, не дали сбой. Хотя летные происшествия с самолетами „Трансаэро“ случались не раз, и тому есть масса свидетелей среди пассажиров, но это не попадало в прессу, потому что эта компания умела работать со СМИ, она просто платила и блокировала эти сообщения. Они не попадали в публичное пространство, — уточняет Никита Кричевский. —  Но пассажирам очень повезло, что они летали на таких самолетах, играя в русскую рулетку, и ничего не случилось».

С Никитой Кричевским соглашается и аналитик по транспорту ИК Финам Алексей Калачев.

«Возникает очень уместный в такой ситуации вопрос — куда смотрели сотрудники „Трансаэро“, ответственные за безопасность? Это же в первую очередь риск для пассажиров, — считает эксперт. —  Представьте себе: вы с машины на машину двигатель переставите и проедете лишь до первого поста ГИБДД, который вас остановит. Если вы хотите так просто взять и что-то поменять внутри столь сложного механизма, будьте готовы к последствиям. Понятно, что не от хорошей жизни это делала „Трансаэро“, она пыталась демпинговать, конкурировать на ценах и снижала издержки за счет технического обслуживания. Проще перекинуть, к примеру, двигатель с самолета на самолет, чем заниматься ремонтом. И в целом это совершенный бардак и безалаберность технических служб. Судя по всему, эта компания просто пошла в разнос».

Самолеты и в самом деле уже не новые, и, взяв их, «Аэрофлот» спас отечественных лизингодателей, констатирует Алексей Калачев. Кроме того, без этого экс-сотрудников «Трансаэро» просто не удалось бы обеспечить работой.

Компетентность и профессионализм инженеров группы «Аэрофлот», тщательно проверивших каждый из взятых в лизинг 25 воздушных судов, у экспертов не вызывает сомнений. Если эти самолеты прошли проверку без нареканий, то летать на них будет безопасно.

«У „Аэрофлота“ крайне серьезный подход к обеспечению технической исправности своих машин, — резюмирует Никита Кричевский. — У них невозможно что-то подделать на бумажке, что-то ластиком подправить — это абсолютно исключено, потому что у „Аэрофлота“ вся эта информация оцифрована, и все неполадки и недостатки передаются буквально с борта самолета на землю в соответствующий компьютер, который все это фиксирует».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня