Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Бизнес в России
27 сентября 2018 16:49

Кого не пустят за руль такси

Госдума предприняла очередную попытку избавиться от нелегалов и сделать этот транспорт более безопасным

2470

В Государственную Думу внесен законопроект о легковом такси. Как заявил председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев, закон о городских наземных пассажирских перевозках в России не работает.

«За последнее время на легковом такси есть много дорожно-транспортных происшествий и есть жалобы пассажиров, что водитель не знает, куда ехать, не знает русского языка. Мы в Госдуме создали рабочую группу, внесли новый законопроект о легковым такси, где всё-таки хотим расписать подробно всех агрегаторов, все структуры, которые появились сейчас, но не несут ответственности за безопасность пассажира, а также прописать вопрос режима труда и отдыха водителей», — заявил он.

По информации Avtodrug, только в первой половине этого года количество ДТП с участием такси составило 936, что на 20% больше, чем годом ранее.

«В этих авариях погибли 45 человек, а пострадали 1195», — сообщает ресурс, обращая внимание на рост числа пьяных водителей среди таксистов.

Обдумывают депутаты и введение квот для иностранных водителей легкового такси, и даже возможность запрета иностранцам работать на этом транспорте.

«Мы считаем, чтобы человек мог работать в такси, он должен пройти экзамены, чтобы снялись все вышеперечисленные вопросы», — считает Москвичев.

Читайте также

Как заявил в ходе пресс-конференции в НСН заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, данные опросов говорят, что вопрос национальности водителя такси для пассажира не столь важен.

«Мы не видим какой-то негативный динамики именно по национальности водителя, мы видим большое опасение к качеству вождения, к безопасности, к гарантии, если вдруг пассажир попадает в ДТП», — пояснил он.

В то же время, беспокойство и профессионального сообщества, и обычных людей вызывает тот факт, что лишившись за нарушение ПДД разрешения на вождение в одном регионе, такой водитель имеет возможность «таксовать» другом регионе.

«И это абсолютно законно! В рамках закона, который сейчас находится в Государственной Думе, мы предлагаем сделать лицензирование конкретного водителя. Сейчас разрешение выдается только на автомобиль», — почеркнул Зотов.

По его словам, это необходимо, чтобы в дальнейшем, при попадании в серьезное ДТП или при попытке уклониться от ответственности по выплате каких-то компенсаций пассажирам, такой водитель не смог работать таксистом.

А вот создание «черных списков», по его мнению, может столкнуться с рядом технических проблем, хотя необходимость контроля состояния таксистов уже назрела.

«Когда мы будем понимать, что водитель психологически устойчив, не имеет нарушений, тогда ему можем дать некую электронную карточку. При этом электронная карточка будет заноситься в федеральный реестр», — пояснил он. Правда, тут встает вопрос о том, как вообще, психически нездоровые люди получают права? Но этот вопрос, скорее, надо адресовать правоохранительным органам.

По словам же Зотова, на сегодняшний день вышеназванные реестры существуют на региональных уровнях, но ведутся, по его словам, в разных форматах и иногда для галочки, при этом обновляются раз в три месяца. Полноценной же единой электронной базы, которой мог ли бы пользоваться сотрудники ГИБДД по всей стране, на данный момент, нет.

Отметил заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров и отсутствие контроля за деятельностью, связанной с предоставлением услуг такси.

«Нет какого-то определенного ведомства, которое бы системно работала над проблемами выявления нелегалов, которые работают на рынке. Плюс, нет ведомства, которое бы отвечало за безопасность вождения и отвечало бы потом, если вдруг компенсация не выплачивается пассажирам, когда они попадают в ДТП», — подчеркнул он.

«Чтобы конкретный водитель (физическое лицо) не остался потом без ответственности, не выплачивал бы компенсацию в несколько миллионов рублей, все эти риски должно „зашиваться“ в стоимость поездки, кроме того, водители должны быть трудоустроены в таксопарках», — считает он.

При этом Зотов оговорился, что закон «о самозанятых», который начнет работать с 1 января, позволяет водителям не привязываться к таксопарку. В этом случае, считает он, как раз и понадобиться федеральный реестр физических лиц, которые имеют право на управление автомобилем именно в таксомоторных перевозках.

Около 3−5 жалоб в день на водителей такси получает организация «Синие ведерки», сообщила правозащитник в сфере легкового такси, представитель движения «Синие ведерки» Елена Гращенкова. При этом в отношении иностранных таксистов она выделила одну типичную проблему, связанную с работой незарегистрированных граждан других государств, занимающихся коммерческим извозом. По ее словам, после совершения преступления водитель-иностранец очень легко может сбежать с места преступления и скрыться в своей стране.

«Это чревато тем, что в судебных инстанциях отсутствует обвиняемый. То есть у нас большие трудности возникают с уголовным делом, которое часто ложится в основу уже гражданского иска к организаторам коммерческих перевозок», — подчеркнула она.

Гращенкова пояснила, что в таких ситуациях шансы пострадавших получить компенсацию минимальны. С ее точки зрения, существующая сегодня в России юридическая база создает благоприятные условия для того, чтобы иностранные граждане «путешествовали» на арендованных автомобилях и попутно подвозили за деньги пассажиров.

«Я бы хотела привлечь внимание правительства именно к этому больному вопросу - аренды кому попало!» — подчеркнула правозащитник.

Такая ситуация позволяет удешевить рабочую силу легкового такси, а значит, и стоимость поездки, в результате растет количество подключений к так называемым информационным услугам, которые, по сути, являются продажей заказов пассажиров. Она уверена, что необходимо ужесточать требования к организаторам коммерческих перевозок и возлагать на них ответственность за деяния нанятых ими нелегальных работников.

По ее данным, на легковых такси сейчас работают от 50% до 60% нелегальных водителей-иностранцев.

Координатор межрегионального общественного движения «Стоп нелегал», эксперт при «Профсоюзе столичных таксистов» Евгений Грэк считает, что принять предлагаемый законопроект должны были еще вчера. При этом он отметил, что многие водители-иностранцы, находящиеся легально в России, имеющие необходимые документы для работы, владеющие русским языком, сталкиваются с отказом пассажиров от поездок.

«Потому что больше часть их соотечественников ПДД не знают, приезжают с купленными документами либо подделывают документы непосредственно здесь. Соответственно, не имеют навыков вождения», — посетовал он. Именно такие нелегалы и становятся чаще всего участниками серьезных ДТП, фигурируют в уголовных делах об ограблениях, изнасилованиях.

По итогам проведённого общественным движением рейда, сообщил Грэк, было выявлено 90% водителей, которые управляли легальными такси, допуская серьезные нарушения, при этом 50% из них были мигранты либо лица, вовсе не имеющие документов, либо использующие чужие или поддельные.

Грэк также обратил внимание, что 90% водителей, которые по много лет находились в профессии и еще несколько лет назад работали в таксопарках, соблюдая законодательство, ушли, потому что не смогли конкурировать с нелегалами.

Эксперты дали несколько советов для безопасной поездки. При этом Гращенкова обратила внимание, что клиенты часто не понимают, где такси, как коммерческая безопасная услуга, а где «бомбила», подвозящий по взмаху руки.

Читайте также

«Сегодня всё, что вы заказываете через агрегаторов - это голосование на дороге. Это то же самое, просто немножко процесс усовершенствовали: ближайшая машина видит ваш радиосигнал и подъезжает», — пояснила она.

Первое, что советует эксперт, всегда писать в комментариях-запросах — «только выспавшийся водитель, не более 6−8 часов за рулем», так как очень много аварий происходит из-за того, что водитель засыпает за рулем. Это не панацея, но тем самым пассажир показывает осведомленность в своих правах. Не стоит также привязывать к приложениям по вызову такси банковскую карту. Тем более, что, по словам Гращенковой, пассажир имеет право отказаться от поездки, если водитель не вызывает доверия.

Кроме того, лучше пользоваться классическим такси, а не райдшерингом (совместные поездки на автомобиле, когда пассажиры делят расходы между собой — авт.) и не стеснятся высказывать свои претензии водителю, особенно, если он разговаривает по телефону или отвлекается на что-то еще.


Бизнес в России: Появился черный список пассажиров «Аэрофлота»

Новости бизнеса: Таксистов и нянечек прижмет ФНС

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня