Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Взгляд», 30 лет: «Все было зря, мы в полной ж…»

Владимир Мукусев о прошлом, настоящем и будущем

34515

2 октября — 30 лет программе «Взгляд». Работая над книгой «Мушкетёры перестройки», приуроченной к этой дате, я побеседовал со многими, от главы канала «Россия-24» Евгения Бекасова (которому было 7 в год рождения «Взгляда») до блогеров «фейсбучного» масштаба (некоторым из коих даже больше лет, чем ведущим проекта).

Однако стартовать я решил с ответов на эти «вбросы» стоявшего, как принято говорить, у истоков «журналисткой Мекки», главного выпускающего & «самого скандального» (не моя дефиниция) ведущего «Взгляда», с тезисами коего не всегда согласен, но с мнением — не считаться не могу, рассказывая об этом легендарном проекте. Легендарном, собственно, как и сам Владимир Викторович Мукусев.

Нетленка и глобалка

«СП»: — Володя, изменилось ли отношение к «Взгляду» за эти три десятилетия с точки зрения профессиональной? Человеческой?

— Показывая иногда, в силу крайней необходимости, студентам свои чудом сохранившиеся, взглядовские материалы, я с грустью отмечаю их техническое несовершенство. Я не про технику монтажа, драматургию, режиссуру и прочую нашу профессиональную заумь. С этим как раз все в порядке. Они чисто визуально выглядят убого по сравнению с сегодняшней цифровой, удивительно яркой и радостной картинкой.

Одно успокаивает и примиряет с прошлым. Когда я спрашиваю тех же студентов, когда снято то, что они только что увидели, в ответ слышу: «Ну, наверное, давно… Год или два назад». А ведь материалам этим 25−30 лет. Жуть! Мне бы порадоваться — значит, «были когда-то, и мы рысаками». Сотворили же «нетленку» и «глобалку».

А радоваться-то нечему. Если суть и пафос моих материалов понятна сегодняшним детям, а проблемы, над решением которых мы бились три десятилетия назад, остались в стране те же, в том же, если не в большем объеме, то выводов напрашивается, собственно, два. Первый — всё зря. Второй — очень жалко по-человечески не «Взгляд» и себя, а страну, которая находится там же, где и 30 лет назад. В глубокой ж…

«СП»: — Что было самым заметным и достойным в этом проекте?

— Возвращение тележурналистике ее первоначального смысла и значения. Ее законного места в обществе. А журналистам — права на собственное мнение, на свободное не подцензурное слово в эфире. На честь и достоинство. На правду.

Читайте также

«СП»: — Что-нибудь раздражало в этой передаче?

— Из того, что помнится с очевидностью — собственное несовершенство. Каждый эфир, каждый материал, каждое слово можно было провести, снять, сказать лучше, значительней, точнее. Не получилось, не успел…

Смена пола и ориентации

«СП»: — Помнишь ли какой-нибудь «взглядовский» сюжет, кроме своих (не считая листьевской «Лошади», о которой мне рассказывал)?

— Тогда я должен не отвечать на вопрос, а написать книгу.

Например — о Политковском. Не о журналисте, а удивительном явлении на отечественном ТВ. Не понятом и не оцененном и сегодня до конца и по достоинству.

Или о моих друзьях-коллегах Юре Щекочихине, Лене Масюк, Артёме Боровике, Лене Ханге и еще как минимум двух десятках наших авторов, которых с полным правом и тогда и сейчас можно назвать цветом нашей журналистики.

Но об одном материале все-таки расскажу. Тем более что он был практически единственным во взглядовский карьере одного из наших молодых ведущих — Димы Захарова. Он рассказал о девушке-рокерше, ставшей инвалидом (ей ампутировали ногу, в результате аварии, в которую она попала, гоняясь на своем мотоцикле). Материал потрясал всем — стенд-апами ведущего, съёмками в больнице и гонок по улицам ночной Москвы, прекрасным интервью, точным и глубоким закадровым текстом. Но прежде всего — позицией автора.

У Димы не было даже намека на слезливость, сюсюканье, показного сочувствие. Хотя было очевидно, что автору искренне жаль несчастную героиню, Захаров своим материалом ставил жестокий и точный диагноз ее поведению, безответственности и вседозволенности рокеров вообще. Он говорил не о несчастном случае, а о закономерности, о фактическом преступлении, безнаказанном и подлом-подначивание молодых дурочек на совершение необдуманных и опасных поступков, приводящих к тяжким последствиям.

Скольких мальчишек и девчонок спас своим сюжетом от «геройских» глупостей, сколько сохранил молодых жизней Дима, никто не считал. Но то, что многих отцов и матерей, желающих своим чадам исключительно добра, даря им при этом, по первому требованию, дорогие и очень опасные игрушки, он заставил, судя по письмам и откликам очень серьезно задуматься. А главное — задумались о своем будущем и сами лихие рокерши.

Во всяком случае, об этом говорила статистика ДТП, согласно которой после выхода в эфир этого материала, существенно сократились аварии с тяжкими последствиями среди мотоциклистов.

«Помойка информации»

«СП»: — С кем из «взглядовцев» поддерживаешь отношение сейчас?

— С Александром Политковским мы недавно похоронили одного из взглядовских героев, замечательного мужика и товарища, умницу и честнейшего человека, талантливого предпринимателя и не менее талантливого политика и законотворца, Артёма Михайловича Тарасова. Такие вот теперь у нас все чаще печальные поводы для «отношений».

Читайте также

«Взгляд"-2: неудачные попытки возрождения

«СП»: — В самый разгар работы над новой книгой, вынужден был напрячь собеседников еще одним аспектом. Просматривая ответы респондентов на вопросы относительно 30-летней годовщины самого известного отечественного ТВ-проекта, не без изумления обнаружил, что для многих (рожденных в 70-е и позднее) «Взгляд» = информационно-аналитическая «программа с Бодровым», а не советская передача с Листьевым и Политковским. И ведь действительно, условный сиквел «Взгляд с Александром Любимовым» эфирился с 1994 по 2001, то есть вдвое дольше, чем оригинальная разработка «молодежки», стартовавшая осенью 1987 и закрытая Кремлем в декабре 1990. Можно прокомментировать?

— Во-первых, Листьев во «Взгляде» почти никак себя не проявил, сделав фактически один приличный материал за все время. Да и то благодаря камере Политковского и гениальности режиссера Татьяны Дмитраковой. Его звёздный час пробил уже после закрытия программы.

Во-вторых, никакого «Взгляда с Александром Любимовым» по сути не было. А была попытка творчески нажиться на безусловной и заслуженной славе нашего «Взгляда», приклеив к названию знаменитой программы фамилию человека, не только не сделавшего, на мой взгляд, хотя бы один достойный сюжет за четыре года существования передачи, но и очень существенно усложнив нашу творческую жизнь.

Нельзя обмануть телекамеру. Особенно в прямом эфире. Зритель безошибочно определил и, очень быстро увидел и распознал за дежурной улыбкой любимовскую суть — внутреннюю пустоту, холодный расчет. При его появлении в эфире, как нам писали и говорили наши многочисленные друзья, искренне влюблённые в программу и болеющие за нас зрители, они выключали телевизор.

Да мы и сами это видели. Наши журналисты, иногда с риском для жизни делавшие для нас материалы, отвечали Любимову «взаимностью», припрятывая свои звёздные сюжеты и очерки, и отдавая их лишь в те выпуски, «когда нет Любимова».

В итоге передачи, которые он вёл, были плохие из-за отсутствия в них достойных материалов.

Каждый раз после любимовских выпусков, мы как бы начинали все сначала. Не просто старались делать очередные программы достойными, а были вынуждены находить способы доказывать людям, зрителю, что мы — прежние, мы не скурвились, не продались, не сломались. Что мы, несмотря ни на что, все тот же «Взгляд» …

Что же касается «программы с Бодровым», я не знаю, что привело этого удивительного, богатого душой, умного, потрясающе талантливого, честного и чистого человека, за стол ведущих украденной фактически у нас программы.

То, что её помнят, я отношу на счёт той страшной трагедии, которая прервала жизнь, находящегося на взлёте своей карьеры, прекрасного Сергея Бодрова. Помнят актера и режиссёра, не сделавшего и малой толики того, что мог бы и к чему были все предпосылки, помнят его безвременную гибель, помнят Человека, а не какую-то там дешёвую, бесславно сгинувшую телеподелку, в которой он, к сожалению, участвовал.

«СП»: — Каков твой нынешний статус, чем занят?

— Я кандидат наук и ведущий научный сотрудник. Имею честь работать вместе с потрясающими учеными-специалистами в области медиа искусств в секторе медийных искусств Государственного института искусствознания.

А ещё я преподаю студентам то, чего сегодня нет и то, что сегодня практически никому не нужно — журналистику. Но уничтожившая её нынешняя власть не навсегда. Уверен. Мои выпускники и воспитанники обязательно будут востребованы в будущем и еще будут нужны стране, вернувшейся с войны.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня