Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Криминал
22 сентября 2018 19:55

Нацистскую «Сокиру Перуна» Украина занесла над Питером

«СП» проверила, как спонсоры «правосеков» без опаски завоевывают российский рынок

19653
Материал комментируют:

Как лично выяснил корреспондент «СП», регулярные проклятия в адрес России не мешают украинским неонацистам успешно «продвигать» в нашей стране свой «ура-патриотический» бизнес. Товары специфического бренда с характерной фашистской символикой продают в Санкт-Петербурге. Говорят — и еще во многих крупных городах РФ. Причем — совершенно открыто.

Появилось это барахло в наших магазинах под видом модной одежды для молодежи. В основном — футболки, рубашки, шорты, кепки с «картинками», напоминающими те, что «украшают» форму членов известного далеко за пределами Украины карательного батальона «Азов». Ну, и разная мелочь, вроде брелоков и наклеек.

«Пробным шаром» стали Москва и ближнее Подмосковье. Шмотье выкладывали на прилавках рядом с отечественным товаром. Но по ценам, более низким. Затем хозяева сомнительного для нормальных людей неонацистских бренда стали открывать собственные магазины. Их численность у нас в стране за этот год утроилась. Помимо Москвы специфические прилавки работают сейчас, по некоторым сведениям, в Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Перми, Краснодаре. Владельцы ведут агрессивную рекламную кампанию в борьбе за покупателя, расклеивают на улицах многочисленные стикеры, оплачивают установку билболдеров. Есть и собственный сайт в интернете. Судя по видеороликам на нём, адресован товар в первую очередь представителям так называемых «субкультур» — футбольным фанатам, скинхедам. Среди последних — подростки, любящие щеголять бритыми черепами, «тату» с коловратом (подобие свастики, имеющее якобы древнеславянское происхождение).

Читайте также

В начале 2000-х годов активность скинхедов, как и их численность, резко пошла на убыль. В том числе, благодаря решительным мерам правоохранительных органов. Но не все, повзрослев, отказались от сомнительной идеологии. В украинском «майдане» 2014 года с его радикальным «Правым сектором» *, а потом и батальонами так называемой «АТО», некоторые увидели своих последователей. И охотно поддерживают их, умело играя на склонности молодежи к радикализму. Кто — создавая псевдо-музыкальные группы с «говорящими» названиями. А кто — открывая магазины «для продвижения товаров с Украины».

С помощью разных сайтов, которых я насчитала не менее пяти, с числом подписчиков, превышающих три тысяч человек (!), зазывают они и потенциальных покупателей, публикуя адреса своих «торговых точек», завлекая всевозможными акциями и обещая доставить выбранный товар без проволочек «в любой конец страны». Оформлены эти магазины в точном соответствии с предлагаемым воинственным брендом. Запущен он был, к слову, неким Арсением Климачевым. Он же — националист Билодуб, он же — солист украинской неонацистской музыкальной группы «Сокира Перуна», открыто спонсирующей головорезов из «Правого сектора», воюющих с мирными жителями Донбасса и Луганщины. По некоторым данным, Климачев и сам не раз навещал карателей с подарками, позируя рядом с ними с автоматом в руках.

Не так давно в Киеве разразился скандал, после того, как местные журналисты засняли на концерте группы творившийся там шабаш фашиствующих молодчиков — с флагами со свастикой, вскидыванием рук в нацистском приветствии. В шоке были даже привычные уже к подобным выходкам местные жители…

В Петербурге подобный магазин оказался в очень доходном месте — в двух шагах от Невского проспекта. Рядом — модные у питерской молодежи кафешки, популярные у туристов музеи. Нужно лишь пройти под аркой во двор-колодец, где через десяток шагов буквально натыкаешься на небольшую вывеску с названием магазина и коротким (так и хочется написать — как выстрел), в два слова уточнением: «Для непокорных».

— Что за магазин? Да вроде обычный, — ответил мужчина лет пятидесяти, встреченный мной во дворе. Он работает в соседней частной конторе. — Как-то заглянул туда, все чин-чином, спокойно, культурно. Покупать, правда, ничего не стал, не мой стиль. Но пацанам, вроде, нравится. Бывает их там немало. Приходят иной раз целыми группами.

Корреспондент «СП» пришла сюда обычным будним днем. Спустилась по ступенькам в полуподвальное помещение, и сразу была «взята в оборот» продавцом — молодым, лет 30, мужчиной.

— Вы наш первый сегодня покупатель, — сходу стал он обхаживать меня.

Я осмотрелась: почти всё пространство — прилавок, оконные проемы — заполнено дешевыми шмотками. В том числе, украинского бренда с руническими знаками, напоминающими те, что отличают одежду регулярно гарцующих по киевскому Крещатику воинственных молодчиков. Впечатлили футболки с оттисками разгорающегося «коктейля Молотова», а также пистолетов, кастетов, черепов. Самого продавца все эти «картинки», как выяснилось, ничуть не смущают. Он, кажется, даже не понял моего вопроса о сомнительном товаре. Или сделал вид, что не понял? Стал увлеченно говорить о «великих воинах — древних германцах», несколько путаясь при этом в терминах.

К слову, судя по видеоролику владельцев данного «шопа» в соцсетях — молодой паре, то ли семейной, то ли деловой — приехали они в российскую Северную столицу сравнительно недавно, менее года назад. Исключительно «ради бизнеса» и «с минимумом средств в кармане». И открыли с этим минимумом магазин площадью не менее 20 кв. метров, а то и больше с учетом подсобки. В центре города, где один только «квадрат», даже в полуподвале, стоит сотни тысяч рублей в год! Потом сделали торговую точку за короткий срок настолько прибыльной, что собираются открывать ещё одну.

Вряд ли цены на их товар стали причиной коммерческого успеха. Низкими их не назовешь. Например, обычная, но «со смыслом» в виде тех самых рунических граффити, футболка стоит здесь порядка полутора тысяч рублей. Такая же футболка, но с недвусмысленным слоганом «Уходя, гасите всех», тоже около полутора тысяч. «Олимпийка» — ближе к 4000, нашивки — от 400 рублей за штуку и выше.

Интересно, знают ли о «модном магазине» с его профашистской продукцией, продаваемой не тайно, не из-под полы, а, что называется, у всех на глазах, правоохранители? Чтобы выяснить это, я набрала номер телефона 8-го отделение полиции Центрального района Петербурга, на территории которого сомнительное заведение находится. Дозвонилась не сразу, а лишь спустя почти полтора часа — то занято было, то трубку никто не снимал. В ответ услышала равнодушное: «Обращайтесь к участковому». Тот на связь, однако, так и не вышел.

Может быть, в курсе в Главном следственном комитете СК РФ по Петербургу?

— А мы-то тут причем? — сказал Сергей Капитонов, старший помощник руководителя по взаимодействию со СМИ. — Заявлений на них никто не писал. Значит и проверять нечего. Есть Роспотребнадзор, есть участковый полицейский — надо у них спрашивать. Ну, или прокурорским звоните.

В городской прокуратуре корреспонденту «СП» ответила коллега Капитонова, тоже старший помощник по связям со СМИ Юлиана Алексеева.

— О том магазине и его товаре слышу впервые. Жалоб и заявлений не получали. Напишите обращение по форме, которая есть на нашем сайте. Передадим его районным службам, пусть разбираются, — сказала младший советник юстиции.

«СП»: — Может быть, достаточно того, что я позвонила вам, изложила проблему? Готова назвать точный адрес.

— Я не принимаю заявлений. Ни по телефону, ни вообще. Я с прессой работаю!

«СП»: — Но ведь я как раз прессу и представляю…

— Чтобы разобраться, мне нужно поднимать на ноги контролирующих коллег.

Читайте также

«СП»: — Так это как раз то, что и надо, Юлиана Борисовна!

— Вы не понимаете: есть плановые проверки, а есть внеплановые. Это особая статья, они по-другому организуются и проводятся.

Мой главный довод о том, что выручка с продажи у нас подобных украинских товаров с бандитским, по сути, брендом, практически целиком уходит на финансирование отрядов, воющих с ДНР и ЛНР, о чем с осуждением пишут в самой Украине, собеседницу, увы, не впечатлил.

Похоже, и в других городах ситуация не лучше, если подобные магазины работают там, как ни в чем не бывало.

— Думаю, все дело в том, что в России отношение к Украине остается таким же, как во времена СССР. Мол, это братская для нас республика, её граждане — наши братья и сестры, — комментирует проблему по просьбе «СП» наш постоянный эксперт, политолог Сергей Марков. — Просто на сегодня она оккупирована. В стране правит марионеточная хунта, которая удерживает власть с помощью настоящего террора над своим населением. Ну, а коль братья и сестры, разве будем запрещать им торговать у нас? Нет, конечно. Им, как считается, надо помогать. Потому, скорей всего, и смотрим вполглаза, если вообще смотрим, даже на такой украинский «бизнес» в РФ.

«СП»: — Народ-то, может, и братский. Но, как выясняется, встречаются под его личиной и откровенные «отморозки». История с магазинами, в которых торгуют фашисткой атрибутикой, тому яркий пример.

— Любая пропаганда подобной символики запрещена в РФ законом. И то, что правоохранительные органы не в курсе происходящего, говорит явно не в их пользу. Как и о компетентности проверяющих их структур. Предпочитают бороться с собственными фашиствующими молодцами и девицами. А тех, кто привносит в наши края эту давно осужденную миром заразу, в упор не замечают. Потом будем удивляться, откуда что пришло и почему?


* Решением Верховного суда РФ от 17 ноября 2014 года «Правый сектор» был признан в России экстремистской организацией, его деятельность в РФ запрещена.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня