Абхазия готовится к началу «высокого» туристического сезона: в этом году в республике обещают принять более миллиона отдыхающих из России. Правда, и дипломаты, и правозащитники говорят о растущей опасности для «руссо туристо» в Абхазии, которая за десять лет независимости так и осталась по отношению к России братской лишь на словах.
Активизировались мошенники… и разбойники
Министерство курортов и туризма Абхазии строит планы на грядущий туристический сезон: принять планируют до конца года более миллиона российских туристов (то есть не меньше, чем в прошлом году). На новогодние праздники в Абхазии побывало около 20 тысяч российских туристов, на майских праздниках — столько же.
А вообще, судя по прошлогоднему опыту, почти половина отдыхающих заезжают в Абхазию лишь на один день — как правило, в рамках экскурсионного обслуживания из Сочи. Поэтому и средний возраст туристов, говорит министр Автандил Гаркция, — 35−40 лет, примерно каждый третий приезжает с семьей.
Впрочем, пока абхазские чиновники строят амбициозные планы, российские официальные лица предупреждают туристов о таящихся опасностях. 16 мая, российское посольство в Абхазии сообщило о резкой активизации «курортных» мошенников. Используют они самые примитивные схемы отъема денег: например, предлагают поддельные путевки в санатории, пансионаты и отели — собирают деньги с туристов, а затем исчезают в неизвестном направлении.
Причем мошенники — это меньшее из зол, с которым могут столкнуться туристы в Абхазии. В декабре в Москве состоялось заседание межправительственной комиссии, на которой обсуждалось принятие «Инвестиционной программы развития» Абхазии на ближайшие три года. А спустя всего несколько дней республику потрясли два циничных преступления против российских граждан: в дом автомеханика Михаила Маслова, проживавшего в селении Тамыш (Очамчырский район), ворвались вооруженные разбойники, а на следующий день в автомобиль живущего в селении Лдзаа (Гагрский район) бизнесмена Михаила Еваленко поставили бомбу-«растяжку».
Маслов был убит, а Еваленко в результате взрыва лишился зрения.
После серии преступлений Русское общество Абхазии распространило «Открытой обращение», в котором потребовало немедленно найти и наказать преступников.
По обоим фактам прокуратура Абхазии возбудила уголовные дела, но преступники до сих пор не найдены. Между тем, даже российский посол в Абхазии Алексей Двинянин был вынужден признать: «Криминогенная ситуация в Абхазии оставляет желать лучшего!.. Нередки криминальные действия против туристов, имел место и ряд рейдерских покушений на российскую собственность, особенно на побережье Черного моря».
Стоит напомнить, что почти идентичное заявление два года назад сделал предыдущий посол России в Абхазии Семен Григорьев: «Я неоднократно говорил руководству республики, что обеспечение безопасности российских отдыхающих является их приоритетной задачей. Если опасная тенденция сохранится, то российская сторона будет вынуждена продумывать дополнительные шаги».
Заявление Григорьева стало реакцией на разбойное нападение и убийство российского туриста Андрея Кабанова. Тогда абхазские официальные лица поспешили заявить, что отдыхающие из России — в полной безопасности. Но, как видно, за два года ничего не изменилось…
Алексей Двинянин рассказал журналистам, что в нынешнем туристическом сезоне защитой туристов в Абхазии будут совместно заниматься МВД и Служба государственной безопасности. Правда, в их способности навести порядок на собственной территории, сильно сомневаются местные правозащитники.
«Русский голос» взывает к президенту
Перед началом курортного сезона общественное движение «Русский голос» обратилось к президенту Владимиру Путину с требованием защитить права русского населения Абхазии.
«На территории Абхазии осуществляется целенаправленное преследование, давление и вытеснение русского населения. Угроза быть ограбленными или убитыми, остаться без жилья или без собственности стала повседневной реальностью. Все это происходит с фактического согласия властей Республики Абхазия», — говорится в обращении «Русского голоса».
Возглавляет эту организацию предприниматель Михаил Панов, который еще в 2010 году, поддавшись на щедрые посулы абхазских властей, решил инвестировать в республику и построил завод по производству пластиковых труб. А спустя четыре года завод подвергся рейдерскому захвату со стороны абхазских силовиков и чиновников.
Формирование из числа пострадавших от абхазского криминала россиян общественно-политической силы — явление новое. Как отмечают в «Русском голосе», сейчас идет сбор материалов по аналогичным фактам: общественность и российские правоохранительные органы получат данные о десятках преступлениях в отношении россиян.
Общественный мониторинг не позволит властям республики «давить» национальные меньшинства, так как теперь им придется иметь дело не с чиновниками, а с идейными и активными гражданами. Тем более что впереди выборы президента Абхазии, на результат которых эти граждане будут оказывать влияние.
Тем более что рейдерство — не единственная проблема, на которую обращает внимание «Русский голос». «Абхазцы в России имеют права: то есть могут приобретать недвижимость, земельные участки. В то же время в Абхазии российские граждане прав лишены», — говорится в обращении на имя Путина.
Речь идет о том, что еще в 1995 году абхазский парламент принял запрет на приобретение в собственность любой недвижимости не гражданами Абхазии. На постсоветском пространстве это, кстати, прецедент.
С тех пор действие запрета неоднократно продлевалось, последний раз — в 2016 году, когда республику возглавлял уже Рауль Хаджимба, на словах крайне лояльно настроенный по отношению к Москве. Между тем, и российские послы (в частности, Алексей Двинянин), и независимые эксперты отмечали, что такой запрет тормозит российские инвестиции в экономику Абхазии. А имущественное бесправие россиян, вкладывающих деньги в «братскую» республику, — плодотворная среда для рейдерства и криминала. Но власти Абхазии остаются глухи — у них своя игра.
Новости Союзного государства: «Половина граждан России захочет стать гражданами Белоруссии»
Постсоветское пространство: Участники гей-парада прошли маршем по улицам Кишинёва