Для банкиров семейства деньги, действительно, не пахнут
Президент Украины Петр Порошенко ввел против России очередные санкции. На этот раз они коснулись политических партий. Причем, как правящей — «Единой России», так и думской оппозиции: КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и партии «Родина».
Также в списке оказались не представленные в парламенте «Демократическая партия России» и «Аграрная партия России». Кроме того, под раздачу Киева попали руководители ЦИК, включая Эллу Панфилову, и члены избирательной комиссии в Крыму.
Таким образом, официальный Киев атаковал почти всю политическую систему России. И хотя санкционные меры выглядят формальными — «блокировка активов, предотвращение вывода капиталов за границу Украины и иные санкции», без ответа их оставить нельзя.
В Госдуме на новость отреагировали спокойно. По словам Геннадия Зюганова, не следует отождествлять украинский народ и киевскую власть, которая стремится всеми силами «отравить» обстановку. «Они исторически банкроты и сойдут как грязный снег с тела Украины», — уверен лидер коммунистов. КПРФ продолжит поддерживать Донбасс и принимать оттуда детей, пообещал политик.
Для банкиров семейства деньги, действительно, не пахнут
Подобное хладнокровие российской стороны выглядит странно. Против нас вводят санкции, публично оскорбляют нашу государственность — атакуют посольство, русских людей убивают в Донбассе, тысячи их брошены в украинские тюрьмы… И это все происходит в стране, заключившей с Россией Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве (Большой договор).
Между тем, совсем скоро истекает срок, в который Россия могла бы инициировать разрыв этого соглашения, ратифицированного Госдумой 25 декабря 1998 года. В соответствии со статьей 40 документа, договор пролонгируется еще на 10 лет в случае, если ни одна из сторон не заявила о желании этого не делать. Причем заявить нужно за полгода до окончания срока действия соглашения.
Отметим, что во время недавнего рассмотрения поправок к закону о реинтеграции Донбасса депутаты Верховной Рады Украины отказались денонсировать договор о дружбе. Одна из предложенных поправок обязывала внести в закон поручение правительству разработать и внести законопроект о денонсации соглашения, но оно не набрало минимально необходимых 226 голосов.
И это при том, что в законе о реинтеграции Донбасса Россия прямо называется страной-агрессором, а значит, никакой дружбы между нашими странами быть уже не может.
— Санкции Порошенко сами по себе являются имитационными, — напоминает член политсовета партии «Родина» Федор Бирюков. — Киев просто имитирует действия Запада в разных сферах, но это ему плохо удается. Достаточно вспомнить историю Бабченко, плохо скопированную с дела Скрипалей. Это все элемент информационной войны.
Список партий, против которых введены санкции, странный. Понятно, почему там наша партия — мы были в Крыму и в Донбассе с первых дней. Но некоторые другие, непонятно почему там оказались. Будто скопировали список из интернета. Естественно, никакого урона от этих санкций никому не будет. Тем более что политические партии как юридические лица не действуют за пределами своей страны. То есть, это просто неумный политический шаг.
Особенно комично выглядит введение санкций после того, как по инициативе Порошенко состоялся его телефонный разговор с Путиным. На самом деле, президент Украины не уверен в победе на предстоящих президентских выборах, не уверен в помощи Запада и пытается таким образом вести сепаратные переговоры. Он понимает, что всерьез рассчитывать можно только на принципиальную позицию России, если с ней договориться.
То есть Киев ведет двойную-тройную игру, ведет бесконечный торг. Ведь Порошенко по типу своему — барыга. Вот он и барыжит, в том числе национальными интересами Украины.
«СП»: — Кажется, Киев хотел показать, что атакует всю политическую систему страны: и власть, и оппозицию, и несистемные партии, и ЦИК. Так нужно ли тогда Москве сохранять Договор о дружбе с Украиной?
— Интересно, что Украина до сих пор была не готова разрывать этот договор, несмотря на то, что для нее Россия — агрессор. Разговоры идут, но действий, направленных на разрыв, нет. Лично я не верю в возможность трансформации режима Порошенко. Может, году в 2015-м еще можно было вколоть какой-то антидот и сделать из зомби-режима что-то вменяемое, но сейчас это уже невозможно. Поэтому России надо выходить из Большого договора.
Кстати, заодно можно будет проверить таким образом настрой Киева. Если будет попытка упросить Москву пролонгировать соглашение, предотвратить разрыв, то это даст шансы для новых переговоров. А если будет воспринято спокойно или позитивно, то на этом направлении говорить с Киевом вообще не о чем.
— Договор о дружбе изначально был ущербным — причем ущербным для обеих сторон, — считает украинский политолог Юрий Городненко. — Например, пункт о признании территориальной целостности. Ее признавали только в рамках Хельсинского соглашения. Но это соглашение фактически прекратило действие с распадом Югославии и СССР. Ведь главный пункт — о территориальной целостности — был нарушен. Получилось, что документ уже перестал действовать, а Россия и Украина обязуются выполнять положения не действующей договоренности.
Или пункт о разоружении. Он, наоборот, не был привязан ни к одному международному соглашению. Получалось, что мы будем разоружаться, а другие страны — нет. Больший идиотизм сложно было представить. Поэтому Большой договор критиковали и в России, и на Украине. А его подписание стало еще одной уступкой Западу.
— Де-факто Украина уже много раз нарушила положения Большого договора продолжает политолог Александр Асафов. — Его существование сейчас объясняется лишь доброй волей России в надежде на какие-то улучшения, когда этот договор снова можно будет назвать договором о дружбе и он будет соблюдаться.
Безусловно, этот конструкт уже неактуален и поддерживать его нам не очень-то стоит, потому что он не отвечает времени, не отвечает желаниям, в том числе господ в Киеве. Достаточно посмотреть на то, что происходит на уровне консульского общения, на уровне политического общения, общения глав государств, когда Порошенко звонит Путину с какими-то претензиями.
Конечно, у этого договора будут свои защитники, будут говорить, что ломать легче, чем строить, но мы находимся в такой точке, что поддерживать видимость существования дружбы не стоит. Нужно более реалистично формулировать свои отношения с Украиной. Но при этом не отказываться от предложений по возвращению к конструктиву — например, посольскому общению. Но этого не будет…
«СП»: — Не верите в такое?
— Украина все дальше и дальше заходит в изоляцию. Заявление о том, что нужно выкопать канал между Азовским и Черным морем, чтобы отрезать Крым или отрезать пассажирское железнодорожное сообщение, чтобы украинцы не могли ехать в Россию на ЧМ-2018, не добавляют дружбы. Подобные меры часто из маргинальных предложений переходят в область государственной политики.
Кроме того, Киев вполне очевидно пытается ввести визовый режим с Россией. И конечно визы нужны не против россиян. Их интересует визовый режим, который введет Москва в ответ, чтобы уменьшить поток украинцев, которые все-таки ездят в Россию. Это беспокоит Киев, так как нарушает целостность национального мифа Украины, ведь эти люди являются носителями иной, неприятной Киеву информации.
Напомню также, что ровно год назад на Украине на уровне документов была закреплена цель — вступление в НАТО.
«СП»: — Да, при таких отношениях договор о дружбе выглядит странно. Правда, Верховная Рада не решилась его разорвать, что противоречит признанию России «страной-агрессором»…
— Никакого противоречия тут нет. Хотя Киев и стремится отказаться от всего, связанного с Россией, но если отказаться от Большого договора, то выпадет весьма важная статья, в которой зафиксированы уважение и неприкосновенность территориальной целостности друг друга. Это значит, что Украина снимет большую часть собственных претензий к России по Крыму. Поэтому как бы Киеву не был неприятен этот договор, без него будет неудобно «отплясывать крымско-татарские освободительные танцы».
В Ульяновске планируют возобновить производство самого грузоподъемного самолета в мире — Ан-124
— Надо понимать, что речь стоит вести лишь о формальном сохранении или не сохранении Большого договора, — говорит замдиректора института стран СНГ Владимир Жарихин. — Поскольку в реальности этот договор не выполняется, в первую очередь украинской стороной. Причем это началось еще до нынешней киевской власти, при Кучме и при последующих президентах Украины.
Киев все время напоминает про раздел, связанный с признанием территориальной целостности, но умалчивает о других разделах, где прописаны вполне определенные обязательства Украины в качестве стратегического партнера России. В частности, обязательства по русскому языку, гуманитарным вопросам. Все это Киевом было нарушено.
Ну, а раз так, то смысла сохранять этот договор нет. Вряд ли нужно с шумом выходить из соглашения, но надо заявить о нежелании его прологации. У меня даже есть подозрение, что если этого не сделает Москва, то сделает Киев. Пора решать этот вопрос, а не засовывать голову в песок, как мы часто любим делать.
Новости Украины: Порошенко заподозрили в отмывании денег
Кризис на Украине: Украинский генерал заявил о важности наличия у Киева достающих до Москвы ракет