1 апреля исполнилось три месяца, как в России вступила в действие пенсионная реформа. В этот же день обозначились ее первые итоги — социальные пенсии «взлетели» в среднем на 182 рубля. Их в плановом порядке повысили на столько, на сколько вырос в предыдущем году прожиточный минимум пенсионера (ПМП).
Как уточняет «Российская газета», теперь средний размер социальной пенсии «составит 9266 рублей, а средний размер пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства первой группы увеличится на 268 и на 270 рублей соответственно до 13 674 рублей и 13 812 рублей соответственно».
«Пенсии с 1 апреля станут больше у участников Великой Отечественной войны, военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, членов их семей, у тех, кто награжден знаком „Жителю блокадного Ленинграда“, у людей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей. Также у работников летно-испытательного состава, инвалидов, получающих социальные пенсии», — пишет издание.
И обычному гражданину, который не разбирается в терниях пенсионной системы, так и хочется спросить: 182 рубля — это как же так? А где обещанная прибавка к пенсии в 1000 рублей, о которой с пеной у рта твердили все федеральные телеканалы, обосновывая необходимость повышения пенсионного возраста?
Нам ведь именно так говорили. Мол, нужно немного напрячься — поработать дополнительно пять лет до пенсии. Зато благосостояние нынешних пенсионеров будет расти как на дрожжах.
В жизни вышло по-другому. Можно сказать, с точностью до наоборот: в январе 2019 года, вместо прибавки в доходах, многие пенсионеры оказались «в минусе». У них отняли региональные доплаты, поскольку подросшая пенсия формально оказалась больше прожиточного минимума.
Ситуация сложилась настолько скандальная, что в феврале Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному Собранию, потребовал пенсии экстренно пересчитать — региональные доплаты вернуть, проиндексировать пенсии с 1 января 2019 года с учетом доплат, и выплатить пенсионерам все, что им причитается.
Казалось, справедливость восторжествовала. Но нынешняя доплата в 182 рубля убедительно доказывает, что восторжествовала она ненадолго.
И возникает вопрос: сколько еще месяцев, лет, десятилетий понадобится, чтобы уровень жизни пенсионеров в России стал достойным?
— Не следует путать социальные пенсии со страховыми, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Социальные пенсии традиционно повышают незначительно. На этот раз, можно сказать, правительство РФ повышение социальных пенсий проигнорировало — отсюда и доплата в 182 рубля.
А вот повышение страховых пенсий предусмотрено в 2019 году на 7,2%. Это и есть та самая тысяча в месяц, о которой говорила Голикова. Другое дело, что с учетом инфляции повышение страховых пенсий получается не таким уж значительным.
По оценкам — в том числе, из-за повышения НДС — инфляция по итогам года составит не менее 5,2−5,4%. Получается, в реальности страховые пенсии повысятся на 2%.
«СП»: — Что все-таки нужно, чтобы пенсии в России были достойными?
— Нужно повысить ставку страхового тарифа. Сегодня это тем более возможно, что власти повысили пенсионный возраст, и затраты бюджета на выплаты пенсий отныне будут с каждым годом падать.
Если ставку страхового тарифа поднять с нынешних 22% до 26% - как в свое время предлагал Минтруд — мы бы вышли на коэффициент замещения в 40%. Это значит, размер средней пенсии в России составлял бы 40% от размера средней заработной платы — как и требует конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Замечу, с 1 января 2019 года вступила в действие подпись РФ под конвенцией N 102. Напомню, длительное время наша страна отказывалась ратифицировать эту конвенцию, и сделала это лишь в октябре 2018 года.
К сожалению, об этом принципиальном шаге в России знают только специалисты, а не рядовые граждане. Которые в теории могли бы потребовать от кабмина повышения коэффициента замещения.
«СП»: — Почему страховые пенсии повышают, а социальные — нет? Зачем вообще понадобилось такое разделение пенсий?
— Если объяснять упрощенно, страховые пенсии зависят от трудового стажа и от уплаты страховых взносов. А есть еще фиксированная — очень небольшая — часть пенсии. Она и составляет ядро, от которого рассчитываются все социальные пенсии.
Замечу, наша система начисления пенсий очень сложная и абсолютно непрозрачная. Без специальных знаний разобраться в ней невозможно — и это вызывает справедливое недовольство людей. Достаточно сказать, что самый краткий курс, который читают по этой теме студентам, рассчитан на 20 часов лекций.
Ключевая идея разделения пенсий на социальные и страховые состоит в следующем. То, что граждане работали при социализме — это личные проблемы самих граждан. За всю свою работу в СССР они получают фиксированную — незначительную — часть пенсии, и только. А основную пенсию они должны получать за период, который работали при капитализме, и за который платили страховые взносы.
Лично я получил пенсию в 2007 году. И главный вопрос, который возник при ее начислении — какие взносы уплатили за меня работодатели в период с 2000 по 2004 год. А у меня в этот период была годовая безработица, и это обстоятельство мою пенсию до сих пор, можно сказать, тянет на дно.
«СП»: — Давайте вернемся к страховым пенсиям, и к дополнительному доходу неработающих пенсионеров 12 тысяч рублей в год, о котором говорила Татьяна Голикова. Из-за того, что система начислений пенсий сложная, а пропаганда упирала на прибавку в 1000 рублей в месяц, в головах граждан сложился стереотип, что все пенсионеры получит эту прибавку. В реальности, что получат пенсионеры по итогам 2019 года?
— К концу года все неработающие пенсионеры получат прибавку, но различную. Больше всего получат те, у которых была большая официальная зарплата, и не было перерывов на безработицу и прочие периоды незанятости. А те, кто имели такие периоды — например, рожали детей, были безработными, служили в армии — получат меньше.
Можно объяснить ситуацию иначе. Сейчас средний размер пенсии неработающего пенсионера — около 14 тысяч рублей. К концу 2019 года размер средней пенсии будет около 15 тысяч.
За это 2 миллиона человек выйдут на пенсию на год позже. Это утверждение можно проверить арифметически: умножить 15 тысяч (средняя пенсия) на 2 млн. (тех, кто мог бы выйти на пенсию, но из-за реформы поработает еще год), и поделить на 40 млн. (число неработающих пенсионеров в РФ). Результат — 750 рублей. То есть, грубо говоря, искомая 1000 рублей в месяц прибавки к пенсии неработающим пенсионерам.
«СП»: — Можно ли сказать, что конечной целью всех манипуляций с пенсиями является чисто денежный выигрыш государства — сокращение трат на пенсии?
— Да, однозначно. Государство сэкономит гораздо больше, чем добавит пенсионерам. Расчеты показывают, что через пять лет экономия бюджета на выплатах пенсий составит до 850 млрд. рублей в год.
Пенсионная система: Медведев: Пенсионная реформа 2.0 обречена на провал
Новости социальной политики: Силуанов рассказал, как увеличить пенсию на 20 процентов