Раздельный сбор мусора — уже привычная практика для большинства европейских стран. Отсортированные отходы можно безопасно уничтожить, переработать в энергию или утилизировать и вернуть в цикл производства. Кто преуспел в реализации этих методов и какие идеи в этой области Россия может позаимствовать у европейских коллег?
Как утилизировать мусор без вреда для окружающей среды? Сегодня это большой и крайне актуальный вопрос для большинства мегаполисов мира. Динамичное развитие, повышение покупательской способности и постоянный прирост населения ведут к увеличению объема бытовых отходов. Но как именно решают эту проблему в крупных городах развитых стран?
Наибольших успехов в деле переработки мусора добились в Швеции: здесь полностью утилизируют 99 процентов бытовых отходов. При этом в энергию шведы перерабатывают порядка 50,6 процента мусора. В этом помогает его тщательная сортировка: пластмасса, бумага и пищевые отходы идут на производство биогаза.
Более того, Швеция бесплатно принимает эти виды отходов из-за рубежа — например, из Норвегии, Ирландии и Великобритании. Местные заводы зарабатывают продажей энергии, а своего сырья здесь зачастую недостаточно.
Выстраивая существующую в настоящий момент схему обращения с твердыми бытовыми отходами, шведы одними из первых начали применять технологию брикетирования мусора. Ее использование позволило наладить всю систему максимально эффективно и экологично. Отходы, упакованные в герметичную пленку, стало возможно спокойно накапливать в сортировочных центрах, не нанося ущерб экологии и не причиняя неудобства местным жителям.
Похожая ситуация и в Норвегии: в 2009 году там запретили свалки, и правительство инвестировало в утилизацию отходов, построив мусоросжигательные заводы с минимальным отрицательным влиянием на экологическую ситуацию.
К мусору в Норвегии относятся как к топливу. Два мусоросжигательных завода в Осло ежегодно перерабатывают 310 тысяч тонн отходов. За счет тепла и электроэнергии, полученных в результате переработки, столица экономит до 50 миллионов литров нефти в год. С помощью этого объема энергии можно обеспечить теплом 90 тысяч домашних хозяйств и осветить 30 тысяч улиц Осло.
Как и Швеция, Норвегия импортирует мусор со всего Евросоюза — дело в том, что жители скандинавских стран производят слишком мало отходов, и заполнить мощности многочисленных мусоросжигательных заводов не удается.
В Италии эта экологическая проблема к концу нулевых стала настолько серьезной, что даже получила название неаполитанский мусорный кризис. В жарком климате Италии отходы разлагаются быстро, а из-за роста населения на юге страны свалки переполнились. И если в Швецию и Норвегию отходы импортируются, то здесь все наоборот: чтобы решить возникшую проблему, мусор решили вывозить за пределы страны. В настоящий момент его направляют главным образом на немецкие мусоросжигательные заводы.
В другие страны раздельно собранные отходы экспортирует и Великобритания. Среди «адресатов» — не только Швеция, но также Польша и Гонконг, где британский мусор просто отправляют на свалки. До недавнего времени страна отправляла его в Китай, где он перерабатывался в пластик, однако в 2018 году Китай отказался от британского «мусорного» импорта. Ключевой для Великобритании стала технология брикетирования мусора, когда твердые бытовые отходы сначала измельчают, а потом спрессовывают и упаковывают в пластик. Такое решение позволяет сделать экологичной как транспортировку мусора, так и его утилизацию или захоронение в тех странах, которые эти отходы принимают.
А во Франции мусор перерабатывают — причем не на окраинах страны, а вблизи Парижа. Неприятный запах не распространяется по городу, поскольку почти вся техника по переработке расположена под землей, а воздух из двадцатиметрового рва выкачивают в печь и сжигают. В среднем в стране перерабатывается около 31 процента отходов.
Услуги по сбору и переработке мусора в среднем обходятся в 113 евро в год на одного жителя Парижа. Также в стране действует система экологического сбора на приобретение электроники, текстиля, мебели и других видов продукции. Ответственность за качественную сортировку отходов при этом лежит на самих французах — пересортировкой власти не занимаются.
Дания, в отличие от соседних Швеции и Норвегии, всего два года назад лидировала по объемам производимого мусора среди всего Евросоюза. С этим в стране борются с помощью раздельного сбора отходов, а также переработки мусора и всех его возможных фракций в энергию.
Правительство Дании старается поддерживать граждан, которые помогают решать эту проблему: например, оставив алюминиевую банку в специальном автомате, можно получить вознаграждение. Также здесь действует система «зеленых тарифов» на упаковку, пакеты, одноразовую посуду, никеле-кадмиевые батареи и другую продукцию. В результате таких мер в настоящее время в Дании сжигают приблизительно 25 процентов мусора.
Новости России: Правительство направит на развитие сельских территорий более двух триллионов