На согласованный московской мэрией протестный митинг собралась самая различная публика. Формально люди вышли за проведение честных выборов в Мосгордуму, назначенных на 8 сентября. В то же время, вряд ли кто из вышедших на акцию, верил, что сложившиеся правила можно изменить таким способом.
Народ стал массово подтягиваться к проспекту Сахарова примерно за полчаса до обозначенного в анонсе времени начала митинга. Площадь у «трех вокзалов» была буквально заполнена спешащими на мероприятие людьми. Дорожное движение на окрестных с местом проведения митинга улицах не прекращалось, светофоры работали в штатном режиме. А и без того узенькие тротуары были в некоторых местах еще перегорожены специальной техникой, ведущей в Москве в любое время года перекладку бордюров и асфальта.
Все эти обстоятельства создавали людские заторы. На то, чтобы пробраться от метро «Комсомольская» до проспекта Сахарова, требовалось не менее 20 минут.
Тем не менее, несмотря на кажущуюся многочисленность, на митинг пришло около 20 тысяч человек. Эти примерно в пять раз меньше, чем заявленная организаторами численность.
При этом работников полиции и бойцов Росгвардии было не так много. Все они оказались предельно вежливыми с гражданами, толкущимися перед рамками металлоискателя. Так как по правилам на массовые мероприятия нельзя проносить даже пластиковые бутылки, перед каждой рамкой к концу мероприятия остались буквально горы пустых емкостей из-под обычной воды и газировки.
Традиционно на подобные мероприятия приходят люди разного возраста, социального положения и идеологической ориентации. При этом каждая группа пытается донести до других собравшихся что-то свое. На проспекте Сахарова были пожилые люди с триколорами, традиционно голосующие за партии либерального толка и до сих пор с теплотой вспоминающие Бориса Ельцина. Были и молодые анархисты под черными и зелеными знаменами. Рядом стояли активисты левых движений с красным знаменами. Большинство же собравшихся вряд ли принадлежат к какой-то конкретной политической силе и выглядели как обычные работники умственного труда.
Правда, среди собравшихся мелькали и весьма колоритные личности. Например, на митинге была группа темнокожих молодых людей, выглядящих как обитатели негритянских гетто. Такого, как показывают в голливудских фильмах. По-русски молодые люди не говорили, между собой переговаривались, судя по фонетике, на каком-то африканском наречии.
На митинге оказался и цыганский ансамбль. Несколько мужчин играли на скрипке и гитарах, а несколько женщин в традиционных разноцветных платьях плясали. И все пели песни на непонятном большинству собравшихся цыганском языке. Наверное, что-то про любовь. По крайней мере, именно так выступление ансамбля восприняли радостно аплодировавшие им участники митинга.
Среди знаменитостей на площади был замечен, например, недавно осужденный за мошенничество бывший владелец крупной строительной компании Сергей Полонский. Он пришел на акцию в драных джинсах, на голове — строительная каска.
Некоторые участники митинга просили Полонского сделать с ним селфи. Он никому не отказывал. Попутно говорил, что выступает за честные и свободные выборы, а без демократии страна не сможет развиваться.
Надо отметить, что сам митинг был больше похож на некие народные гуляния, нежели на протестную акцию. Во многом это было обусловлено тем, что организаторы не смогли обеспечить хороший звук для выступающих. Около сцены колонки отдавали таким эхом, что разобрать слова, сказанные со сцены, было практически невозможно.
Толпа только изредка подхватывала кричалки вроде «Допускай!». К тому же, почти все возможные лидеры, как например Алексей Навальный и Илья Яшин, ранее получили административный арест и не могли присутствовать на мероприятии. Со сцены поэтому выступали в основном мало кому известные личности. Повторюсь, но их было слышно так плохо, что речи никак не могли завести толпу.
Примерно через полтора часа после начала митинга люди начали постепенно тянуться к выходу. Некоторые на ходу вели с окружающими беседы о политике.
Формально, митинг был вызван тем, что до выборов под разными предлогами не допущены некоторые кандидаты. Но также понятно, что каждый пришел на площадь со своим собственным недовольством политической действительностью.
И в то же время чувствовалось, что люди не особо верят, будто при помощи массовых акций можно реально изменить то, что им не нравится. Можно сказать, что тот накал страстей, который наблюдался в Москве после массовых задержаний на несанкционированных акциях 27 июля и 3 августа, был нивелирован именно согласованным митингом 10 августа. Люди смогли спокойно, не бегая от бойцов ОМОН, собраться мирно. И — через пару часов спокойно разойтись.