Сегодня, 28 сентября, президент Дмитрий Медведев прилетел в Калининградскую область. Он сразу же отправился на полигон «Хмелевка» Балтийского флота в Калининградской области, чтобы понаблюдать за финалом оперативно-стратегических учений «Запад-2009».
Учения начались еще 8 сентября под общим руководством начальника Генштаба Вооруженных сил РФ и министра обороны Белоруссии.
Однако очень многие в Калининграде ждут от визита президента совсем другого: задолго до приезда Медведева по анклаву стали циркулировать упорные слухи, что Медведев приедет снимать губернатора области Георгия Бооса.
Кстати, сегодня же исполняется ровно четыре года с момента его вступления в должность. Человек-скандал, как Бооса здесь неофициально называют, любитель громких заявлений был назначен еще Владимиром Путиным. (Предыдущих трех губернаторов региона избирали.) Тогда на собственной пышной «инаугурации» Георгий Валентинович взял в руки гитару и проникновенно спел со сцены областного драмтеатра песню «Подмосковные вечера». Калининградцы встретили поющего губернатора доброжелательно, но вскоре это отношение резко переменилось.
Детей — за борт!
Однажды губернатор многозначительно отсутствовал на видеоконференции с президентом Медведевым. Разговор шел о проблемах областного реабилитационного центра адаптации для детей, больных ДЦП. Медучреждение располагается в центре Калининграда, где земля стоит почти как в Москве, и его калининградские власти начали было расформировывать. Медицинское оборудование уже распределяли по больницам, детей было предписано перевести в районные поликлиники, оказание медицинских услуг им прекратить, оставив лишь социальный аспект. Фактически это означало — бросить тяжело больных детей на произвол судьбы. Родители в поисках помощи метались от инстанции к инстанции. Везде от них отмахивались. Особенно яркая картина была на заседании горсовета, куда они пришли с детьми в инвалидных колясках, и откуда их выгнали. Депутаты им посоветовали: шли бы отсюда, не надо портить народным избранникам настроение своим видом…
И тогда Дмитрий Морозов, который один, без жены, воспитывает пятилетнего сына, написал письмо президенту страны с просьбой о помощи. Для Дмитрия этот центр — единственное место, где он может оставить ребенка пока сам на работе. Медведев пригласил Дмитрия Морозова на видеоконференцию для беседы. Вот Морозов в личной беседе ему все и рассказал.
Президент очень жестко отреагировал на закрытие Центра реабилитации детей. Поинтересовался, куда смотрит губернатор? Губернатор в тот момент отдыхал на Лазурном берегу… Президент удивился и уточнил у полномочного представителя Ильи Клебанова: может ли быть, чтобы руководитель области столь красноречиво отсутствовал в такую минуту? Тот тоже удивился: «Должен быть, я его отпускал только на три дня». В итоге, отдуваться за все пришлось вице-премьеру областного правительства Юрию Шалимову, который бледнел, краснел, покрывался испариной, и, в конце концов, заявил, что деньги центру на 2009 год запланированы в полном объеме. Центр оставили в покое.
Губернаторский конек
«Перепрофилирование» школ и больниц как нерентабельных — любимый конек губернатора. Не раз он высказывался на эту тему, мол, подобные учреждения не приносят дохода.
— Школы, в которых меньше 450 учеников, — не рентабельны, — абсолютно серьезно утверждает Г. Боос.
С тех пор, как калининградские власти взяли курс на подушевое финансирование традиционно бюджетных сфер — медицины и образования — там то и дело возникают кризисные ситуации. То педиатры бастуют, то учителя закрываемых школ грозятся перекрыть федеральную трассу…
В школе Краснолесья, где вместо средней оставили лишь начальную, педагоги целый год БЕСПЛАТНО вели занятия со старшеклассниками, однако и они вынуждены были уступить нажиму губернской власти. Детей развезли по соседним поселкам, по родственникам. Прощай, сельская школа — малая родина, чистый родник… На фоне того стресса, который переживают и дети, и их родители, цинизмом отдают слова региональных начальников от образования, что они пекутся исключительно о качестве знаний для сельских ребят. Якобы оно в сельской школе низкое. Но в систему ЕГЭ Калининградская область вступила раньше всех в стране. И уже семь лет назад результаты этого экзамена преподнесли сюрприз: ученики сельских и небольших районных школ добились значительно лучших оценок, чем учащиеся областного центра!
Между тем, министра образования янтарного края по фамилии Шерри, приехавшая сюда из Москвы вместе с Боосом, очень раздражает та «хуторская» система, которая сохранилась.
— Это что, мы в каждом хуторе должны школу содержать?! А их здесь больше тысячи, — возмущается Шерри и не подозревает, что когда-то край был самым процветающим сельскохозяйственным районом Германии, и хуторов здесь насчитывалось сотни тысяч. Они кормили едва ли не всю Европу. В начале XX века русский министр Петр Столыпин именно эту систему хозяйствования, как самую эффективную, пытался привить в России.
Нынешние областные власти обещают, что взамен малокомплектных построят в области несколько базовых, хорошо оснащенных школ, а на каждую новую школу будут потрачены сотни миллионов рублей. Губернатор Георгий Боос так и говорит: «Через пять лет у нас будут самые лучшие школы в стране!»
Пока же ученикам предлагается потерпеть и ездить на учебу за два десятка км по разбитым дорогам, на аварийных автобусах, дефекты которых регулярно выявляют проверки областной прокуратуры.
Пикеты по пятницам
…Накануне визита Д. Медведева в Калининграде, возле здания областного правительства прошел 44-й (!) пикет в защиту калининградских медиков. Участники держали плакаты «Ремонт медсанчасти — за счет Бооса!», «Путин в ответе за Бооса!» и другие. Пикетчики скандировали: «Медсанчасть — народу, Клюйкову — под суд», — требуя привлечь к ответственности регионального министра здравоохранения.
Это далеко не первая акция протеста. Сначала в протестных пикетах стоял медицинский персонал закрытой больницы № 1. Потом к ним примкнули уже более тысячи калининградцев. Калининградский «гайд-парк» сумел достучаться до президента России, и в результате разграбленная больница рыбаков не была продана, как намечалось, а осталась в системе здравоохранения.
В минувшую пятницу, 25 сентября, участники пикета горячо обсуждали внезапно возросшую активность областной прокуратуры, возбудившей уже третье уголовное дело по фактам коррупции в ведомстве калининградского медицинского министра Е.Клюйковой. Пикет требовал: «Прокурор, копай глубже!»
Федеральное Министерство здравоохранения и социального развития России еще в июле выставило двойку Калининградскому правительству за состояние бесплатного медицинского обслуживания в 2008 году. Как показал доклад Минздравсоцразвития, в Калининградской области — один из самых низких показателей расходов на бесплатное медицинское обслуживание в расчете на одного жителя.
«Его политика своеобразна…»
Прокомментировать ситуацию корреспондент «Свободной Прессы» попросил депутата Калининградской областной Думы, председателя Калининградского отделения независимого российского профсоюза докеров Михаила Чесалина.
«СП»: — Как областные законодатели относятся к политике Бооса?
— Начиная со своего вступления в должность главы края, губернатор проводит очень своеобразную социальную политику.
«СП»: — В чем она выражается?
— Почему-то все его усилия направлены на то, чтобы сократить бюджетное финансирование социальной сферы. В результате — закрыты несколько десятков социально значимых учреждений: малокомплектные школы, фельдшерско-акушерские пункты, клубы, родильные дома, больницы. Все они названы нерентабельными и финансово невыгодными.
«СП»: — Но возможно, высвобождающиеся средства идут на поддержку малоимущих и нуждающихся калининградцев?
— Социальная поддержка со стороны государства льготных категорий граждан, имеющих право на натуральные льготы по признаку особого вклада в развитие страны или области — также последовательно уменьшается или даже отменяется.
«СП»: — Кто эти люди?
— Это — ветераны труда, труженики тыла, заслуженные работники отрасли, репрессированные… Например, в этом году завершается монетизация инвалидов и лиц, пострадвших в ядерных катастрофах и авариях. Если раньше размер льгот устанавливали депутаты, то с 2010 года эту заботу взял на себя губернатор.
«СП»: — Почему он поступает так, а не иначе?
— Уменьшение числа бюджетных учреждений, скорее всего, имеет две цели: во-первых, сократить затраты бюджета на бесплатные медицину и образование, а во-вторых, выставить на продажу здания, которые они занимали.
«СП»: — Нам достался губернатор-предприниматель…
— Да, но ведь Гражданский кодекс гласит: «Предпринимательская деятельность — это деятельность, направленная на получение прибыли…» Беда в том, что большая часть населения области исключена губернатором из числа «акционеров», получающих от его деятельности дивиденды.
Самые громкие обещания Бооса
— за пять лет догнать по уровню жизни соседнюю Литву и Польшу. В реальности отрыв экономики самой западной губернии от уровня жизни сопредельных стран за это время увеличился;
— переселить на калининградщину пять миллионов мигрантов… Идея тихо сошла на нет;
— открыть в области игорную зону, обустроив здесь российский Лас-Вегас. Как заявлял губернатор, доход от реализации земли под казино может составить 1 млрд руб. Желающих инвестировать в калининградскую игорную зону не нашлось;
— «Оторвать руки» тем, кто окажется замеченным в коррупционных делах. Сегодня губернатор неуклюже пытается защищать своего медицинского министра и г-жу Гаянэ Казарьянц. Последняя возглавляет конкурсное агентство, давшее добро на приобретение томографа, который, по мнению прокуратуры, стоил на 19 миллионов рублей дешевле, нежели за него заплатил областной бюджет. В агентстве сейчас проходят обыски и выемки документов…
Несмотря на надежды калининградцев на отставку главы области, сам Боос не перестает твердить: не дождетесь!
Калининград
Фото [*]