Ветеранов Великой Отечественной войны в России все меньше. Тех, кто воевал в составе действующей армии, осталось в живых сегодня около 80 тысяч, самому «молодому» из них, призванному в последние месяцы 1945 года, в 2020-м исполнится 93 года. Не всякий самостоятельно дойдет до места проведения парада, не каждому под силу дойти даже до пенсионного отдела. Но парад будет, надо полагать, что к 75-летию Победы на Красной площади в Москве его проведут масштабно и торжественно, да и пенсии ветеранам войны к исторической дате решили повысить, единовременные пособия выдать, ну и подарки вручить, естественно. Как при каждой юбилейной дате.
Госдума приняла сейчас весьма предсказуемый закон (президент Владимир Путин еще в декабре прошлого года распорядился на этот счет), согласно которому пенсии ветеранов Великой Отечественной войны увеличатся в среднем на 9,5 тысяч рублей в месяц. Закон вступит в действие с 1 мая 2019 года и прольется щедрым денежным дождем в скупые ветеранские кошельки. Всего на доплаты к пенсиям фронтовиков будет выделено 950 миллионов рублей в 2019 году и до 1,42 миллиарда рублей в ближайшие годы. Много это или мало? Для сравнения — в доме арестованного сахалинского губернатора Хорошавина нашли только наличными миллиард рублей (год ветеранских пенсий), депутат Госдумы Белоусов был обвинен во взятке в 3 миллиарда (это 2−3 года на фронтовиков), у полковника МВД Захарченко обнаружили около 8,5 миллиардов (столько ветераны не проживут), я молчу про Арашуковых, Абызова и всех прочих, деньги которых могут гарантировать многим из нас чуть ли не вечную жизнь, не говоря о фронтовиках.
В общем, если поскрести только по сусекам вороватых чиновников, даже не заглядывая в бюджетный карман, то на ветеранов точно бы хватило за глаза. Ну, как минимум на жилье — многочисленные обещания выделить всем нуждающимся фронтовикам квартиры, так и не выполнены. 15 тысяч из них до сих пор стоят в очереди на жилые квадратные метры, но гарантированы им разве что покои «два на один метр» на кладбище. Впрочем, Путин пообещал до 9 мая 2020 года этот вопрос закрыть окончательно и жилье ветеранам все-таки предоставить. Региональные и федеральные чиновники взяли под козырек и сказали: «Есть!». Так они рапортовали и к 60-летию, и к 65-летию, и к 70-летию. Почему бы и сейчас не изобразить усердие? Тем более, что процесс естественной убыли населения необратим, а ветераны здесь в первых рядах. Что ж, добавлять им пенсии, это не у предпенсионеров отнимать. Это делается быстро — на раз. Каждая семья потеряет не меньше миллиона рублей.
Что же добавят ветеранам в пенсионной книжке? По словам вице-премьера по социальной политике Татьяны Голиковой размер обеспечения участников Великой Отечественной войны в 2019 году составит 44 тысячи рублей. Оказывается, что не так уж и плохо живут ветераны! Такая пенсия многим в стране, отпахавшим за станком всю жизнь, даже не снилась. Но вот лукавит Татьяна Алексеевна, докладывая Путину о благосостоянии фронтовиков. В эту сумму она включила и те 10 тысяч единовременной выплаты, которые раньше выплачивались к юбилейным датам Победы, а сейчас станут ежегодными. И привела усредненные пенсионные показатели, которые складываются у ветеранов войны, как и у обычных военных пенсионеров, из последнего воинского звания и оклада по занимаемой должности. А они достаточно разные. Скажем, если командир дивизии, бравший Берлин или Прагу, в звании полковника или генерала, может рассчитывать на пенсию немногим выше 30 тысяч рублей, то для рядового-сержанта на должности стрелка или механика-водителя танка эта сумма несколько ниже. Засчитывается и инвалидность от полученных во время боевых действий ранений. Считается, что средняя пенсия ветерана ВОВ в России составляет порядка 20−26 тысяч рублей.
Слов нет — нынешнее повышение пенсий ветеранам войны дело хорошее. И увеличение с нынешних расчетов ее размера по окладу и должности составляющих до 72,23 процента до 100 процентов, это какая-никакая прибавка в выплатах фронтовику. О ней можно с гордостью отчитаться и занести в свою «книжечку добрых дел», как это и сделали, преисполнившись пафоса, депутаты Госдумы после утверждения закона о повышении.
Очень трогательно прозвучало это в устах, например, депутата от фракции «Единая Россия» Светланы Бессараб: «Государство и все мы, потомки победителей, в неоплатном долгу перед ветеранами. Принимаемый закон снимает любые ограничения с размера второй пенсии, которая будет составлять 100% у фронтовиков. Пусть как можно больше будет подобных подарков нашим ветеранам ко Дню Великой Победы!». А в голове почему-то всплывает цена этого «подарка» размером в 950 миллионов рублей на 2019 год. И официальные зарплаты депутатов (450 человек), которые за этот же период (с мая по декабрь включительно) составят 1,5 миллиарда рублей. Потомки победителей обеспечены гораздо лучше самих победителей.
— Победа в Великой Отечественной войне была, есть и остается священным днем в нашей истории, которой гордится вся страна, — говорит историк, медиаконсультант Александр Зимовский, чья мама девочкой пережила блокаду Ленинграда. — Это не вычеркнуть из памяти, не загладить и не осквернить. Слава богу, что наследие Победы передается уже в третье и четвертое поколение, дети воспитываются на примерах подвигов своих родных, многих из которых уже давно нет в живых. При этом сами победители уходят как бы на второй план, возможно, что и в силу возрастных причин, состояния здоровья. Мы сейчас больше помним о павших, чем об оставшихся в живых. Возьмем слова президента Путина, который подчеркивает, что события юбилейного года адресованы детям и юношеству, говорит о необходимости вовлечения молодежи в изучение и сохранение семьи и родины в целом, показывать примеры еще неизвестных героев, чьи подвиги пока известны лишь страницам архивных документов. Процитирую еще Путина по этому поводу: «Память — вот то немногое, чем мы можем хоть отчасти погасить этот неоплаченный долг перед героями войны. И сделать все, чтобы помнили и после нас». О самих ветеранах войны, пока еще живущих, тоже многое говорится, но они как бы в стороне от Победы. Фронтовики уже стали памятью, при жизни. С повышенной пенсией и словами благодарности. Мне кажется, что эти люди заслуживают гораздо большего персонального внимания. Не так много их осталось, не так много и им самим осталось.
Нынешняя выплата ветеранам войны не столь уж и велика — по максимуму это 30−44 тысяч рублей разовой выплаты и ежемесячной пенсии в 25−30 тысяч (с учетом последнего повышения). Для примера, в США это 180 тысяч рублей (в перерасчете с доллара) и выше. В Великобритании ветераны Второй мировой получают от государства пенсионное пособие от 134 до 600 тысяч рублей, в зависимости от прежней должности и звания. В Израиле ветераны, в том числе воевавшие в составе Красной армии, получают более 100 тысяч рублей. Во Франции — более 200 тысяч. В побежденной Германии ветераны Вермахта, воевавшие на стороне нацистов, получают от государства пенсию от 76 тысяч у рядового до 600 тысяч рублей у генерала (пенсия младшего офицера — 190 тысяч).
В чем еще повезло нашим ветеранам — пенсионная реформа на них не распространяется в силу возраста. А еще они, те оставшиеся в живых 80 тысяч фронтовиков, попали в «список 19 миллионов» бедных, который озвучил премьер Медведев, выступая в Думе перед депутатами. Видимо это и о них сказано: «Люди живут так, как жить не должны».
Новости России: Медведев признал, что пенсионеры в России не могут жить достойно