Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
11 февраля 2010 13:10

Коллеги Архиповой: От нас ушла лучшая в мире Кармен

Выдающаяся певица, которую называли «Царицей русской оперы», умерла на 86-м году жизни

105

В Москве скончалась известная во всем мире оперная певица, звезда Большого театра Ирина Архипова. Народная артистка СССР только в этом январе отпраздновала 85-летний юбилей. Несколько дней назад она была госпитализирована в реанимацию одной из столичных клиник из-за проблем с сосудами и сердцем. Врачи делали все возможное, чтобы помочь Ирине Константиновне. Несмотря на преклонный возраст, интенсивный курс лечения дал определенные результаты, и певице стало лучше. Врачи перевели ее из реанимации в отделение. Но, как оказалось, ненадолго. Состояние Ирины Константиновны резко ухудшилось. За прошедшую ночь ее сердце останавливалось дважды. Первый раз ее удалось спасти. Вторая остановка произошла около пяти утра, и, к сожалению, сделать что-то было уже невозможно. Рядом с ней в больнице все время находился муж Владислав Пьявко.

Мы дозвонились в Большой театр и поговорили с коллегами Ирины Архиповой.

«СП»: — Наверное, никто не ожидал, что сегодняшнее утро принесет такую трагичную весть?

— Никто. Мы ужасно расстроены. Для нас это так неожиданно, — говорит Маквала Касрашвили, Народная артистка СССР, управляющая творческими коллективами оперной труппы, долгие годы проработавшая вместе с Ириной Архиповой — Всего месяц назад она была в театре на спектакле «Царская невеста», который мы поставили в честь ее юбилея. Ирина Константиновна прекрасно выглядела, улыбалась, общалась с друзьями и выслушала весь спектакль. И намека не было на то, что через месяц случится страшное. Конечно, для нас это шок. Это потеря для всемирного оперного искусства. Потому что Архипова — выдающаяся певица.

«СП»: — Вероятно, она была еще и выдающимся человеком…

— Да, она была прекрасной коллегой и прекрасным педагогом, который помогал всем молодым певцам. Когда я пришла в театр, то старалась не пропускать ни одного ее спектакля. Я брала с нее пример, как с актрисы, музыканта, певицы. Она фантастически владела техникой вокала. Своим появлением на сцене она всегда восхищала. Я считаю себя счастливым человеком, потому что слушала ее, работала с ней. Вместе с Архиповой мы даже записали несколько дуэтов Чайковского и вместе исполняли этот цикл в концертах.

Для очень и очень многих Ирина Архипова стала наставником в искусстве вокала и настоящим учителем жизни.

Анна Аглатова, солистка Большого театра, ученица и стипендиат Фонда Ирины Архиповой рассказала «СП», что все певицы театра хотели быть похожими на Ирину Константиновну.

— Это было прямо такое обезьянничество, — говорит Анна, — когда она была рядом, все на нее смотрели и старались все делать как она.

«СП»: — Как Ирина Константиновна относилась к своим ученикам?

— Многие говорят, что она была достаточно жестким человеком, но у меня ассоциации с ней очень мягкие, нежные и теплые. С ее стороны всегда была безумная поддержка. Перед концертами она старалась подсказать что-то, а после никогда не ругала. Хотя мы сами понимали, что что-то не получилось, что-то не так сделали. Все равно она старалась поддержать, подсказать. Своим студентам в консерватории она давала не только какие-то вокальные навыки, не только обучение технике, она учила, как быть певцом, как быть человеком, как выжить в нашем трудном мире искусства. Это все делала Ирина Константиновна.

«СП»: — Сколько времени вы проработали с ней?

— Два года. И за это время ни разу не услышала от нее грубого или злого слова.

«СП»: — Что вас больше всего восхищало в Ирине Архиповой?

— В пении у нее все было идеально. Вот какой бы год не взяли — что начало карьеры, что расцвет или уже в преклонном возрасте. У нее всегда можно было найти огромные плюсы, то, чем можно восхищаться. Конечно, непревзойденно ее исполнение русского репертуара. Это волшебный голос, волшебное умение петь русский репертуар, который считается сложнейшим в мировом оперном искусстве. Все ее записи, диски, пластинки — все это есть вклад Ирины Константиновны, который неоценим. Я думаю, что еще не одно поколение будет учиться на ее записях. В свое время она произвела настоящую революцию в отечественном оперном искусстве. Она исполняла партии в итальянской манере бельканто, прямо как итальянка, как будто училась в Италии. Хотя училась она в Советском Союзе, была коммунисткой и советской певицей. Это удивительно, что она смогла сделать такое при железном занавесе. Это просто певческое нутро…

«СП»: — Что вам больше всего запомнилось из общения с Ириной Архиповой?

— Больше всего, как бы смешно это не было, вспоминаю случай, когда Владислав Иванович Пьявко — муж Ирины Константиновны, наш педагог и выдающийся тенор ругал меня за то, что я спела слишком «сопранисто-сопранисто», ну, то есть слишком легко, как ему показалось. Ирина Константиновна слушала его, слушала и сказала: «Не ругай ее, она спела, как должна была спеть!» И он замолчал. А я такая счастливая была… Это было лучше, чем похвала…

Из досье «СП»

Ирина Константиновна Архипова, родившаяся 2 января 1925 года в Москве, по праву носила титул «Царица русской оперы». Имя Архиповой — одно из самых ярких российских имен на мировой оперной сцене второй половины ХХ века.

По своему первому образованию певица была архитектором, в Москве даже есть здания, построенные по выполненным Архиповой проектам. Увлечение пением пришло именно в годы учебы в Архитектурном институте. Затем, работая еще по первой специальности, Архипова успешно окончила Московскую консерваторию. Два прослушивания в Большой театр оказались неудачными, и певица уехала в Свердловск (Екатеринбург), где в театре оперы и балета сразу стала петь ведущий репертуар.

Через два года после свердловского дебюта Архипову пригласили в Большой театр, и она дебютировала на его сцене в партии Кармен, которая стала для певицы знаковой. В 1959 году она спела Кармен в дуэте с выдающимся итальянским тенором Марио дель Монако в спектакле Большого театра, после чего была приглашена итальянским певцом для участия в постановке оперы «Кармен» в Риме и Неаполе. Триумф этих выступлений положил начало ее блистательной международной карьере, она была признана лучшей в мире Кармен, а дель Монако назвал Архипову «лучшим в мире меццо-сопрано».

Пять десятилетий исполнительской карьеры выдающейся певицы составляют национальную гордость России. Они включили выступления во всем ведущем оперном репертуаре меццо-сопрано в Большом театре и других театрах России, а также практически на всех ведущих сценах мира — Ла Скала и Ковент-Гарден, Метрополитен Опера и Колон и т. д. Архипова — выдающаяся камерная певица с огромным репертуаром классических романсов, песенных циклов.

Признание получила Архипова и на официальном уровне: титул «Богиня искусств» и «Человек столетия», как назвал ее Биографический центр Кембриджа. А еще имя Ирины Архиповой запечатлено в бесконечности космоса — в честь нее названа одна из малых планет.

Однако не только поэтому можно считать вторую половину ХХ века в российском вокальном искусстве эпохой Архиповой. В течение сорока лет Ирина Архипова активно занималась профессиональным становлением молодых отечественных певцов. Ее планомерная, кропотливая ежедневная деятельность по всесторонней поддержке молодых певцов не имеет аналогов в мире. И не будет преувеличением сказать, что очень во многом именно благодаря этой деятельности Архиповой престиж России как вокальной державы не только не был утрачен, но и оказался многократно приумножен.

Елена Образцова и Владимир Чернов, Людмила Шемчук и Виктория Лукьянец, Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко… Все эти звезды вокального искусства вышли на мировую сцену «с легкой руки», при поддержке Ирины Архиповой.

И еще одно величайшее достоинство искусства Ирины Архиповой, по словам известного российского искусствоведа Святослава Бэлзы, заключалось в том, что великой певице удалось протянуть некую «времен связующую нить».

«Ирина Архипова относится к тем, кто умножил российскую музыкальную славу в прошлом веке и сделал всё, чтобы слава эта продолжалась и в веке наступившем, — говорит Святослав Бэлза. — Главное назначение артистки такого ранга — это нести людям радость. Не только своим дивным голосом, но и своими многополезными делами».

Ирина Константиновна вела как председатель жюри Международный конкурс вокалистов имени М.И.Глинки, который под её руководством сложился в стройную и продуманную систему выявления и воспитания вокальных талантов. Как президент Международного Союза Музыкальных Деятелей занималась организацией конкурсов и музыкальных фестивалей различных жанров, представляющих публике перспективных российских музыкантов.

Будучи долгие годы бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки, она, как опытный селекционер, отбирала и помогала взращивать лучшие голоса. Умела разглядеть талант буквально в зародыше и мудрыми советами довести его до цветения.

В 1992 году по инициативе выдающихся деятелей российской культуры, среди которых были Георгий Свиридов и Наталия Сац, создан Фонд Ирины Архиповой. Создание Фонда отразило суть творческой и общественной деятельности Ирины Константиновны, сконцентрированной на музыкальном просветительстве и поддержке молодых отечественных исполнителей. Спектр интересов Фонда широк и многообразен. Помимо концертной и фестивальной деятельности в Москве и регионах России, Фонд под руководством Архиповой осуществляет издание книг о классической музыке и вокальном искусстве, организацию мастер-классов и выставок, запись компакт-дисков.

Ирина Архипова была удостоена всех высших наград и званий СССР и России. Занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица.

Ее брак с тенором Владиславом Пьявко, партнером по сцене и коллегой по музыкально-общественной деятельности длился более сорока лет.

Последние новости
Цитаты
Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня