Общество / Туризм

Кошмар лета-2019: Когда власть наведет порядок на черноморских курортах

Сколько должно погибать туристов, чтобы на беспредел на отечественных курортах обратили внимание

  
7557
Кошмар лета-2019: Когда власть наведет порядок на черноморских курортах
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Материал комментируют:

Июль — разгар курортного сезона. Миллионы россиян устремляются со всех концов нашей необъятной страны к долгожданному теплому морю — на курорты Крыма и Краснодарского края. Все российское побережье от Тамани до Адлера превращается в один сплошной пляж. На пляжах Геленджика и Сочи, Анапы и Кабардинки не протолкнуться, а места в отелях, гостиницах, гостевых домах и даже «бабушкиных флигелях» бронируют заранее. Но для одних курортный сезон — отдых и развлечения, а для других — заработок, причем очень солидный.

Собственники и работники гостевых домов, таксисты, шашлычники, продавцы ширпотреба — кто только не зарабатывает на многочисленных приезжих. И порой, в погоне за деньгами, мелкие бизнесмены забывают не только о комфорте, но и о безопасности своих клиентов, и даже об уголовной ответственности за оказание опасных для жизни и здоровья услуг.

На фоне общего снижения уровня жизни населения, а также запрета на выезд за границу для довольно широких категорий как раз наиболее оплачиваемых граждан — чиновников, военнослужащих и полицейских, работников оборонной промышленности, — россияне все чаще отдыхают на курортах Черноморского побережья. По данным статистики, до 90−95% россиян, отправляющихся в летние отпуска, проводят их, не выезжая за пределы страны. И задача власти в том, чтобы сделать отдых достойным и безопасным.

Читайте также
Кошмар лета-2019: Как власть экономит на достойном отдыхе россиян Кошмар лета-2019: Как власть экономит на достойном отдыхе россиян Трагедия на Черном море еще раз доказывает, что развитием туризма для граждан никто не намерен заниматься

О правилах и законах стоит вспоминать не тогда, когда уже случилось непоправимое, чтобы привлечь очередного «стрелочника» к уголовной ответственности, а на самом начальном этапе, когда в сезон только начинают функционировать гостиницы, развлекательные заведения, курортные кафе и рестораны.

Чиновники решили взяться за яхты и катера

Трагедия у побережья курортной Джубги, где перевернулся катамаран «Атолл» и погибли две его пассажирки, заставила не только общественность, но и власти курортных регионов страны обратить внимание на нарушения в сфере отдыха и развлечений на побережье. Так, после случившегося в Краснодарском крае намереваются взять под жесткий контроль эксплуатацию маломерных судов — тех самых катамаранов, катеров, яхт, на которых предприимчивые «капитаны» катают отдыхающих. По этому поводу первый вице-губернатор Краснодарского края Андрей Алексеенко провел специальное совещание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Чиновник попросил руководство краевых ГУ МЧС и прокуратуры подключиться к разработке правил и контролю за их соблюдением.

Но если на побережье Краснодарского края главные нарушения связаны с перегрузкой судов (на том же «Атолле» вместо положенных 12 человек отправились в путь 55 человек!), то в Крыму есть и еще одна проблема. Так, в Севастополе маломерные суда постоянно нарушают пограничный режим, а это — дополнительная головная боль для пограничников.

Очень хорошо, что региональные власти наконец начинают понимать, что ситуация в курортный сезон буквально выходит из-под контроля и курорты начинают жить по своим правилам, которые определяются неуемной жаждой денег.

Коррупция и безнаказанность приводят к трагическим последствиям

Адвокат Ленинградской областной коллегии адвокатов Яна Никульшина считает, что произошедшая трагедия еще раз продемонстрировала необходимость наведения порядка в сфере отдыха на черноморском побережье.

«СП»: — Как регулируется перевозка людей на прогулочных катамаранах, катерах и подобных судах?

— В федеральном законодательстве есть такое понятие — «маломерное судно». Под маломерными судами понимаются суда с вместимостью до 12 пассажиров, имеющие длину корпуса не более 20 метров. Согласно правилам судовождения маломерных судов 2018—2019, судоводители обязаны, в том числе, проверять техническое состояние судна, обеспечивать безопасность пассажиров при их перевозке и проводить с пассажирами обязательный инструктаж. За нарушение правил перевозки людей на маломерных судах предусмотрены санкции Кодексом об административных правонарушениях РФ. Однако санкции эти ничтожны — от 500 до 1000 рублей штрафа за превышение количества пассажиров на судне.

Читайте также
Российским альфонсам тяжело живется на содержании жадных любовниц Российским альфонсам тяжело живется на содержании жадных любовниц На что только не идут наши женщины, чтобы не оставаться в одиночестве

«СП»: — Кто должен отвечать за произошедшее? Какая ответственность прописана в законодательстве? Есть ли вина владельца, или виноват только капитан?

— По закону отвечает судоводитель, который осуществляет непосредственную перевозку пассажиров. Но если говорить о конкретном происшествии, то судовладелец проживал в Ставропольском крае. Он действительно имел лицензию на перевозку пассажиров на своем судне, но передал судно человеку, не имевшему такой лицензии. И этот человек, капитан судна, с места происшествия скрылся, потом был задержан. Так что ответственность в данном случае несут и владелец катамарана, и его «капитан». Что касается наказания, то здесь очевидна статья 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», часть третья — деяния, повлекшие смерть двух и более лиц. За данное преступление предусмотрена ответственность в виде принудительных работ на срок до 5 лет или лишения свободы на срок до 10 лет. Как видим, нижнего порога ответственности нет и виновный, на усмотрение суда, может получить и 1 год принудительных работ, и 9 лет лишения свободы. Но учитывая общественный резонанс этого происшествия, думаю, что вполне реально именно лишение свободы для непосредственного виновника трагедии.

«СП»: — Стоит ли ужесточать контроль за развлечениями на побережье — от катамаранов и катеров до клубов и дискотек? Ведь отдыхающие сталкиваются с множеством проблем и рисков…

— Безусловно, поскольку в настоящее время черноморском побережье Кавказа и Крыма в курортный сезон живет по своим правилам. Смычка предпринимателей с коррумпированными представителями властных органов и создает подобные прецеденты. Вы думаете, что подобный перегруженный катамаран был единственным на побережье? Их десятки, если не сотни выходят перегруженными каждый день. В отелях, гостиницах, ресторанах, кафе — свои нарушения. Например, антисанитария в общественном питании часто приводит к массовым эпидемиям кишечных заболеваний. Так что я считаю, что контроль нужно ужесточать, и делать его реальным, а не формальным, «на бумаге», как часто бывает.

Новости внутренней политики: Российская молодежь назвала желаемый уровень зарплат

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня