Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
27 октября 2009 10:32

Стратегический дуплет через Ледовитый океан

Российские бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 совершили рекордный полет патрулирования над северными и южными границами нашей страны

631

Как сообщили нашему корреспонденту в Министерстве обороны, два стратегических бомбардировщика Ту-160 Дальней авиации ВВС успешно выполнили небывалую по сложности задачу воздушного патрулирования полярных владений России. Маршрут полета, продолжительностью 20 часов, проходил из города Энгельс по северным границам в район Тихого океана и обратно вдоль южных границ Российской Федерации. В ходе полета Ту-160 дважды дозаправлялись топливом в воздухе от самолетов-танкеров Ил-78.

Это самый продолжительный полет за более чем 20-летнюю эксплуатацию самолетов Ту-160. Ранее рекордным считался перелет из России в Венесуэлу, продолжительностью 18 часов с одной дозаправкой, который был осуществлен в прошлом году. В сентябре 2008 года два ракетоносца дальней авиации ВВС ТУ-160 «Александр Молодчий» и «Василий Сенько», называемые за красоту белыми лебедями, прибыли в Венесуэлу. Ядерного оружия на борту не было. Во время полета над Карибским морем решалась задача пройти по установленному маршруту в нейтральных водах, где нет ориентиров. Оценить работу навигации, проверить слаженность экипажа. Бомбардировщики, поставленные цели по воздушному патрулированию в акватории Атлантического океана выполнили успешно.

Нынешний полет был комплексным. Одновременно с аэродрома в восточной части России в небо поднялись два турбовинтовых стратегических бомбардировщика Ту-95МС. В ходе патрулирования продолжительностью 15 часов, маршрут которого проходил через нейтральные воды Северного Ледовитого океана в район акватории Тихого океана, экипажи отработали навыки ведения полетов над местностью с отсутствием ориентиров.

В настоящее время летчики Дальней авиации регулярно выполняют полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Тихого океана и Черного моря как с базовых, так и с оперативных аэродромов.

Мы попросили прокомментировать сообщение Министерства обороны руководителя Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, профессора Академии военных наук полковника Анатолия Цыганка.

«СП»: — Насколько вот такой образ патрулирования соответствует задачам нашей дальней авиации по ядерному сдерживанию?

— Абсолютно не соответствует! Самолеты этого класса морально и технически устарели, это техника 50−80 годов. Безусловно, стратегические бомбардировщики — ракетоносцы Ту-160 и Ту-95 являются самыми крупными и мощным в мире боевыми самолетами. Их предназначение — поражение ядерным и обычным оружием важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу военных действий. В свое время они были достаточно эффективным средством вооруженной борьбы. ТУ-160 был создан в преддверии «смутного времени» в 1987 году, когда Россия практически лишилась статуса великой державы в результате сокращения военной мощи и отказа от многих важнейших оборонных программ. Ту-160 сумел «выжить».

ТУ-95 принят на вооружение частей дальней авиации в 1956 году. В 1992 году он был снят с производства. Но теперь снова возвращен за неимением, как говорится, лучшего. В настоящее время ведутся работы по созданию новой модификации самолета, укомплектованного усовершенствованным бортовым радиоэлектронным оружием (БРЭО) и высокоточными стратегическими ракетами нового поколения. Ракетоносцы Ту-95 сохранятся на вооружении ВВС России до 2010-х годов. Но, на мой взгляд, это — скорее обуза для современных ВВС, чем приобретение.

«СП»: — Почему вы так считаете, ведь задачи патрулирования выполнены успешно?

— Да, сам по себе перелет интересен, как рекорд. Но с военной точки зрения, такая форма патрулирования устарела. Вообще наша дальняя авиация в ее нынешнем виде отстала от развития оружия. Она имеет высокую уязвимость в воздухе и на земле, зависимость от наличия заправочной авиации, слишком большой отрезок времени занимает доставка с ее помощью оружия к месту его применения. В реальной боевой обстановке эти самолеты были бы уничтожены ракетами противника задолго до того, как смогли бы нанести свой удар возмездия.

«СП»: — Но, может быть, эти самолеты способны решать задачи по обеспечению нашего присутствия на шельфе Ледовитого океана?

— Номинально, да. Но тоже не современно. Раньше у нас «висел» над этим и сопредельными регионами военный спутник, который следил за территорией. Но два года назад его якобы случайно сбили американцы. За два года новый спутник мы так и не вывели на орбиту. А он позарез нужен. К тому же, на мой взгляд, в нынешнем патрулировании больше пиара, чем демонстрации реальных возможностей.

«СП»: — Почему?

— Наша дальняя авиация не в состоянии вести непрерывное патрулирование. Самолетов, хотя и стареньких, худо-бедно хватает. В составе дальней авиации насчитывается: ТУ-160 — шестнадцать самолетов, ТУ-95 — шестьдесят восемь, из них четыре учебные. Но большей части летчиков не хватает летных часов и опыта. В грузино-осетинском конфликте сбили нашего бомбардировщика, им управлял командир полка. Летчик имел налет более 80-ти часов в месяц. Летчики дальней авиации столько не имеют. В период Советского Союза летчики гораздо больше проводили времени в небе. Необходимо увеличить число полетов, минимум 60 — 80 часов в месяц.

«СП»: — Чего не хватает и что, на ваш взгляд, необходимо для развития дальней авиации?

— К сожалению, за последние двадцать лет не произвели ни одного нового самолета. У России на это нет ни сил, ни средств, ни переподготовленных кадров. Модернизация, о которой говорят министр обороны и начальник генерального штаба, все равно не позволит дальней авиации в ее современном виде систематически совершать трансатлантические полеты: старое крыло, устаревшее вооружение, ретро оборудование.

Самое перспективное направление модернизации — крылатые ракеты воздушного базирования, позволяющие наносить удары с больших расстояний и не требующие дальних перелетов самолетов, на которых они установлены.

Из досье «СП»

Ту-160

Полномасштабная разработка сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту 160 была начата в ОКБ Туполева в 1975 году. На основе предложений и рекомендаций ЦАГИ была разработана аэродинамическая компоновка многорежимного самолета, практически объединявшего в себе возможности самолета Ту-95 со стреловидным крылом большого удлинения, с изменением угла стреловидности консолей крыла в полете, отработанная на дальнем бомбардировщике Ту-22М, в сочетании с центральной интегральной частью самолета, частично реализованной на СПС Ту-144.

Первый полет самолета Ту-160 был выполнен 18 декабря 1981 года экипажем ведущего летчика-испытателя Бориса Веремея. Летные испытания подтвердили обеспечение требуемых характеристик, и с 1987 года самолеты начали поступать в строй.

Размах крыла 55,7/35,6 м, длина самолета 54,1 м, высота 13,1 м, площадь крыла 360/400 кв. м. Экипаж — четыре человека. Максимальная взлетная масса 275 000 кг, максимальная боевая нагрузка 40 000 кг.

Максимальная скорость на большой высоте 2000 км/ч, максимальная скорость у земли 1030 км/ч, практический потолок 16000 м, практическая дальность полета с максимальной нагрузкой 10 500 км, длина разбега (при максимальной взлетной массе) 2200 м.

Вооружение. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Ту-95

Первый полет опытного образца бомбардировщика «95−1» состоялся 12 ноября 1952 года. В 1953 году, в 17-м испытательном полете, самолет потерпел катастрофу. Второй образец бомбардировщика — «95−2» — совершил первый полет 16 февраля 1955 года.

В августе 1955 года в Куйбышеве был построен первый серийный бомбардировщик Ту-95. В 1956 году Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации.

Технические характеристики:

Размах крыла 50,04 м. Длина 46,17 м. Высота 12,5 м. Масса максимальная взлетная 172000 кг. Максимальная скорость 920 км/ч. Дальность полета 15400 км. Практический потолок 12000 м. Экипаж 8 человек.

Бомбовая нагрузка самолетов Ту-95 может достигать 12000 кг. В фюзеляжном бомбовом отсеке могут размещаться свободнопадающие (в том числе ядерные) авиационные бомбы калибром до 9000 кг.

Оборонительное вооружение самолетов Ту-95 состоит из 23 мм авиационных пушек. На разных модификациях самолета их число варьируется от шести пушек АМ 23 до двух пушек ГШ 23.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Всеволод Шимов

Политолог

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня