Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Власть
11 февраля 2018 14:42

Михаил Делягин: «Цифра» — последний шанс Кремля

Путь России — от «суверенной» демократии к демократии, рожденной новыми технологиями

7947

Демократия — это власть народа. При всех ее недостатках и даже пороках это лучшее, что создало человечество за всю свою историю, — не считая любви.

Это положение, при котором управляющая система наиболее полно учитывает интересы и мнения управляемых. Главное — учет мнений, что позволяет «слышать грядущее» и заранее реагировать на него.

Облик демократии зависит от технологий.

Когда-то все граждане могли собраться на новгородское вече или афинскую агору. Там мнение учитывали по принципу «кто громче крикнет» или «сильнее стукнет». И даже при этом уже в совсем небольших по нынешним мерка Афинах приходилось доплачивать гражданам за обсуждение и решение вроде бы их собственных проблем.

А когда государства из городов выросли в страны, прямая демократия стала и вовсе невозможной: людям пришлось выбирать себе представителей, которые принимают за них законы или, как сейчас в Америке, даже и определяют президента, — обладающего де-факто правами монарха, несмотря на демократическую сменяемость.

Современные информационные технологии уничтожили расстояния, — и мы уже можем вернуться не только к прямой, но и к постоянной демократии.

Читайте также

Еще до появления блокчейна государство могло управлять на основе дешевых молниеносных референдумов, проводимых хоть каждый час: прямым опросом через смартфоны, подключенные к мессенджерам. Программное обеспечение для этого есть, а порталы госуслуг с их системой регистрации гарантированно отделяют граждан от иностранцев.

Это позволяет сделать демократию, участие обычных граждан в повседневном управлении постоянным, каждодневным, привычным, а не осуществляемым раз в несколько лет на выборах. Соответственно, и люди, постоянно участвуя в демократических процедурах, привыкнут думать о своей судьбе и отвечать за принятые решения.

Цифровая демократия уже позволяет делегировать голоса: сознавая свою некомпетентность в решаемом вопросе, я могу передать свой голос тому, кого считаю специалистом (или просто кому доверяю). Скажем, при обсуждении судьбы медицины я передам свой голос врачу, при определении научной политики — ученому, при решении военного вопроса — ветерану (или, напротив, солдатской матери), получая отчет об их голосовании. Если позиция специалиста мне перестанет нравиться, при следующем голосовании я смогу передать голос другому или голосовать самому.

Конечно, сначала такие голосования должны проводиться в тестовом режиме, а затем некоторое время быть рекомендательными (как и референдумы в большинстве развитых стран). Конечно, они должны касаться вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Но сделать это, выведя нашу демократию на качественно новый уровень и сделав ее наиболее передовой в мире, можно за пару лет.

Пора делом напомнить профессионально и корыстно забывчивым, что Россия является родиной именно технологий, а не слонов и не коррумпированных бюрократов. Пора сделать демократию ежедневной, а не падающей на голову раз в несколько лет, — и исправить, наконец, ее пороки.

Другой революционный шаг в использовании цифровых технологий в государственном управлении — перевод его на электронную систему принятия решений.

Еще в начале «нулевых» стало модно рассуждать об «электронном правительстве». Россия прошла в этом направлении большой путь и весьма достойно смотрится на уровне даже наиболее развитых в этой сфере стран: мы пользуемся порталами госуслуг, получаем консультации и справки, платим налоги и штрафы по интернету. В большинстве крупных, а сейчас уже и средних городов мы получаем документы в многофункциональнах центрах, что экономит время, силы и даже иногда деньги.

Но взаимодействие граждан с государством — лишь наименее важная часть «электронного правительства». Главное в нем — перевод на электронную основу святая святых: всей процедуры принятия решений, как это сделано в лучших корпорациях мира (и, кстати, некоторых в России).

Замена бумажного документооборота электронным должна быть полной и касаться всех аспектов принятия решений и дискуссий, которые должны вестись в управленческих чатах.

Это сэкономит не только бумагу и услуги почты (включая дорогую фельдсвязь), но и время. Решения начнут приниматься мгновенно, причем с вечным хранением связанной с ними информации.

Конечно, вид менеджера компании, остановившегося, например, на горном склоне, чтобы отдать необходимое указание через свой смартфон или аргументировать свою позицию во внутренней дискуссии, вызывает шоковое впечатление и сомнения в продуманности и верности его решений, — в мире и даже в ряде российских компаний он уже давно стал нормой. И даже если качество решений от этого и страдает (что до сих пор так и не удалось доказать), — как показывает опыт, выгода от их ускорения с лихвой превышает все мыслимые и немыслимые потери.

Любой управленческий спор, не разрешенный, например, за сутки, будет автоматически переходить на рассмотрение вышестоящему менеджеру, а в сложных ситуациях — Комиссии по административным спорам, работающей с той же электронной скоростью. Это позволит урегулировать разногласия быстрей, чем сегодня исполняются указания.

Комиссия по административным спорам должна определять примерную «стоимость проблемы»: ущерб от промедления, неверного решения или бездействия. Признанный ею виновным менеджер получит соответствующие «штрафные очки»; при превышении годового лимита, установленного для его должности, он должен понижаться или увольняться.

Важно, что контролирующие органы получат свободный и незаметный для проверяемых доступ ко всей их деятельности. Сейчас первое, что порой происходит в случае проверки, — это пожар в архиве. А в условиях электронной системы принятия решений проверяемый не будет и подозревать о расследовании вплоть до его завершения.

Эта полная открытость для проверяющих позволят не только резко ограничить коррупцию, но и мгновенно оценивать эффективность менеджеров и их отношения друг с другом. Скажем, в Сбербанке, насколько можно судить, на совещаниях менеджеры уже довольно давно электронно оценивают выступающего даже перед небольшими аудиториями, что обнажает как его эффективность, так и, при длительных наблюдениях, сложившиеся группы и их взаимоотношения.

Резкое ускорение и упрощение документооборота позволит в разы снизить управленческие расходы при непредставимом сегодня повышении качества управления.

Читайте также

Прозрачность же принимаемых решений, соответствие их жестким процедурам и нормативам, наличие большого количества контуров обратной связи, в том числе и конфиденциальной, институционально и технологически ограничит коррупцию.

Переход на электронную систему принятия решений, будучи глубочайшей технологической революцией, кардинально изменит весь облик российского управления, сделает его одним из наиболее передовых в мире. А повышение эффективности управления повысит и глобальную конкурентоспособность нашей страны и, соответственно, наши доходы.

Решения, необходимые для этого, не просто имеются, — они уже многие годы применяются в наиболее эффективных коммерческих структурах, в том числе и в нашей стране.

Дело — в простом желании, а точнее, пока — нежелании власти.

Нам надо помочь ей стать более эффективной и демократичной, пока она еще не сгнила полностью, — пока ей еще можно помочь.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня