За грехи Sukhoi Superjet 100 ответит экипаж

Несмотря на грубые конструктивные просчеты, самолет останется в эксплуатации

67441
За грехи Sukhoi Superjet 100 ответит экипаж
Фото: Следственный комитет РФ/ТАСС
Материал комментируют:

Основная причина крушения лайнера Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево — ошибка пилотов. Об этом сообщил ТАСС источник в следственных органах. Он также подчеркнул, что расследование может продлиться еще около полутора лет.

«Это связано с необходимостью проведения большого комплекса летных и авиационно-технических экспертиз. Однако уже сейчас с полной уверенностью можно сделать вывод, что летное происшествие произошло по вине пилотов», — заявил собеседник агентства.

Такая оценка полностью согласуется с предварительным отчетом Межгосударственного авиационного комитета (МАК), опубликованным 14 июня.

Однако с такой оценкой согласны не все. Так, в пресс-службе «Аэрофлота» заявили: слова источника ТАСС — неприкрытая попытка оказать давление на комиссию МАК и следственные органы, а также подготовить определенным образом общественное мнение.

Напомним, 5 мая SSJ 100 «Аэрофлота», следовавший рейсом SU 1492 Москва-Мурманск, аварийно сел через полчаса после взлета и загорелся. Итог — погиб 41 человек, в том числе два ребенка.

Читайте также
Аномальное лето-2019: Август надолго стал заложником холодного дыхания Карского моря Аномальное лето-2019: Август надолго стал заложником холодного дыхания Карского моря В ближайшие 8−10 дней тепло в Москву и на Русскую равнину точно не придет

Все 104 страницы отчета МАК фактически подводят к выводу, что причина катастрофы — ряд ошибок пилотов. Из документа следует, что из-за удара молнии автоматика перевела самолет в режим ручного управления. Командир Денис Евдокимов при посадке превысил скорость, а затем якобы чрезмерно энергично действовал «джойстиком» (у Superjet нет штурвала). В итоге самолет, приземлился «на три точки», и трижды подпрыгнул на полосе. После третьего «козла» у лайнера подломились стойки шасси и пробили баки. Наружу выплеснулись тонны керосина, которые мгновенно вспыхнули.

Казалось бы, как минимум, вопросы к пилотам есть. Но независимые эксперты уверены: в катастрофе виноват и сам Sukhoi Superjet 100. Лайнер был запущен в серийное производство с серьезными конструктивными недостатками, и не удовлетворяет действующим Нормам лётной годности.

В пункте 25.721 Норм говориться, что системы шасси должны быть спроектированы так, чтобы в случае их разрушения из-за превышения расчётных нагрузок на взлёте (разбеге) и посадке (пробеге) характер разрушения был таким, чтобы не возникала утечка из любой части топливной системы в количестве, достаточном для появления опасности пожара, а в пункте 25.963, чтобы установки топливного бака были такими, что баки не будут разрываться в результате отрыва пилона двигателя, или крепления двигателя, и/или шасси.

В случае же с Superjet отрыв опор шасси привёл к разрушению топливного бака и возникновению пожара. А в конечном итоге — к гибели людей.

По словам заслуженного авиационного конструктора России Алексея Игнатова, в серию SSJ 100 пошел благодаря лоббистскому ресурсу. В конкурсе Росавиакосмоса на региональный самолет, кроме SSJ 100, участвовал Ту-414 и М-20 (КБ Мясищева). Победа в конкурсе SSJ 100 была определена тем, что Михаил Погосян — в то время руководитель фирмы «Сухой» — взял на себя обязательство использовать деньги, получаемые от экспорта военной авиационной техники марки «Су», на создание «Суперджета».

Но этого не случилось — обязательства были сорваны. В итоге средства, выделяемые Министерством промышленности на развитие гражданской авиационной техники, были пущены на закупку иностранных сборочных технологий, иностранного оборудования и комплектующих для «Суперджета» (до 85% комплектующих на самолете — иностранного производства) — на это потратили более 4,85 млрд. рублей.

Теперь, как видим, борьба за SSJ 100 продолжается. Хотя его вполне мог бы заменить Ту-334, на базе которого можно создать новый региональный самолет с посадкой на грунтовые аэродромы — полностью из отечественных комплектующих.

И возникает вопрос: какую сторону в итоге поддержат власти РФ? «Суперджет», в который вбуханы миллиарды, или крупнейшую государственную авиакомпанию (группа «Аэрофлот» входит в ТОП-20 авиаперевозчиков мира)?

— Российские авиакомпании добровольно не берут Sukhoi Superjet 100 в эксплуатацию, — отмечает заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. — Берут лайнер только государственные авиакомпании, на которые оказывается соответствующее давление.

И сейчас надо понимать: Следственный комитет при расследовании катастрофы в Шереметьево должен опираться только на решения Государственной комиссии по расследованию обстоятельств ЧП под руководством министра транспорта Евгения Дитриха. Другими словами, не МАКу решать, кто виноват в крушении лайнера. А Дитрих о виновности экипажа пока не заявлял.

Напомню, сертифицировал SSJ 100 именно МАК — в его отчете об этом ни слова не сказано. Между тем, по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) те структуры, которые проводили сертификацию, не имеют права участвовать в расследовании авиакатастроф самолетов данного типа. Так что сейчас МАК, по идее, не может принимать участие в расследовании.

Руководство МАК не может себя высечь. Сказать, мол, извините, мы ошиблись при сертификации, не обратили внимания на просчеты, так что сажайте нас поскорее в тюрьму за грубейшие нарушения и гибель людей.

Это значит, что позицию МАК следствию действительно разделять не стоит.

«СП»: — В «Суперджет» вложены огромные деньги, а самолет получился явно неудачный. Почему бы не списать эти миллиарды в убыток, и начать выпуск Ту-334?

— Здесь ключевую роль играет вопрос политеса. В свое время, я считаю, ввели в заблуждение высшее руководство страны. Мало того, что SSJ 100 получился «золотой». Так еще и все эти миллиарды были взяты из бюджета — то есть, из карманов налогоплательщиков.

После этого запретить эксплуатацию «Суперджета» — означает признать, что высшие руководители, мягко говоря, некомпетентны.

Судя по всему, «Суперджет» будут и дальше подпитывать деньгами. В июле влиятельнейший глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов встретился с президентом Владимиром Путиным, отчитался об итогах деятельности госкорпорации и попросил еще 300 млрд. рублей на ее докапитализацию.

Деньги нужны, в том числе, чтобы ОАК могла довести до кондиции и «Суперджет», и МС-21 — а ведь «двадцать первый», по сути, повторяет ошибки SSJ 100.

На деле, вопрос с продолжением эксплуатации Sukhoi Superjet 100 завязан на высшее руководство страны — на Путина. И пока Путин не топнет ногой, ничего не изменится.

Да, Погосяна в свое время сняли с должности президента ОАК — но сделали ректором МАИ. Это наказание?

Читайте также
Почему Россия, предлагая помощь другим, не может потушить пожары у себя в Сибири? Почему Россия, предлагая помощь другим, не может потушить пожары у себя в Сибири? Для эффективной борьбы с огнём ни у одного ведомства нет ни людей, ни техники, ни полномочий

Замечу, что я в авиации более полувека. Но впервые на моей памяти авиакатастрофа вызвала такой огромный резонанс — и в обществе, и среди авиакомпаний и госструктур.

«СП»: — Прислушается ли СК к позиции «Аэрофлота»?

— «Аэрофлот» знает, о чем говорит. У него уже 60 штук «Суперджетов», но летают из них всего пара десятков. Остальные стоят на приколе по банальной причине: нет запчастей. Как правило, речь идет о ерундовых, на первый взгляд, электронных блоках, которые умащаются в кармане. Но блоков нет — потому что их производят в США и ЕС, и нет гарантированной системы их поставки.

Для сравнения: Boeing и Airbus гарантируют доставку любой запчасти или узла в любую точку планеты в течение — внимание — суток. Это записано у этих авиакомпаний в типовом договоре на покупку, одним из первых десяти пунктов.

В том числе поэтому «Боинги» и «Эйрбасы» покупают — все знают, что при необходимости самолет можно оперативно обслужить, и он полетит дальше. А наши «Суперджеты» десятками стоят вдоль заборов и ждут, когда какой-то заокеанский дядя вышлет деталь, да еще втридорога.

Любой эксплуатант знает: простаивающий самолет является финансовой удавкой на шее авиакомпании. Прибыль приносит только летающее воздушное судно. Но решение по «Суперджету», повторюсь, чисто политическое. И пока складывается впечатление, что крест на лайнере ставить не собираются.


Авиакатастрофы: В болотах ХМАО нашли обломки вертолета

Происшествия: Опять жесткая посадка: «Меня всю трясет, не дай Бог никому»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Игорь Гундаров

Доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, демограф

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня