Письмо солдату

Школьники подмосковного Королёва написали письма-треугольники фронтовикам

  
659
Письмо солдату
Фото: автора

«Дорогой дедушка Иван! Сегодня мы всей семьёй снова читали твои письма с фронта. Я смотрела на твою фотографию и на строчки писем и представляла тебя и других солдат в землянке. Видимо, обстановка на фронте тяжёлая. Не хватает еды. Мы знаем, что Берлинская операция, в которой ты участвовал, была одной из самых кровопролитных. Мы гордимся тобой и твоими товарищами! У нас всё хорошо. Брат, мама и папа здоровы. Мы уже знаем, что вы победите, но впереди ещё много дней войны.

Спасибо за мир!

Твоя правнучка Оля Карлович. Май 2016 года".

Стены рекреации королёвской гимназии № 17 увешаны рукописными текстами. Детский неровный почерк, простой слог. Это «письма на фронт», которые ученики младших классов написали своим давно отвоевавшим родственникам. В каждом предложении — благодарность и сожаление: как жаль, что мы не встретились в этой жизни, нам о многом нужно было поговорить.

Идея посланий из 2016-го в «сороковые роковые» принадлежит Ирине Терёхиной — учителю начальных классов. Педагог, заместитель директора по учебно-методической работе, она создала на базе начальной школы «Семейный клуб», в котором над проектами бок о бок трудятся ученики и их родители.

— В прошлом году к 70-летию Победы мы создали книгу памяти «Я помню, я горжусь», — рассказывает Ирина Терёхина. — Ребята собрали информацию о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной, которая и легла в основу книги. Также мы придумали альбом «70 песен о войне». Ученики подобрали самые известные композиции военных лет, аккуратно, почти каллиграфическим почерком записали их в альбом, а родители создали иллюстрации. Те письма, которые вы только что читали, это уже проект нынешнего года. Ребята писали их своим дедушкам, прадедушкам, бабушкам, прабабушкам. Есть у нас ученики, у которых в семейном архиве не сохранились фронтовые треугольники. Поэтому они искали письма неизвестных им солдат в интернете и отвечали на конкретные послания. И, что интересно, все как один, обращались к незнакомым им людям на «ты», будто это, и вправду их настоящий дед или прадед. «Ты пишешь, что скоро бой. Я очень хочу верить, что ты выжил, что ты вернулся домой», — написал один из учеников моего класса неизвестному солдату.

Гимназия № 17 — школа с традициями. Учреждению в этом году исполняется 40 лет. Все эти годы, и при Советской власти, и в новой России патриотическое воспитание здесь в приоритете. Смотр строевой песни, праздничные парады на школьном плацу, Музей имени 4-й танковой армии 299-го миномётного полка под командованием Василия Константиновича Зыля.

К 65-летию Победы музей обновили сами ученики, собрав своими руками фронтовой блиндаж и пополнив коллекцию из запасников.

— В нашем музее часто проходят различные мероприятия, — говорит заместитель директора по воспитательной работе и выпускница этой школы Зоя Борисова. — Вот буквально недавно завершился литературно-музыкальный проект «Нюренбергский процесс», где мы объясняли, кто такие узники концентрационных лагерей, кто такой Муса Джалиль, какова его судьба, и многое другое.

Всё это — в лицах, всё — сами ребята. Среди зрителей — ветераны Великой Отечественной, афганской и чеченских войн, с которыми мы всегда активно сотрудничаем. И для наших детей такие вещи — не показуха. Они всё понимают, всё чувствуют, они этим живут.

Более того, я твёрдо уверена: если человек не живёт интересами страны, не испытывает гордости за неё, и не чувствует себя сопричастным истории Родины, то его жизнь прожита зря. Поэтому в нашей гимназии мы с детства закладываем эти истины в наших детей.

В гимназии № 17 активисты проекта «Знамя нашей Победы» провели один из патриотических уроков. Как признался региональный куратор Владимир Сафонов, «работать с такой аудиторией — одно удовольствие». Юрист по образованию и историк по зову сердца, Владимир в школьные годы брал золото всех Олимпиад по истории, а сегодня пишет книгу по истории СССР. Корень всех нынешних ученических проблем видит не в нежелании детей учиться, а в бесконечной реформе образования и сокращении академических часов по важным предметам.

— Когда я начал писать свою книгу, год исследовал только одну Февральскую революцию, — рассказывает Владимир. — Это и архивный материал, и научные статьи. А теперь на этот период истории в школах выделяют всего один академический час. На всю Великую Отечественную — четыре часа. А что можно рассказать за это время? Разве что только сжатую информацию для тестов ЕГЭ.

Фото: автора

Хорошо, когда попадаются такие школы, как эта. Где учителя-энтузиасты, где многолетние традиции патриотического воспитания, налажена работа с ветеранами. А что делать другим учебным заведениям, где всего этого нет?

Считаю, что такие проекты, как «Знамя нашей Победы» и ему подобные, жизненно необходимы школам. Ликбез и популяризация помогут сломать тенденцию, когда молодёжь не знает даже основных элементов отечественной истории.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Зимовский

Политолог и медиа-консультант

Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Иван Антропов

Заместитель директора Института актуальной экономики

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня