В Москве скончалась известная во всем мире оперная певица, звезда Большого театра Ирина Архипова. Народная артистка СССР только в этом январе отпраздновала 85-летний юбилей. Несколько дней назад она была госпитализирована в реанимацию одной из столичных клиник из-за проблем с сосудами и сердцем. Врачи делали все возможное, чтобы помочь Ирине Константиновне. Несмотря на преклонный возраст, интенсивный курс лечения дал определенные результаты, и певице стало лучше. Врачи перевели ее из реанимации в отделение. Но, как оказалось, ненадолго. Состояние Ирины Константиновны резко ухудшилось. За прошедшую ночь ее сердце останавливалось дважды. Первый раз ее удалось спасти. Вторая остановка произошла около пяти утра, и, к сожалению, сделать что-то было уже невозможно. Рядом с ней в больнице все время находился муж Владислав Пьявко.
Мы дозвонились в Большой театр и поговорили с коллегами Ирины Архиповой.
«СП»: — Наверное, никто не ожидал, что сегодняшнее утро принесет такую трагичную весть?
— Никто. Мы ужасно расстроены. Для нас это так неожиданно, — говорит Маквала Касрашвили, Народная артистка СССР, управляющая творческими коллективами оперной труппы, долгие годы проработавшая вместе с Ириной Архиповой — Всего месяц назад она была в театре на спектакле «Царская невеста», который мы поставили в честь ее юбилея. Ирина Константиновна прекрасно выглядела, улыбалась, общалась с друзьями и выслушала весь спектакль. И намека не было на то, что через месяц случится страшное. Конечно, для нас это шок. Это потеря для всемирного оперного искусства. Потому что Архипова — выдающаяся певица.
«СП»: — Вероятно, она была еще и выдающимся человеком…
— Да, она была прекрасной коллегой и прекрасным педагогом, который помогал всем молодым певцам. Когда я пришла в театр, то старалась не пропускать ни одного ее спектакля. Я брала с нее пример, как с актрисы, музыканта, певицы. Она фантастически владела техникой вокала. Своим появлением на сцене она всегда восхищала. Я считаю себя счастливым человеком, потому что слушала ее, работала с ней. Вместе с Архиповой мы даже записали несколько дуэтов Чайковского и вместе исполняли этот цикл в концертах.
Для очень и очень многих Ирина Архипова стала наставником в искусстве вокала и настоящим учителем жизни.
Анна Аглатова, солистка Большого театра, ученица и стипендиат Фонда Ирины Архиповой рассказала «СП», что все певицы театра хотели быть похожими на Ирину Константиновну.
— Это было прямо такое обезьянничество, — говорит Анна, — когда она была рядом, все на нее смотрели и старались все делать как она.
«СП»: — Как Ирина Константиновна относилась к своим ученикам?
— Многие говорят, что она была достаточно жестким человеком, но у меня ассоциации с ней очень мягкие, нежные и теплые. С ее стороны всегда была безумная поддержка. Перед концертами она старалась подсказать что-то, а после никогда не ругала. Хотя мы сами понимали, что что-то не получилось, что-то не так сделали. Все равно она старалась поддержать, подсказать. Своим студентам в консерватории она давала не только какие-то вокальные навыки, не только обучение технике, она учила, как быть певцом, как быть человеком, как выжить в нашем трудном мире искусства. Это все делала Ирина Константиновна.
«СП»: — Сколько времени вы проработали с ней?
— Два года. И за это время ни разу не услышала от нее грубого или злого слова.
«СП»: — Что вас больше всего восхищало в Ирине Архиповой?
— В пении у нее все было идеально. Вот какой бы год не взяли — что начало карьеры, что расцвет или уже в преклонном возрасте. У нее всегда можно было найти огромные плюсы, то, чем можно восхищаться. Конечно, непревзойденно ее исполнение русского репертуара. Это волшебный голос, волшебное умение петь русский репертуар, который считается сложнейшим в мировом оперном искусстве. Все ее записи, диски, пластинки — все это есть вклад Ирины Константиновны, который неоценим. Я думаю, что еще не одно поколение будет учиться на ее записях. В свое время она произвела настоящую революцию в отечественном оперном искусстве. Она исполняла партии в итальянской манере бельканто, прямо как итальянка, как будто училась в Италии. Хотя училась она в Советском Союзе, была коммунисткой и советской певицей. Это удивительно, что она смогла сделать такое при железном занавесе. Это просто певческое нутро…
«СП»: — Что вам больше всего запомнилось из общения с Ириной Архиповой?
— Больше всего, как бы смешно это не было, вспоминаю случай, когда Владислав Иванович Пьявко — муж Ирины Константиновны, наш педагог и выдающийся тенор ругал меня за то, что я спела слишком «сопранисто-сопранисто», ну, то есть слишком легко, как ему показалось. Ирина Константиновна слушала его, слушала и сказала: «Не ругай ее, она спела, как должна была спеть!» И он замолчал. А я такая счастливая была… Это было лучше, чем похвала…
Из досье «СП»
Ирина Константиновна Архипова, родившаяся 2 января 1925 года в Москве, по праву носила титул «Царица русской оперы». Имя Архиповой — одно из самых ярких российских имен на мировой оперной сцене второй половины ХХ века.
По своему первому образованию певица была архитектором, в Москве даже есть здания, построенные по выполненным Архиповой проектам. Увлечение пением пришло именно в годы учебы в Архитектурном институте. Затем, работая еще по первой специальности, Архипова успешно окончила Московскую консерваторию. Два прослушивания в Большой театр оказались неудачными, и певица уехала в Свердловск (Екатеринбург), где в театре оперы и балета сразу стала петь ведущий репертуар.
Через два года после свердловского дебюта Архипову пригласили в Большой театр, и она дебютировала на его сцене в партии Кармен, которая стала для певицы знаковой. В 1959 году она спела Кармен в дуэте с выдающимся итальянским тенором Марио дель Монако в спектакле Большого театра, после чего была приглашена итальянским певцом для участия в постановке оперы «Кармен» в Риме и Неаполе. Триумф этих выступлений положил начало ее блистательной международной карьере, она была признана лучшей в мире Кармен, а дель Монако назвал Архипову «лучшим в мире меццо-сопрано».
Пять десятилетий исполнительской карьеры выдающейся певицы составляют национальную гордость России. Они включили выступления во всем ведущем оперном репертуаре меццо-сопрано в Большом театре и других театрах России, а также практически на всех ведущих сценах мира — Ла Скала и Ковент-Гарден, Метрополитен Опера и Колон
Признание получила Архипова и на официальном уровне: титул «Богиня искусств» и «Человек столетия», как назвал ее Биографический центр Кембриджа. А еще имя Ирины Архиповой запечатлено в бесконечности космоса — в честь нее названа одна из малых планет.
Однако не только поэтому можно считать вторую половину ХХ века в российском вокальном искусстве эпохой Архиповой. В течение сорока лет Ирина Архипова активно занималась профессиональным становлением молодых отечественных певцов. Ее планомерная, кропотливая ежедневная деятельность по всесторонней поддержке молодых певцов не имеет аналогов в мире. И не будет преувеличением сказать, что очень во многом именно благодаря этой деятельности Архиповой престиж России как вокальной державы не только не был утрачен, но и оказался многократно приумножен.
Елена Образцова и Владимир Чернов, Людмила Шемчук и Виктория Лукьянец, Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко… Все эти звезды вокального искусства вышли на мировую сцену «с легкой руки», при поддержке Ирины Архиповой.
И еще одно величайшее достоинство искусства Ирины Архиповой, по словам известного российского искусствоведа Святослава Бэлзы, заключалось в том, что великой певице удалось протянуть некую «времен связующую нить».
«Ирина Архипова относится к тем, кто умножил российскую музыкальную славу в прошлом веке и сделал всё, чтобы слава эта продолжалась и в веке наступившем, — говорит Святослав Бэлза. — Главное назначение артистки такого ранга — это нести людям радость. Не только своим дивным голосом, но и своими многополезными делами».
Ирина Константиновна вела как председатель жюри Международный конкурс вокалистов имени М.И.Глинки, который под её руководством сложился в стройную и продуманную систему выявления и воспитания вокальных талантов. Как президент Международного Союза Музыкальных Деятелей занималась организацией конкурсов и музыкальных фестивалей различных жанров, представляющих публике перспективных российских музыкантов.
Будучи долгие годы бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки, она, как опытный селекционер, отбирала и помогала взращивать лучшие голоса. Умела разглядеть талант буквально в зародыше и мудрыми советами довести его до цветения.
В 1992 году по инициативе выдающихся деятелей российской культуры, среди которых были Георгий Свиридов и Наталия Сац, создан Фонд Ирины Архиповой. Создание Фонда отразило суть творческой и общественной деятельности Ирины Константиновны, сконцентрированной на музыкальном просветительстве и поддержке молодых отечественных исполнителей. Спектр интересов Фонда широк и многообразен. Помимо концертной и фестивальной деятельности в Москве и регионах России, Фонд под руководством Архиповой осуществляет издание книг о классической музыке и вокальном искусстве, организацию мастер-классов и выставок, запись компакт-дисков.
Ирина Архипова была удостоена всех высших наград и званий СССР и России. Занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица.
Ее брак с тенором Владиславом Пьявко, партнером по сцене и коллегой по музыкально-общественной деятельности длился более сорока лет.