Таллинская комиссия по топонимике отказала оппозиционной фракции Партии реформ в ее стремлении переименовать небольшую площадь — Большой гильдии (Суургильди плац) в Старом городе — в площадь имени Бориса Немцова.
«В Таллине с 1987 года, когда после полувекового перерыва началось упорядочение названий улиц и других топонимов, выбор названий обусловлен четкими принципами, — пояснил заместитель председателя комиссии Ивари Раннамаа. — Мы отдаем предпочтение историческим названиям».
Кроме того, заметил он, «мы стараемся деполитизировать топонимику». «И уж не давать названия в память людей, у которых не было с Таллином конкретно ничего общего», — заявил специалист.
Такая же позиция и у мэра Таллина Михаила Кылварта. «Не вижу причины, по которой следовало бы заменить красивое историческое название политически-конъюнктурным», — сказал он.
Мэр напомнил: Старый город эстонской столицы находится под охраной ЮНЕСКО. «В этом году Таллинн отмечает 800-летие первого письменного упоминания города. Исторические названия являются столь же важной частью наследия Старого города, как и стены, башни, ворота и булыжные мостовые», — считает Кылварт.
«Название площади Суургильди устраивало предыдущие поколения, подходит оно и нам. К тому же не вполне ясно, какова такая особенная связь Бориса Немцова с Таллином. И я полагаю, что многие жители не только Таллина, но и всей страны со мной в этом согласятся», — заключил мэр.
Еще как согласятся! В связи с предложением реформистов портал Rus.Delfi.ee провел опрос, и 83% его участников высказались против появления в Таллине не только площади, а и вообще хотя бы даже улицы имени Немцова. Поддержали идею только 15%.
Известный историк, искусствовед, культуролог и писатель Юри Куускемаа возмущен идеей реформистов. Изданию Eesti Päevaleht («Эстонская дневная газета») он сказал: «Старый город тем и ценен, что он старый. Впускать в него что-то новое можно только тщательно обдумав и когда ситуация безвыходная. Но никакого неотвратимого рока у нас сейчас нет».
«800-летнему Таллину, особенно находящему под защитой ЮНЕСКО Старому городу, не нужны никакие чуждые, искусственные, а уж тем более навеянные политическими ветрами имена. У нас есть свои, сотни лет назад жившие деятели, которые дали городу хорошие наименования. Немцов ни к этому месту, ни к Таллину в целом никакого отношения не имеет», — считает искусствовед. По его словам, «название — часть исторического наследства, которое достойно защиты так же, как дом или церковь».
А мэр к тому же заявил: «Неужели Эрик Нийлес-Кросс (представитель Партии реформ, озвучивший предложение фракции — авт.) действительно считает, что расположенная рядом с церковью Святого Духа и кафе Maiasmokk площадь Суургильди — Большой Гильдии — должна лишиться своего имени?».
Но вот Эрик Нийлес-Кросс, делая предложение, ссылается на Вашингтон, где есть площадь, названная в честь Немцова. Эстонский политик напомнил: в Вильнюсе и Киеве есть скверы Немцова. А предлагая переименовать площадь Суургильди, он заметил: она ведь находится недалеко от посольства России в Эстонии. И привел еще один аргумент в пользу переименования площади: Немцов, мол, был большим другом Эстонии и якобы «строителем мостов между двумя странами».
Почему Эрик Нийлес-Кросс столь активен в продвижении идеи? Это очень специфическая личность. Он — открытый враг России. В 2007 году входил в комиссию, решавшую вопрос о переносе памятника освободителям Таллина от гитлеровцев — «Бронзового солдата» — из центра на кладбище. Напомню: в апреле 2007-го из-за этого решения произошли волнения, жестоко подавленные полицией.
С 2007 года Эрик Нийлес-Кросс был консультантом правительства Грузии по вопросам внешних сношений и работы с прессой и по вопросам безопасности. Во время российско-грузинской войны возглавил команду иностранных советников правительства Грузии по вопросам медийных и информационных операций. То есть вел с Россией информационную войну. Следует напомнить, что в докладе международной комиссии по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 года сделан вывод: начала боевые действия Грузия. То есть начал войну Саакашвили. Значит, команда Эрика Нийлеса-Кросса лгала.
Еще одно событие, показывающее, что за личность этот политик. 11 июня 2010 года на суде по делу о захвате российского сухогруза Arctic Sea прокурор назвал Ээрика-Нийлеса Кросса заказчиком этой провокации. 13 января 2012 года Следственный комитет России заочно предъявил ему обвинение в организации пиратства и объявил в международный розыск через Интерпол.
Одно время Ээрик-Нийлес Кросс был директором эстонского Бюро координации безопасности. Учитывая отношение Эстонии к России, понимаешь, что он не просто не друг России, а наш системный враг.
Интересно, что те, кто поддерживает идею появления в Таллине площади имени Немцова, являются открытыми русофобами. Среди них оказался молодой политик русского происхождения, руководитель эстонско-русской молодежной организации «Открытая Республика» Евгений Криштафович, который, например, считает правильным перевод русского образования в Эстонии на государственный язык, а советский период называет «оккупацией». Так и говорит: «Большинство русских переехали в Эстонию в последние десятилетия, когда страна была под оккупацией».
А аргументируя необходимость появления площади Немцова в Таллине, он сказал журналисту портала эстонского национального вещателя Rus.err.ee, вторя старшему идеологическому товарищу Эрику Нийлесу-Кроссу: «Борис Немцов был большим другом Эстонии, сторонником ее независимости и принципиальным борцом за демократию и верховенство международного права. Также он внес большой вклад в укрепление взаимопонимания и теплых двусторонних отношений между Эстонией и Россией. Многие годы он являлся для нас олицетворением свободной и демократической России…».
Ну, в общем, мэр, Таллинская комиссия по топонимике и большая часть жителей Таллина не поддерживают эту идею русофобов и не видят, кстати, в лице Немцова друга своей страны.
Постсоветское пространство: Лукашенко заявил, что в Белоруссии столько же свободы, сколько в России
Новости политики: Рада отказала Зеленскому в увольнении главы СБУ Грицака