Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Социальные проекты
11 февраля 2017 10:34

Кто решает какая история нужна России?

Рассерженные знатоки прошлого начинают снимать народный «Анти-Викинг»

13075

Масштабный кинопроект «Викинг», спродюсированный Константином Эрнстом, разом разделил россиян на два лагеря: одни до небес превозносят его художественные достоинства, а другие считают его, мягко говоря, низкосортной политической «агиткой». Тем временем группа энтузиастов начала работу над проектом, получившим условное название «Анти-Викинг». «СП» узнала, что толкнуло их на этот шаг.

«Викинг»: просчеты и ошибки

Практически каждого человека, не только имеющего непосредственное отношение к военно-историческим реконструкциям, но и просто более или менее знающего историю страны, после просмотра «Викинга» настигал самый настоящий когнитивный диссонанс, рассказал корреспонденту «СП» член инициативной группы «Анти-Викинга», руководитель проекта исторического фестиваля «Битва тысячи мечей. Рагнарёк» Алексей Овчаренко. Людей раздражали не столько какие-то конкретные нестыковки и ляпы, сколько то, что грандиозный бюджет фильма был потрачен фактически впустую, не принеся достойного результата. Кроме того, фильм, позиционирующийся как исторический, на самом деле таковым не является, да и получилось «главное достижение российской киноиндустрии» откровенно скучным. Также, несмотря на всю многогранность и неоднозначность выбранной темы, история России преподносится зрителю посредством слишком прямолинейных штампов.

«Достаточно отметить, — подчеркивает Овчаренко, — что множество открытых источников, археологические данные и та же „Повесть временных лет“ свидетельствуют, что христианство вообще и православие в частности не только проникло, но и было довольно почитаемо феодальной элитой Руси задолго до эпохи Владимира. А проведенное им крещение было, скорее, неким финальным актом, ознаменовавшим собой поворотный процесс проникновения идей христианства вглубь общества».

Наконец, сейчас в свободном доступе есть большое количество археологических данных, которые позволяют достаточно подробно и детально восстановить образ древнерусского дружинника. И это отнюдь не заляпанный с ног до головы грязью дикарь в кожаных доспехах, а представитель элитного в то время боевого подразделения, по степени технической оснащенности и уровню боевой подготовки ни в чем не уступающий (а местами даже и превосходивший) своих западноевропейских и скандинавских коллег.

— Многие исторические реконструкторы, — резюмирует Алексей Овчаренко, — возлагали на «Викинга» большие надежды. Этому во многом способствовал тот самый, первый и очень качественный, кстати, трейлер, в котором была показана зимняя охота. В его подготовке, кстати, принимали непосредственное участие представители специализированных конных клубов.

«СП»: — По имеющейся информации, клубы исторической реконструкции изначально привлекались к сотрудничеству создателями фильма. Почему же тогда в итоге по весьма спорному качеству костюмов, и особенно — по несоответствию воинских доспехов исторической эпохе, не прошелся к настоящему моменту только ленивый?

— Да, мы познакомились с первой дирекцией фильма (которая, кстати, неоднократно менялась в полном составе) еще до начала съемочного процесса. И изначально планы по сотрудничеству были весьма смелыми. Например, обсуждалась идея либо постройки точной копии драккара, либо перегона аутентичного судна из Скандинавии. Но из-за неоднократной смены вводных в результате все «железо» в целях экономии средств и времени было решено заказать по-дешевке у китайцев. Потом, когда выяснилось, что на китайских «скрепках» нормальные трюки поставить невозможно, пришлось какие-то вещи спешно переделывать. И реконструкторы, что называется, умыли руки.

«СП»: — Но ведь что-то же успели сделать? Например, умельцы из «Ратоборцев» создали византийский щит, который затем был подарен Владимиру Путину.

— Там было очень много веселых историй. Например, был заказ от команды «Викинга» на создание так называемой «сидушки Рогнеды» Подразумевалось, что на ней будет сидеть героиня в главных сценах фильма. В итоге, видимо, из-за нехватки времени и сил, в процессе съемок она трансформировалась ни много ни мало в трон самого князя Владимира. Конечно, это курьезный момент, но он весьма точно характеризует весь процесс изготовления реквизита.

«Анти-Викинг»: цели и задачи

Собственно, «Анти-Викинг», как таковой, начался с фотографий правильно сделанных отрисовок трех персонажей в облачении древнерусских воинов, которые историк Сергей Каинов разместил в соцсети после закрытого премьерного показа «Викинга». Фотографии сопровождала подпись — «первые наброски к «Анти-Викингу». А дальше сработал простой вирусный эффект. Кстати, если изначально ядро проекта составляли всего 40 друзей-энтузиастов, то уже сейчас число заинтересованных в нем людей нарастает лавинообразно, организаторы даже не успевают отвечать всем желающим. Видимо, настолько сильно у людей, как говорится, накипело в душе. Кто же они такие и по какому, собственно, поводу у них накипело?

Как считает Алексей Овчаренко, это военно-исторические клубы, несогласные с искажением исторических реалий, это представители малого и среднего бизнеса, готовые выступить в качестве спонсоров, это неравнодушные физические лица, а также представители киноиндустрии:

— Последние, что было очень удивительно для нас, прямо так и говорят — нам обидно. Обидно, что мы умеем технически красиво и даже талантливо снимать, но обыватели говорят — понятно, наши киношники ничего кроме «Викинга» сделать не в состоянии, то есть отечественная кинопромышленность не в состоянии сделать интересный продукт. Тем более что «Викинг» сейчас в глазах всего мира фактически наложил мощнейшую печать на все российское кино, так что теперь очень долго исторические фильмы будут рассматриваться в первую очередь через его призму. Как, например, происходит сейчас с трейлером фильма «Легенда о Коловрате». Если сначала в комментариях писали в духе «ну понятно, очередные «300 спартанцев», то теперь пишут — «все ясно, нечего смотреть, получился очередной «Викинг».

«СП»: — Что в конечном итоге вы рассчитываете получить на выходе? Нечто похожее на сериал «Дружина» или что-то иное?

— Нет, «Дружина» здесь совершенно ни при чем. Для нас задача, если говорить с точки зрения соответствия задумки конечному результату, создать нечто вроде «28 панфиловцев», то есть некое народное историческое кино. Да, сейчас принято говорить, что в основе этого фильма лежит миф, но нас это абсолютно не смущает. Да, возможно, в реальности и не существовало этой конкретной ситуации, однако были же люди, совершавшие не менее героические поступки. Я лично, как человек, имеющий непосредственное отношение к киноиндустрии, считаю, что исторический фильм не должен быть в точности историческим абсолютно по всем параметрам. Потому что кино, в котором полное соответствие всем историческим аспектам ставится во главу угла, в ущерб художественной выразительности, абсолютно неинтересно, его скучно смотреть.

«СП»: — Приведете пример?

— Пожалуйста. Тот же самый «Полет ворона» (имеется в виду фильм исландского режиссёра Храбна Гюднлёйгссона, снятый в 1984 году, — «СП») сделан в полном соответствии со скандинавскими сагами, с сохранением их динамики. Это очень правильный с точки зрения эпохи викингов фильм, но смотреть его абсолютно невозможно как раз в силу его всеобъемлющей достоверности.

«СП»: — Как вы собираетесь строить производство? Аналогично ли оно будет подходу, реализованному как раз на съемках фильма Андрея Шальопы?

— Совершенно верно. Нас вдохновляет то, как это сделали создатели «28 панфиловцев». Как они собрали бюджет, как они подавали информацию, как организовывали просмотры процесса для желающих. В итоге это оказалось не только смотрибельно, но и экономически оправдано. Так что мы собираемся действовать в похожем ключе — запустим соответствующие онлайн-инструменты, объявим народный конкурс на лучший сюжет фильма, конкурс на лучший сценарий (при этом всеми силами будем избегать всякой «вкусовщины»), победителя выберем открытым голосованием. Полная открытость — наше главное условие. К слову, вопрос выбора сценаристов является, в принципе, определяющим, ведь известные и маститые авторы, способные создать по-настоящему интересную историю, заняты на годы вперед.

«СП»: — После выхода «Викинга» на экраны в зарубежной прессе, например, в норвежской Aftenposten, появились публикации, в которых говорится о том, что этим фильмом Россия фактически признала тот факт, что своей государственностью и культурой она обязана западной цивилизации вообще и скандинавским ярлам в частности. Будет ли эта тема каким-то образом учитываться инициаторами «Анти-Викинга»?

— Начнем с того, что в определенные периоды истории между Россией и западными странами обострялось соперничество. Характерен пример с той же Швецией. Из многовекового противостояния с ней мы, как известно, вышли победителями относительно недавно, в XVII столетии. Однако определенные шведские круги до сих пор недовольны этим результатом. Отсюда и растут ноги у периодически возникающих однобоких и тенденциозных дискуссий на тему, чьи именно викинги принесли на Русь культуру, или почему цвета флагов Швеции и Украины одинаковы. Но эта субъективная точка зрения никакого значения для нашего проекта не имеет.

Как нам кажется, «Анти-Викинг» вообще не должен концентрироваться на интерпретации каких-то понятных и известных моментов истории. Конечно, они должны присутствовать, но, так сказать, в качестве некоего общего фона. Мы хотим в первую очередь показать мир и передать атмосферу того времени. И здесь в качестве некоего ориентира я упомянул бы, например, фильм Мела Гибсона «Апокалипсис». Там показана судьба маленькой индейской деревеньки, существующей в гармонии с природой. Ее жителей угоняют в плен представители жестокой урбанизированной цивилизации. А заканчивается фильм тем, что выжившие после нападения и сбежавшие из плена видят сквозь деревья, как к берегу пристают корабли испанцев. Этот фильм интересен, несмотря на то, что не рассказывает о таком мега-супер-крутом моменте истории, как покорение испанцами Америки. Так что для нас самое главное — не конкретное событие, а человек внутри того мира и пройденный им в этих условиях путь. Поэтому предполагается, что действо будет выполнено в формате роуд-муви. И, может быть, где-то в финале на заднем плане будет даже присутствовать и некий князь Владимир, причем не исторический, каким мы его знаем, а абстрактный, но насквозь аутентичный эпохе.

«СП»: — Вы уже сделали какие-то конкретные шаги на пути к реализации идеи «Анти-Викинга» или они только планируются?

— В июле 2017 года в рамках исторического фестиваля «Битва тысячи мечей. Рагнарёк» мы планируем съемки тизера к этому проекту, с которым будем двигаться дальше к конкретике. Многие российские клубы военно-исторической реконструкции уже дали свое предварительное согласие на участие в съемках.

«СП»: — А название? Так и оставите «Анти-Викинг»?

— В данном случае «Анти-Викинг», если угодно, это некая шутка, родившаяся в пылу беседы круга частных лиц. Мы ни в коем случае не хотим быть никаким анти-проектом. Это просто такой временный способ привлечения внимания общественности к замыслу. Потом, конечно, мы резко бросим все эти заигрывания с приставкой «анти-», и наш проект заживет собственной жизнью. Не нужно никаких «контр», для нас важно, наоборот, созидание и творчество. Нам важно показать, что за адекватные и сравнительно небольшие деньги в России можно снять в первую очередь интересное историческое кино, погружающее человека в атмосферу эпохи. А как оно в итоге будет называться — уже второй вопрос.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня