Показательные истории с восстановлением прав России в ПАСЕ и выселением украинских туристов из отеля в Греции, видимо, Украину ничему не научили. А ведь должны были бы задуматься. Но нет. И вот свое слово молвила министр образования «незалежной» Лилия Гриневич. По ее разумению, украинские дети должны «чётко понимать», кто является извечным «агрессором», а посему теперь на уроках истории они будут изучать «незаконное аннексирование» Крыма Россией.
«Незаконная аннексия Крыма — это большой исторический факт, который уже попал во все учебники новейшей истории Украины. Это невероятный прецедент, и мы его рассматриваем как полное нарушение международного права. Разумеется, дети, которые получают полное среднее образование, должны об этом знать и чётко понимать», — цитирует «ПолитНавигатор» заявление чиновницы в эфире одного из украинских телеканалов.
Как в учебниках будут представлять Крымский референдум, министр не уточнила. Зато пообещала украинизацию школьного образования, в первую очередь, для русскоязычных детей. Для представителей всех языковых групп, кроме русскоязычных, доля украинского языка в обучении составит 60%. Для детей, говорящих на русском, эта формула составит 80 на 20. При этом Гриневич уверяет, что это связано с образовательными причинами, а не с тем, что «сегодня Российская Федерация ведет агрессию».
«Потому что русский язык относится даже к одной подгруппе с украинским языком. Этим детям значительно легче переключиться на обучение на украинском языке. Фактически, единственное место, где они могут развивать украинский язык — это школа. Потому что, как правило, эти школы у нас сосредоточены в тех регионах, где на улицах все говорят только на русском языке, между собой, дома тоже говорят на русском языке», — заявила министр.
Член Совета Федерации от государственной власти исполнительных органов Республики Крым Ольга Ковитиди напомнила, что еще в апреле Верховная Рада приняла скандальный закон об обеспечении функционирования украинского языка как государственного, который значительно ограничивает использование русского языка и всех языков национальных меньшинств в различных сферах общественной жизни.
— Суть законопроекта — уничтожение русского языка и языков национальных меньшинств. Совершенно очевидно, что данный закон, который стал обязательным в образовании (это касается не только школ, но и дошкольных учреждений, внешкольных, высших учебных заведений), нанесет огромный вред самой Украине, потому что в младших школах, детских садах будет осуществляться образование, которое не способствует развитию исконных традиций, существовавших на Украине.
Хотелось бы отметить, что происходящая в этой стране украинизация (25 нерусских школ открыли в Украине 1 сентября и назвали это пакетом образовательных реформ) будет не только не способствовать развитию украинской государственности, а лишь будет вносить напряжение в двусторонние российско-украинские отношения, в которых никто из наших братских народов не заинтересован.
Рано или поздно, но время все поставит на свои места. К сожалению, сегодняшняя ситуация на Украине вызывает чрезвычайную обеспокоенность у всех представителей русского мира.
«СП»: — Что-то противопоставить этой фактически насильственной украинизации детей Россия может?
— Думаю, что наша ответная реакция должна быть поступательной. Мы должны продолжать ту линию, которая сегодня осуществляется Российской Федерацией в части обращения к международным институтам, общественности. У нас есть примеры того, как это делает Россия, как это делает Венгрия о не допустимости нарушений законных прав и интересов народов, говорящих на родном языке — не только на русском, но и языке национальных меньшинств. Мы говорим о венграх и других национальностях, живущих на территории Украины. Здесь у нас общая позиция, и думаю, эти вопросы так или иначе должны быть включены в повестку рассмотрения ООН, потому что то, что происходит сегодня на Украине недопустимо.
«СП»: — ПАСЕ должно на это обратить внимание?
— Парламентская ассамблея на уровне межпарламентских взаимоотношений, думаю, должна вернуться к рассмотрению этого вопроса, потому что надуманность доводов украинской стороны относительно крымско-татарского народа, который поддержал Крымский референдум и сегодня гармонично влился в процессы, происходящие сегодня в российском Крыму, является подтверждением того, что Украина и не только она должна знать правду. Украина не имеет права искажать подлинные события, которые происходят в Крыму, а кроме того, Украина сама должна соблюдать права человека, знать основополагающие международные документы, которые были приняты в обеспечение законных прав и интересов человека и гражданина. То, что сегодня происходит в украинских школах — это очевидное нарушение основных международных норм.
«СП»: — Какие шаги должна и может предпринять Россия в условиях такого наступления на русский мир?
— При всей агрессивной позиции, которую сегодня занимают США и их сателлиты, мы должны все-таки отметить наступление европейской оттепели. Подтверждением этого является возвращение России в ПАСЕ. Все это, я твёрдо уверена, закономерный этап развития мировой внешнеполитической повестки. Европа уже сегодня формирует самостоятельную внешнеполитическую повестку с учетом собственных национальных интересов. Тем не менее, мы не должны расслабляться, потому что расхождение интересов США и их сателлитов с теми странами, которые поддерживают Россию, достаточно сильное. Мы выиграли лишь первый раунд, впереди еще серьезный бой, в котором мы должны отстоять наши достижения: это самостоятельность нашего внешнеполитического курса, отстаивание наших национальных интересов, умение доказать международной общественности необходимость формирования внешнеполитической повестки с учетом интересов России. И надо понимать, что есть все предвестники появления нового европейского лидера.
Эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что попытки выстроить образ национальной истории, транслируемый через школьный учебник, вокруг темы «соседа-врага» неизбежным образом приведут к тому, что русофобия станет неотъемлемой частью национальной идентичности этнических украинцев.
— И это не укрепит, а ослабит украинцев как гражданскую нацию. Будет усиливаться рознь как внутри собственно украинцев (в силу различий в языке, восприятии общей истории и в политических предпочтениях), так и между титульной нацией и этническими меньшинствами. Что в условиях унитарного государства и компактности проживания меньшинств чревато ростом сепаратизма. И насильственная украинизация русскоязычного населения лишь усилит эту тенденцию. Как, впрочем, и попытки маргинализировать в публичном политическом дискурсе жителей юго-востока Украины.
«СП»: — Какие шаги может и должна предпринять Россия, чтобы остановить нарастающую русофобию?
— В условиях, когда малейший намек на связь с Россией оборачивается для украинских политиков началом «охоты на ведьм», одним из немногих перспективных направлений борьбы с русофобией в «незалежной» остается наращивание «мягкой силы» Кремля. Музыка, книги и фильмы на русском языке, в том числе переводы, могут стать миной под фундаментом украинской русофобии. В особенности это касается произведений на историческую тематику. Последние, что особенно важно, желательно избавить от антисоветского уклона который является значимым ресурсом подпитки украинской русофобии. Также необходимо ограничить «шельмование» украинцев как нации в масс-медиа. Это объективно лишь на руку русофобам.
Необходимо положить конец практике выдачи украинских политэмигрантов Киеву. Также необходимо комплексно заняться работой с беженцами, оказавшимися на территории России. Отношение к ним во многом формирует образ России в сознании украинцев. Наконец, необходимо отказаться от акцента на коммуникацию с русскоязычным сообществом через условно «пророссийскую» часть украинской элиты. В конце концов, это те самые люди, которые еще до 2013 года зачищали юго-восток от независимых пророссийских организаций, создали политический миф о «панацее евроинтеграции» и взрастили партию «Свобода» в качестве пугала для собственного электората.
Новости России: Путин рассказал, как удалось включить мозги после санкций