Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
17 ноября 2009 17:07

Можно ли хоть кому-нибудь продать АвтоВАЗ за 1 рубль

Правительство страны видит спасителя автогиганта в лице Renault. Но французы не намерены тратить ни евроцента на такую покупку

35

Американская газета The New York Times проанализировала шансы АвтоВАЗа на предмет его покупки французским Renault и признало их… плохими.

«Еще до кризиса Renault приобрело 25 процентов акций тольяттинского автозавода явно по завышенной цене — за 1 млрд. долларов, — пишут из Франции собственные корреспонденты американского издания. — Но российское правительство настаивает на покупке контрольного пакета. Однако французские автопроизводители и без этого обременены массой собственных проблем и балансируют между жизнью и банкротством».

Необходимо, например, реструктурировать собственные долги у себя на родине. Да и неплохо бы переориентироваться на более перспективные рынки, нежели российский. Renault вообще теряет интерес к Восточной Европе. Впрочем, одновременно он выражает и готовность переоборудовать АвтоВАЗ под свои платформы. Но лишь при одном условии: если российская сторона заплатит за это.

И все же высший менеджмент компании не намерен ссориться с россиянами.

— Renault пришла в Россию надолго, — пытается оправдаться пресс-секретарь парижского офиса компании Ле Фредерик, — и на данный момент не намеревается ни сокращать, ни увеличивать свою долю в России…

Дело в том, что в прошлом году французы сократили штат и объемы своего производства, а в нынешнем власти Франции обязались предоставить им, Peugeot и Citroën кредиты по 3 млрд. евро на 5 лет при условии, что за этот срок они не закроют ни одного предприятия.

— Поэтому возможности Renault ограничены, и компания не может вложить наличность в АвтоВАЗ, — говорит Ле Фредерик. — Мы также опасаемся, что средства, которые компания инвестирует в АвтоВАЗ, будут направлены на предотвращение социальной напряженности, а не на переоборудование завода.

Владимир Путин, глава правительства, которому также принадлежит четверть ВАЗа, в прошлом месяце угрожал, что доля Renault в предприятии может быть ослаблена, если французы не согласятся в складчину с российским правительством спасать завод. Но несколько дней назад заместитель премьер-министра Игорь Шувалов смягчил тон и заявил, что если французы увеличат свою ставку, то это можно только приветствовать.

Сам Путин уже запланировал поездку во Францию, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. А Шувалов заявил, что правительственный комитет по спасению ВАЗа соберется 20 ноября для рассмотрения вариантов этого спасения.

Питер Уэллс, директор Центра исследования автомобильной промышленности Университета Кардиффа в Великобритании:

— Из недорогих автомобилей Renault, «Логан», производимый в Румынии, очень хорошо продается на западных рынках, где стартовая цена этой машины около € 5000. Автомобиль считается недорогим. Но по этой цене его свершенно не хотят покупать в странах бывшего Советского Союза, и это очень разочаровывает компанию. «Логан» должен был возглавить массовый рост объемов продаж в Восточной Европе, но этого не случилось, — утверждает Уэлс и объясняет это так: — В Восточной Европе страдают от острой глобальной кредитной засухи и упавших цен на сырье.

Несколько дней назад Карлос Гон, исполнительный директор Renault и его японские партнеры из Nissan, заявили что их компании в 2012 году начнут продажи небольшого автомобиля в Индии, который будет стоить меньше, чем любой другой, продаваемый в стране. Он станет ответом на микролитражку Nissan Nano, которая создана Tata Motors — крупнейшей индийской автокомпанией в этом году и продается всего за 2500 долларов.

Для сравнения: самые дешевые классические «Жигули» выставляются на продажу в два раза дороже.

— Главный в Renault человек, отвечающий за русский регион Христиан Эстив готов говорить с Путиным на регулярной основе, — утверждает Ле Фредерик. — Renault готово предоставить помощь в управлении заводом и технической поддержке, но денег не даст.

Такая позиция французов поставила русских чиновников в тупик, считает New York Times. Персонал АвтоВАЗА увольняется, а Тольятти ощетинился угрозой беспорядков.

Вместе с тем, ветераны русской автомобильной промышленности считают позицию Renault правильной, поскольку понимают, что трудно вкладывать деньги, не удостоверившись, что любые инвестиции не будут истрачены на «покупку»… нескольких месяцев социальной стабильности, а не на постановку на конвейер новой модели автомобиля.

Юлия Русанова, аналитик Дойче Банка в Москве:

— Главная проблема сегодня в том, что планирование новых моделей АвтоВАЗа давно рухнуло. А установка новой платформы займет два года или более. К тому же без государственной поддержки компания не собирается этого делать.


В это время

Счетная палата закончила проверку использования «АвтоВАЗом» 25 млрд руб., выделенных по решению правительства, заявил 17 ноября председатель Счетной палаты Сергей Степашин, находящийся сейчас в Кейптауне.

— Эти средства пошли на погашение долгов и на выплату зарплат, — сказал он. — Ситуация на АвтоВАЗе тяжелая. Пока большой вопрос — серьезная реструктуризация, изменение технологических циклов с тем, чтобы после кризиса мы смогли производить действительно конкурентоспособную технику. Они требуют дополнительных финансовых инъекций. Автопром — самая тяжелая отрасль, она больше всего пострадала от кризиса. Даже там, где у нас всегда были вроде бы устойчивые позиции, я имею в виду КаМАЗ. Но это вопрос рынка. Что касается легкового транспорта, АвтоВАЗа, я считаю, решение надо было принимать еще 10 лет назад. Мы должны пойти по пути создания и филиалов ведущих иностранных производств, и СП, и строить заводы «под ключ», как это делает Hyundai под Санкт-Петербургом. Что касается собственно легкового транспорта, с учетом открытого рынка, давайте говорить откровенно, если и дальше будем производить устаревшие образцы «Волг» и «Жигулей», будем неконкурентоспособны. Их просто никто покупать не будет…

Фото [*], [*]

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Владимир Можегов

Политолог-американист

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня