Драматизм в мыльной опере «Развод Кристины Орбакайте» не слабеет. Бизнесмен Руслан Байсаров обратился с открытым письмом к Алле Пугачевой. Он просит певицу не вмешиваться в конфликт, разгоревшийся вокруг ее внука Дени.
Байсаров с сыном, по признанию самого бизнесмена, живут как в осажденной крепости. «Мне беспрерывно звонят всякого рода обладатели высоких чинов и званий с требованием „уважить Примадонну“ и отказаться от сына», — пишет бывший муж Кристины в письме, опубликованном на страницах «Комсомольской правды».
Бизнесмен не удержался от нескольких язвительных замечаний в адрес Пугачевой: он называет ее «Тещей всея Руси», «чья любовь к дочери так горяча, что способна кого угодно сжечь заживо». «Не удивлюсь, если Ваше огромное влияние подвигнет Думу принять специальный закон, обязывающий Дени жить с матерью», — отмечается в письме.
За этими перипетиями как-то забылся ключевой факт: Кристина Орбакайте вышла замуж по мусульманскому обычаю («никах»). Их брак закреплен имамом Московской соборной мечети Раисом Хазратом. Как и полагается, невестка согласилась соблюдать законы ислама. По сути, г-жа Обракайте добровольно обязалась соблюдать законы шариата. История, которая сейчас происходит с Кристиной Оббакайте — прямое следствие этого шага.
Какие тонкости имеет «никах», и как обставлена процедура развода, рассказывает глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
«СП»: — Гейдар Джахидович, что из себя представляет обряд мусульманского бракосочетания?
— Обряд довольно прост, он называется «никах», и заключается при свидетелях. После чего стороны вступают в определенные обязательства по отношению друг к другу — сексуальные, имущественные.
«СП»: — Сама Орбакайте на обряде бракосочетания должна была принять ислам, или это не важно?
— Она, конечно, должна была принять ислам, либо пообещать принять ислам. Один из наших пророков брал в жены и христианку, и еврейку, но они после этого приняли ислам. Дело в том, что по суннитским мазхабам (школам шариатского права; чеченцы, кстати, сунниты — прим. «СП»), постоянный брак на христианке или иудейке не дозволяется. Он дозволяется только в том случае, если есть понимание, что они примут ислам. А брак на язычнице или атеистке запрещен категорически. Что касается шиитского мазхаба, который, скажем, действует в Иране, то с христианками и еврейками возможен только временный брак. Временный брак у суннитов — подавляющего большинства мусульман — отсутствует. Но у шиитов он есть. Это означает, что брак заключается на определенных договорных условиях между мужчиной и женщиной, на определенный, заранее оговоренный срок.
«СП»: — Как это?
— Обычный брак прописан, там все известно: размер мехр для данной местности и данного класса населения, обязанности. А в шиитском временном браке, например, женщина может выйти замуж, чтобы совершить путешествие, хадж, и чтобы в ходе этого путешествия не быть одной. Поэтому в условиях такого брака может быть оговорено, что сексуальная сторона дела в него не включается. Он «белый» — супруги не спят друг с другом, но считаются мужем и женой, с точки зрения внешнего мира.
Мужчина в шиитском временном браке может не платить мехр, или может платить некоторое количество денег. Дети от временного брака имеют те же права, что и от обычного. Но у суннитов временный брак расценивается, как скрытая форма блядства. Хотя институт временного брака существовал на протяжении всех первых лет ислама, и был отменен только вторым халифом в середине его правления. Даже ряд сподвижников одного из пророков, которые выступили против отмены временного брака, были казнены. Зато у шиитов временный брак является вполне почетным, признанным институтом, хотя практикуют его только в кругах, близких к духовенству. Хотя женщины — не фанатки временного брака.
«СП»: — Как обставлена процедура развода?
— При разводе по инициативе мужа жена сохраняет «мехр» — приданое, которое ей дается со стороны мужа, когда она выходит замуж. Это приданое, как правило, должно быть в таком размере, чтобы она могла жить на него в течение, как минимум, четырех месяцев после развода. Кроме того, она оставляет себе все подарки, и в некоторых случаях по брачному контракту имеет право на часть имущества мужа.
Если же жена сама выступает с инициативой развода, без юридических оснований, она не имеет право на подарки и имущество. Если жена обвинена в неверности, но нет свидетелей, обе стороны приглашаются к судье, и каждый из них клянется три раза на Коране при свидетелях. Муж клянется, что считает жену неверной, жена — что она абсолютно верна. После этого, поскольку счет сторона на сторону считается равным, и ни та, ни другая не дрогнула, судья объявляет брак расторгнутым. При этом жена не получает ничего.
«СП»: — С кем остаются дети?
— Считается, брак заключается для того, чтобы муж давал жене протекцию, комфорт, и создавал ей все условия для жизни. В частности, он не имеет право заставлять жену заниматься домашней работой, и она может потребовать от него платы за все услуги, кроме сексуальных. В частности, за то, что она воспитывает и кормит детей. Муж имеет от жены сексуальные услуги и детей. Дети считаются главной целью брака для мужчины, поэтому при разводе они остаются с ним. За исключением ситуации, когда суд решает, что детям лучше остаться с матерью. Это происходит в случае, когда свидетели очевидно утверждают, что данный человек является вредным для ребенка.
«СП»: — Дети остаются у отца по достижению какого возраста?
— После шести лет. Отец обязан нанять соответствующую прислугу, чтобы за ними смотреть. Дети у отца — это не значит, что пьяный папка валяется в углу, среди бутылок и консервных банок, а несчастный ребенок заливается плачем. В исламском пространстве это исключено. Там есть родственники, если это бедная семья, и не может нанять гувернера. А в случае Байсарова, думаю, с этим вообще все нормально.
«СП»: — С точки зрения традиции, Байсаров прав?
— Я не знаю деталей. Думаю, в байсаровской ситуации имеется еще и некий пиар со стороны Чеченской республики по поводу громкого, на всю Россию, конфликта традиционалистского сознания с либеральным. Чтобы продемонстрировать глубину падения либеральной тусовки, и указать на то, что традиционалистское сознание спасительное не только для Кавказа, но и для России.
Кристина уважала чеченские традиции
Пресс-секретарь певицы Наталья Никитина подтвердила, что Кристина и Руслан зарегистрировали свои отношения по всем канонам ислама.
— Да, действительно, в мечети был совершен обряд, — говорит Наталья. — И точно таким же образом они развелись, когда расходились.
Орбакайте и Байсаров были вместе больше двух лет.
Тогда в одном из интервью певица сказала: «Я ценю и уважаю традиции и обычаи чеченцев и хорошо понимаю, что мой сын — мусульманин. И на все расспросы Дени всегда отвечаю: делай, как говорит папа. Он — послушный мальчик, очень привязан к отцу. Да, многие удивляются, как я, современная женщина, с такой легкостью dлилась в их быт. Я поняла, что если любишь человека, надо уважать и его культуру. Сначала, конечно, было непривычно. Например то, что в присутствии родных и близких Руслан не показывает своих чувств ни по отношению ко мне, ни к сыну. У чеченцев это считается проявлением слабости. А единственный человек, к которому он относится трепетно, не скрывая своих чувств, это его мама. Руслан — мужчина моей мечты. Я влюбилась в него с первого взгляда и навсегда! Он себе может и найдет другую, но я такого, как он, нет».
Однако пара рассталась. По одной из версий это произошло из-за того, как бизнесмен в приступе ревности сломал певице нос, после чего был вынужден откупаться от уголовного преследования квартирой в 500 кв. метров для Аллы Пугачевой. По другой версии, он завел роман с моделью Алиной Цевиной, которая впоследствии родила ему ребенка.
Руслан Байсаров поступил в соответствии со своими обычаями. Все его дети от разных браков проживают вместе с ним, а не со своими матерями. Первой супругой Байсарова и матерью дочери Камиллы была фотомодель Татьяна Ковтунова. Камилла живет вместе с отцом, предположительно, сразу после развода родителей, то есть с 96−97 года. Другой ребенок Байсарова, родившийся от фотомодели Алины Цевиной — сын Элман также проживает с отцом, а не с матерью. Кроме того, у Байсарова есть еще один сын — Дали, также проживающий вместе с ним. Кстати, Алина появилась в жизни Байсарова сразу после или даже параллельно Орбакайте.
К сведению
Шaриат: размолвка, расставание с возвращением, разрыв
Из книги русского чиновника Николая Торнау «Изложение начал мусульманского законоведения», изданной в Санкт-Петербурге в 1850 году.
«Значение и разделение
Телок (развод) есть обязательство, расторгающее брак. Муж, объявляющий развод, именуется толик. Жена, получающая развод, называется мютлеке.
По мусульманскому законоведению в обязательстве развода различаются:
1. Телок боин — развод, непременно расторгающий брак.
2. Телок ридж’эи — развод, дающий право мужу возобновить в течение определённого времени брак.
<…>
Телок боин и телок ридж’эи
А. Случаи, когда какого рода развод совершается
Телок боин, неизменно расторгающий брак, совершается в следующих случаях:
1) в браках с жёнами, с которыми муж не имел сожития;
2) в браках с жёнами, не имеющими месячных очищений по старости или по молодости лет;
3) по объявлении третьего развода жене, с которою муж два раза восстанавливал брак по праву телока ридж’эи;
4) по окончательном объявлении хюл’э и мюборота (см. об этом ниже);
5) по объявлении зехора — обидного выражения и илло, присяги несожитию (см. ниже).
<…>
Б. Правила относительно телока боин и телока ридж’эи
Дача развода зависит от произвола мужа. (Некоторые случаи, в которых хаким шер’э или правитель страны обязывают мужа давать разводную жене, изложены ниже).
Мужу предоставляется с соблюдением предписанных законом правил давать разводы жёнам своим без обозначения причин, побуждающих его к подобному действию.
Обязательство развода, совершённое мужем по правилам Шариата, безусловно обязательно для жены. Муж со своей стороны должен возвратить жене всё имущество, собственно ей принадлежащее, и выдать определённый при совершении брака мехр (приданое) — если оный не был тогда же выплачен. Исключения из этого правила делают хюл’э и мюборот, как ниже о том будет сказано.
По расторжении брака дачею разводной и по истечении срока идде в телок ридж’эи жёны имеют право беспрепятственно и по собственному желанию заключать новые условия о браке.
Дети остаются после развода всегда при отце, исключая время ризо’э. По иным толкованиям Шариат оставляет детей при матери до истечения определённого срока, а именно: дочерей до появления у них месячного очищения, сыновей до 7 или 9 лет".