Россельхознадзор обеспокоен тем, что вглубь России уверенно продвигается сразу три опасных инфекции — бешенство, африканская чума свиней и птичий грипп. Вспышки этих инфекций, которые могут угрожать целым животноводческим отраслям, регистрируются все чаще. Удастся ли остановить инфекцию? А главное, чем это чревато для каждого из нас.
Опасность подстерегает даже дома
«СП» продолжает разбираться с качеством продуктов, которые мы ежедневно употребляем. Мы выяснили, чем «больна» рыба, какой фильсификат вместо нормальных продуктов появляется на прилавках. Почему дорогой хлеб. Очередь дошла до мяса. Которое, как выясняется, тоже небезопасно.
Наименьшую обеспокоенность у Россельхознадзора вызывает бешенство. А между тем, начиная с 16 ноября в стране было зафиксировано более 250 случаев этого опасного заболевания. Большинство — в регионах Центральной России (Белгородская, Ивановская, Калужская, Смоленская, Московская, Ярославская области).
Как правило, бешенство фиксировали у диких животных (лисиц и енотовидных собак) и реже у городских домашних — кошек и собак. Вместе с их укусом вирус бешенства может попасть в организм сельскохозяйственных животных и человека. Затем, распространяясь по нервной системе, вирус достигает головного мозга.
Бешенство — одно из самых опасных инфекционных заболеваний, известных человечеству, наравне с такими, как сибирская язва, чума или холера… Его коварство в том, что заразиться можно, даже если вы просто обнимаетесь со своей любимой собакой (у нее может и не быть явных симптомов).
Именно так подхватил бешенство 14-летний подросток из Кунгурского района (Пермский край): вирус в дом принесла кошка, которая поцарапала своего юного хозяина. Парень стал жаловаться на недомогание, его положили в инфекционную больницу. Но спасти жизнь мальчику не удалось…
Миллионы кур уже пустили под нож
Куда большее беспокойство, нежели бешенство, у ветеринарных врачей России сейчас вызывают две другие стремительно распространяющиеся по стране инфекции — это птичий грипп и африканская чума свиней (болезнь Монтгомери).
Опасность вируса гриппа типа А в том, что его природным «резервуаром» являются дикие птицы, обитающие около водоемов (бакланы, дикие гуси, крачки, чайки, речные и нырковые утки, пеликаны). Когда они начинают мигрировать, то вместе с ними и вирус может преодолевать огромные расстояния. Причем, что важно, все известные штаммы вируса, которые вызывают пандемии (то есть глобальные эпидемии), появились именно в результате генетического обмена с «птичьими» вариантами.
И такой обмен идет постоянно — то есть появляются все новые штаммы, адаптированные уже к новому виду «хозяев». Если это сельскохозяйственные птицы, то последствия бывают самыми катастрофическими. Так, в 1996 году началась самая страшная в истории эпизоотия птичьего гриппа. С одной из гусиных ферм в китайской провинции Гуандун инфекция распространилась — вместе с дикими перелетными птицами — по всей Азии, Африке, Европе и Северной Америке… Половина людей, зараженных птичьим гриппом, умирает.
Что же происходит сегодня? Россельхознадзор констатирует: последние месяцы птичий грипп снова шествует по всему миру. И шествует, надо признать, победно: только за последние две недели эта вирусная инфекция была зафиксирована в 19 странах. Больше всего пострадали Венгрия (здесь на утиных и гусиных фермах зафиксировано уже более сотни вспышек) и Южная Корея (пришлось уничтожить более 23 миллионов голов птицы).
Вспышки птичьего гриппа произошли за последние месяцы в таких отдаленных друг от друга на десятки тысяч километров странах, как Нигерия, Мексика, Алжир… И, что самое печальное, в России.
А вирус все «злее»…
В прошлом году вирус птичьего гриппа впервые обнаружили у диких птиц на озере Убсу-Нур в Тыве — на границе с Монголией. Начиная с 2005 года, у гнездящихся здесь птиц регулярно регистрируют эпизоотии: именно через озеро проходят пути миграции пернатых в Западную Сибирь.
Начиная с 2005 года, птичий грипп регулярно фиксируется и в Азово-Черноморском регионе — тут тоже пролегает путь перелетных птиц в теплое Средиземноморье. За счет этого местная дичь (точнее, заразившие ее вирусы) постоянно и «обменивается» генетическим материалом, обеспечивая все большую жизнестойкость и патогенность вируса.
На Юге России вспышки птичьего гриппа уже выявили в четырех регионах. В Калмыкии — на личных подворьях в Яшалтинском районе, в Астраханской области — на птицефабрике «Харабалинская», в Ростовской области — на двух участках компании «Евродон» в Октябрьском районе… На Кубани грипп сначала обнаружили только у диких птиц (в Апшеронском и Темрюкском районах), а затем уже и у гусей, которых предприниматели разводили в Красноармейском и Крымском районах. Инфекция добралась уже и до Воронежа, где ее обнаружили у экзотических птиц в государственном зоопарке.
Вполне вероятно, что скоро список этих территорий пополнится. Осенняя миграция перелетных птиц, вроде бы, уже давно закончилась… но вирус может сохраняться в дикой природе до двух месяцев. И все это время остается, разумеется, патогенным для сельскохозяйственных птиц (а, вполне вероятно, и для человека).
Именно поэтому, как настойчиво требует Россельхознадзор, владельцы птичников должны соблюдать все ветеринарные требования. Птицу нельзя выгуливать, чтобы она не контактировала с перелетными пернатыми (или продуктами их жизнедеятельности). Стоит ли говорить, что при первых признаках болезни хозяин обязан немедленно обращаться в Россельхознадзор.
Главная угроза — частные подворья
Угроза нависла и над свиноводческой отраслью России. И несут ее… дикие кабаны. Как и в случае с птичьим гриппом, именно дикие животные являются переносчиками этой опасной инфекции. Болезнь стремительно распространяется по Восточной Европе, начиная с прошлой осени: на сегодняшний день больше всего вспышек зафиксировано в Литве, Польше, Молдавии, Украине…
Множество вспышек выявили за последние месяцы и в России. Геном вируса Монтгомери выделили из павших диких кабанов, найденных в Чувашии, Московской, Липецкой и Орловской областях. А вот у сельскохозяйственных животных чуму обнаружили в Адыгее (личное подворье в Красногвардейском районе) и Волгоградской области (личное подворье в городе Котово).
Самая плохая ситуация, констатирует Россельхознадзор, — в Краснодарском крае. За прошлый год тут было выявлено 5 очагов африканской чумы и 12 инфицированных объектов. Причем 14 вспышек чумы были связаны с незаконным выбросом трупов домашних свиней, погибших от этого заболевания.
Личные подсобные хозяйства на Кубани и вовсе продолжают существовать безо всякого контроля. По официальным данным Росстата, на частных подворьях (по состоянию на первое ноября) содержалось 2300 свиней, что на 18% больше, чем было годом ранее. Однако в ходе рейдов специалисты краевой инспекции Россельхознадзора выявили свиней, неучтенных в управлении ветеринарии, не зарегистрированных в похозяйственных книгах местной администрации… и не исследованных на африканскую чуму.
После того, как Россельхознадзор устроит разнос краевым властям, губернатор Вениамин Кондратьев потребовал взять ситуацию на особый контроль и ужесточить контроль за ЛПХ. Краевое управление ветеринарии тут же выпустило пресс-релиз: на владельцев частных подворий составлено более 3 тысяч административных протоколов, наложено штрафов на 2,4 млн. рублей.
Бизнес наживается на трагедиях
Разумеется, одними лишь штрафами проблему с распространением африканской чумы не решить. Чиновники, отвечающие за ветеринарную безопасность, годами спят, а просыпаются, когда инфекция подбирается к самым границам. Ну а бизнес между тем пытается нажиться на опасных инфекциях, угрожающих российскому животноводству.
Скажем, 17 января в Брянской области пресекли попытку ввезти из Белоруссии партию мяса общим весом 20 тонн, якобы произведенного Лельчицким райпо. Оказалось, что на многих тушах ветеринарные клейма были попросту срезаны: вполне возможно, что под видом белорусской продукции в России хотели завезти украинское мясо по поддельным сертификатам. Теперь всю партию уничтожат.
Еще похожая история. В морском порту Сахалина отгрузили две большие партии курятины: 600 кило — из Белоруссии и 150 кило — из Ставрополья. Оказалось, что мясо обработано нитрофуранами — это сильнейшее антимикробное средство, которым пичкают птицу, чтобы она не подхватила какую-нибудь инфекцию.
Во всех развитых странах от использования нитрофуранов давно отказались: слишком много у них побочных действий — они поражают нервы, сердце, печень, а главное, приводят к бесплодию. В общем, поел такой курочки — и детей не будет! Естественно, всю эту гадость, изъятую в Сахалине, уничтожат. Но главное, ответят ли по закону ее производители, пичкающие россиян невесть чем?!