Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
25 февраля 2010 18:08

Похороны АВТОВАЗа запланировали еще 8 лет назад

Концепция развития автопрома, принятая в 2002 году, поставила крест на российской автопромышленности

46

Эта концепция предусматривала строительство в России множества заводов «отверточной» сборки крупнейшими транснациональными автоконцернами. Фактически, речь шла о создании для иностранных корпораций огромной бреши в таможенных границах страны — путем сборки в России машин из практически полностью завезенных агрегатов и деталей. Эта концепция со временем неизбежно должна была привести не к увеличению, а к сокращению числа рабочих мест в отечественной промышленности. Ведь захват рынка машинами «отверточной» сборки уничтожает рабочие места в отечественном производстве автокомплектующих. А этих рабочих мест по технологическим причинам в 7−10 раз больше, чем в собственно автосборочном производстве.

Финансовые «кровопускания» накануне кризиса

Последние годы стали временем вывода с АВТОВАЗа огромных средств, которые пошли на непрофильные вложения. Например, был приобретен пакет акций «Новикомбанка» за 1,6 млрд. руб. В 2008 году расходы АВТОВАЗа на консультационные услуги компании «Тройки-Диалог» выросли в сравнении с предыдущим годом в 26 раз!

Премия для капитана «Титаника»

"Черной дырой" для АВТОВАЗа стали административные расходы. Так, если чистая выручка ОАО «АВТОВАЗ» в предкризисный период (с 2005 по 2008 год) выросла на 21%, то административные расходы (по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ») за это же время возросли на 52%, а непрозрачные «прочие» расходы — вообще в 34 раза.

Если в начале 2000-х на заводе было 7 вице-президентов, то в последние годы их число доходило до 30.

Экс-президент АВТОВАЗа Артяков, недолго порулив заводом, стал самым высокооплачиваемым членом списка кандидатов «Единой России» на прошлых выборах в Госдуму, задекларировав 1,4 млрд. рублей годового дохода — в 700 раз больше Путина.

Недавно закончившаяся на заводе прокурорская проверка выявила массу вопиющих фактов. Например:

— месячные расходы на чартерные рейсы экс-президента АВТОВАЗа Алешина доходили до 32 млн. руб;

— топ-менеджеры АВТОВАЗа жили на заводской базе отдыха «Фортуна» за 1500 руб. в месяц (номер «люкс») или 3200 руб. в месяц (дом), что существенно дешевле, чем платит вазовский рабочий за блок в общежитии;

— принадлежащие заводу двух- и трехкомнатные квартиры в Тольятти продавались (видимо, не чужим людям) по цене от 204 до 283 тыс. руб. (в 9−10 раз дешевле рыночной стоимости);

— принадлежащие заводу здания и земельные участки неоднократно продавались по ценам в 200−300 раз ниже рыночных.

На днях стало известно, что сумма зарплат 14 членов правления АВТОВАЗа в 2009 году оказалась в 1,5 раза больше, чем в 2008-м. При этом минувший год по производственно-финансовым показателям стал для завода самым худшим за всю его 40-летнюю историю (производство обрушилось более чем вдвое). Превзойти это по цинизму можно было бы, только выплатив крупную премию капитану «Титаника».

Заводу вышибают мозги

Подорван научно-конструкторский потенциал завода. Если в 2003 году бюджет НТЦ был порядка 3 млрд. руб., то сейчас этот бюджет — около 90 млн. — в десятки раз меньше. Это прервало нормальный процесс обновления модельного ряда.

Почем хосписы для народа?

Правительство и руководство АВТОВАЗа делает ставку на резкое сокращение числа работников. В этом же русле — создание двух «дочек» завода — «АВТОВАЗ-Перспективы» и «Реформинг-центра». Работников АВТОВАЗа переводят туда под давлением. Но реальных рабочих мест там практически никто не получает (читайте свидетельства очевидцев в нашей газете). Фактически это специально созданные «хосписы», в которых завод должен медленно умереть. Существенно, что подобные «дочки» создавались при плановом убийстве всех разрушенных российских автозаводов — на АЗЛК, Иж-Авто, ГАЗе.

Бредогенераторы работают день и ночь

Рассказы властей о массе новых производств, которые якобы будут созданы вокруг АВТОВАЗа, не вызывают доверия, так как этим байкам уже много лет. В 2006 году был заложен «новый завод» по производству двигателей. Но закладной (или могильный?) камень так и остался единственной постройкой.

В дальнейшем чиновники для успокоения тольяттинцев перешли к произнесению заклинаний из малопонятных иностранных слов — «кластер», «инновации», «технопарк», «бизнес-инкубатор».

Из последних «инноваций» — производство на АВТОВАЗе игрушек, выращивание помидоров и переселение вазовцев в Тихвин (это рядом с Пикалево), где они будто бы получат работу на якобы строящемся там вагонзаводе. Для справки: уже имеющиеся в России вагоностроительные заводы сейчас загружены менее чем наполовину.

С другой стороны, в самой «свободной» в мире российской прессе каждый год появляется по несколько тысяч статей, где вазовская продукция именуется «ведрами с болтами». Вы думаете, это случайно?

НАШ ДИАГНОЗ. Власть делает ставку на превращение бывшего советского автогиганта в предприятие «отверточной» сборки иномарок с сокращением числа работающих не менее чем в 5−6 раз. Следствием этого будет тяжелейший социальный кризис всего города. Власть как только может открещивается от этого диагноза, но факты говорят именно о курсе на «отвертку».

Метла — оружие пролетариата?

Показания очевидцев о «работе» «Реформинг-центра»

Всю осень вазовский менеджмент под руководством вице-премьера Шувалова мучительно придумывал, как «оптимизировать численность персонала АВТОВАЗа». Переводя на русский: как уволить побольше народу и избежать социального взрыва и беспорядков.

Идея создания двух дочерних фирм и перевода в них «лишних» работников, видимо, показалась им гениальным решением: на содержание штата «дочек» в течение года деньги даст государство (правительство боится волнений намного больше, чем менеджеры), а там как-нибудь все рассосется, люди сами куда-то пристроятся. Но люди отчего-то добровольно не пожелали уходить с основного производства в «АВТОВАЗ-перспективу» и «Реформинг-центр», несмотря на интенсивную рекламу «дочек». Почувствовали подвох: что будет через год, неизвестно, а обратно на завод устроиться вряд ли удастся. Тогда было организовано беспрецедентное давление, которое продолжается и по сей день. Выдавить с АВТОВАЗа в «дочки» удалось пока немногим более 5 тысяч человек, а надо — 13 тысяч.

Светлана Васильева (имя изменено по просьбе работницы) — из тех, кто перешел на работу в «Реформинг-центр». Вот что она рассказывает о своих «трудовых буднях».

— У меня 4 разряд, большой стаж. Конечно, я бы по своей воле не ушла из цеха. Но, как и многие, я испугалась «давиловки»: в декабре начальники нам уже в открытую говорили, что, если не уйдем сами, будут увольнять за нарушения. Нарушения, если захотеть, можно у любого найти. У меня ребенок, потерять работу страшно, поэтому поплакала да скрепя сердце и написала заявление в этот «Реформинг».

И вот с Нового года я здесь работаю. Вообще-то, «работаю» — это сильно сказано. Скорее похоже, что отбываю наказание. Как и все.

Мы вышли после новогодних каникул только 18 января. Оказалось, что ничем дельным нас занять не могут. Нам даже спецодежды не дали, ходим в своей одежде и обуви. Инструмент дали — метлу. Метите цех, говорят. Кого-то полы мыть пристроили. Или вот магнит на палке — болтики-шурупчики собирайте. А тут конвейер работает, у рабочих под ногами болтаться? Главное, говорят, не сидеть, а то проверяющие придут, будут наказания. Хоть стойте, но опираясь на метлу. Ну какой бред! Так мы и коротаем дни — пометем, а потом по курилкам да туалетам от проверяльщиков прячемся. Никогда в жизни себя не чувствовала так по-идиотски. От работы меньше устаешь, честное слово. Вместо работы — создание видимости, весь рабочий день. Иногда и при выключенном конвейере приходится сидеть, в темном цеху.

Единственное разнообразие за этот месяц — на учебу нас отправляли, на восемь дней. Но какой в этом смысл? Чтение чертежей, металлообработка, юриспруденция, психология — чему из этого можно научиться за несколько часов? Тоже одна видимость занятий, глупость. Зато, наверное, деньги неплохие на этом списываются.

Договоров с нами до сих не заключили — объясняют, что слишком большой поток людей переводят с АВТОВАЗа, не успевают бумаги оформлять. Как же, большой поток: по-прежнему понемногу выдавливают людей с основного производства, никто сюда что-то не рвется. Девчонки из моего бывшего цеха рассказывают, что там истерика только накаляется, чуть не матом их уже выгоняют. Народ в панике, но держится за место до последнего. А в «дочках», не успели штат набрать, как уже начали от людей избавляться: за малейшие провинности выгоняют, вроде опоздания на 10 минут. Да не нужны здесь никакие работники, нужно только с завода народ выманить, а потом можно и на улицу выгнать — зачем лишние деньги тратить. Никакой уверенности в завтрашнем дне тут нет.

Эх, взять бы наши метлы, да вымести всех тех начальников, которые довели наш завод до такого состояния.

Тольяти

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Леонид Хазанов

Эксперт-экономист

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня