Общество / Выборы

Собянину будет трудно переизбраться

Сергей Удальцов о том, что системные проблемы Москвы за время правления нынешнего мэра так и не решены

  
7130
На фото: мэр столицы Сергей Собянин
На фото: мэр столицы Сергей Собянин (Фото: Антон Новодережкин/ТАСС)

Несколько лет (а точнее — четыре с половиной года) я отбывал срок по так называемому «Болотному делу», поэтому мое представление о московской жизни и ее проблемах было зафиксировано где-то на уровне 2013 года. Тогда как раз проходили выборы московского мэра, и я хорошо помню, как Сергей Семенович Собянин обещал москвичам решить все транспортные проблемы, построить огромное количество станций метро, расселить пятиэтажки, а также проложить сотни километров велосипедных дорожек. Пока я сидел в колонии, по центральному телевидению периодически показывали того же Сергея Семеновича, который постоянно что-то открывал — метро, развязки, поликлиники и так далее. Складывалось впечатление, что Москва превратилась в «город мечты».

Когда я освободился в августе этого года, то прочувствовал в полной мере, как сильно я соскучился по моей любимой Москве. Первые дни на свободе я находился в эйфорическом состоянии, все радовало и восхищало. Постепенно эмоции успокоились, поэтому сегодня хотелось бы поделиться своими впечатлениями от того, каким я увидел наш город. Впечатлениями сугубо с позиции обычного москвича, без всякой заведомой оппозиционности — чтобы никто меня не обвинял в предвзятости.

Дороги и градостроительство. Не случайно объединил два этих направления. Если честно — как стояла Москва в пробках, так и стоит. Несмотря на все платные парковки и развитие метро. Потому что никакой продуманной в интересах простых москвичей градостроительной политики так и не появилось. Даже в моем тихом районе «Нагатинский затон» на месте пятиэтажек и промзоны настроили высоток (и продолжают строить), что неизбежно привело к росту количества жителей. Поэтому по утрам из района не выехать, так как все старые и новые жители на своих машинах устремляются на работу. А дороги никто не расширил, потому что их расширять уже некуда — кругом дома и магазины. И такая картина, как я посмотрю, по всей Москве.

Читайте также

Никакого планирования не чувствуется. Лепят небоскребы где только можно, за МКАД вообще страшная картина — огромные спальные районы, откуда все ездят в Москву. А тут еще маячит гигантская программа реновации. Понятно, что интересы строительных кампаний и банков для московских властей — дело святое. Но при таком подходе можно бесконечно строить дороги и развязки — проку не будет. С таким приростом населения и частного автотранспорта справиться просто невозможно, если только не закатать в асфальт пол-Москвы.

Была надежда, что власти смогут разработать продуманный план развития Новой Москвы — перевести туда чиновников и офисы, создать рабочие места (чтобы жители не ездили постоянно в Москву «старую»), реализовать программу малоэтажного строительства. Но как видно, ничего этого не случилось. Так же кинулись осваивать землю в Новой Москве и строить многоэтажки. Таким путем лет через 10−15 вместе с новыми территориями Москва разрастется миллионов до 20−25 жителей. В масштабах страны диспропорция дикая. Запусти на Москву несколько десятков ядерных ракет — и почти четверть населения России можно похоронить (не дай бог, конечно). Это, конечно, проблема не только для городских властей, но и для федеральных. Однако системного решения пока нам не предлагается, а продолжается безудержное извлечение прибыли из дорогой московской земли.

Транспорт. Из хорошего — Московское центральное кольцо (МЦК). Проезд по нему удобный и комфортный, вопросов нет. В то же время, неприятно поразило тотальное отсутствие маршруток. И это доставляет мне массу неудобств, так как я много пользуюсь общественным транспортом. В былые годы торопишься утром по делам — заскочил в маршрутку и через пять минут уже у метро. То же самое и вечером, когда уставший возвращаешься домой. По цене было доступно. Помню, одно время московский транспортный департамент продвигал идею о том, что маршрутки будут переданы Мосгортрансу, их движение будет упорядочено, а расплатиться в них можно будет городскими транспортными картами. Но теперь, по крайней мере в моем районе, маршруток нет вообще. Днем автобусы ходят более-менее регулярно (и то порой ждешь минут по 15), но вот вечером совсем печально. Стоишь на остановке на ветру и холоде, ждешь автобуса по полчаса и ругаешься нехорошими словами. А за тобой при этом наблюдают «бомбилы» (которых по официально версии уже извели как класс) и ломят такую цену, что лучше идти пешком (но слишком далеко). Такая вот ситуация невеселая получилась. И, конечно, сильно огорчила ликвидация троллейбусов в центре Москвы. Легендарная «букашка» теперь больше не ездит по Садовому кольцу. Мне лично этого не хватает, как будто чего-то родного лишился.

Благоустройство улиц и районов. Вроде бы местами выглядит симпатично. Но сразу задумываешься об эффективности и рациональности этих расходов. Помню, еще в 2011 году мы с движением «Моссовет» протестовали против авральной замены в центре города хорошего асфальта на «собянинскую» плитку. Главным аргументом московских властей тогда было утверждение, что асфальт надо часто менять, а плитка — это на десятилетия. Ну, теперь над этим можно только посмеяться. Плитки 2011 года уже нигде не осталось, хотя прошло всего 6 лет. А теперь посчитайте, сколько денег в эту плитку угрохано! Думаю, на этом не остановятся. Как шутят некоторые острословы — скоро у нас будет летняя плитка и плитка зимняя. Будем менять два раза в году, как автомобильную резину. Конечно, осваиваются миллиарды. И на фоне прозябания основной массы российских граждан — это какой-то цинизм космического масштаба. Ну и асфальт, как и пять лет назад, меняют где нужно и где не нужно. Ничего не изменилось. В моем районе лежал хороший асфальт, но в августе его резко начали перекладывать. Работы затянулись до ноября, сейчас в спешке доделывают, кладут под дождем и мокрым снегом. В общем, через пару лет можно опять менять. Круговорот денег в карманах чиновников и строителей не останавливается.

Медицина. В тюрьме со здравоохранением, как известно, беда. В частности, практически не лечат зубы — только удаляют. За несколько лет я изрядно с зубами намаялся, поэтому после освобождения возникла срочная необходимость посетить стоматолога. И тут я столкнулся с тем, что пресловутые укрупнение и оптимизация столичных медучреждений напрочь лишили меня возможности полечить зубы в своей районной поликлинике, которая находится в пяти минутах ходьбы от моего дома. Вместо этого мне было предложено поехать в поликлинику, расположенную в районе Садового кольца (на дорогу пришлось каждый раз тратить не менее 40 минут в один конец). Ох, и замучался я ездить туда, особенно с учетом того, что посетить зубного врача пришлось раз десять.

При этом формально бесплатная медицина на деле выглядит совсем не бесплатно. Бюджетная пломба вывалилась через неделю, вторая — еще через неделю. Вежливый доктор сказал, что это обычная практика, так как надо ставить хорошую пломбу. А она в бюджетной поликлинике стоит 2 500. Вот так и пришлось лечиться «бесплатно» — мотаться за тридевять земель и выкладывать приличные деньги. Но это еще надо учесть, что я — сравнительно молодой человек. А вот мои родители-пенсионеры вынуждены ездить по врачам как на работу. Анализы — в одном месте, рентген — в другом, диагностика — в третьем. И все далеко от дома, в разных районах. В общем, можно только посочувствовать их мытарствам. Так что, на мой взгляд, эта распиаренная «оптимизация» реально принесла москвичам серьезные неприятности и проблемы. Как говорится, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Московские власти явно ориентируются на богатых и здоровых.

Читайте также

Общепит. Ликвидация самостроя у метро и незаконных ларьков — дело, конечно, полезное. Однако в итоге власти явно перестарались. Недорого перекусить в городе теперь очень тяжело. Все сделано, опять же, в интересах крупных сетей типа «Макдональдса». Я вот лично не фанат гамбургеров и кока-колы, поэтому мне остро не хватает пирожков с капустой и хот-догов. Неудобно стало в этом плане.

Можно продолжать и дальше, но пока остановлюсь. Многое в Москве за эти годы поменялось, что-то — в хорошую сторону. Но в целом, скажу откровенно — за несколько лет моего отсутствия системные проблемы города так и не решены, и перспектив особо не видно. Поэтому, думаю, что грядущие выборы мэра Москвы обещают быть интересными, так как серьезные вопросы к московским властям накопились у многих. И переизбраться Сергею Собянину будет весьма непросто. Особенно, если оппозиция не будет дурака валять и постарается выдвинуть сильных кандидатов, выявленных на основании праймериз. Готовиться надо уже сейчас.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня