В нынешнем году, констатировал Росстат, на 1 тысячу мужчин пришлось 1154 женщины. К 2036 году, по прогнозу ведомства, это соотношение немного уменьшится, но женщины по-прежнему сохранят свое численное превосходство (1128 представительниц слабого пола на 1 тысячу мужчин). Пенсионная реформа поспособствовала тому, что мужчины жить дольше не станут.
Сначала в Росстате заявили, что такая пропорция характерна для всех регионов России, однако через несколько часов внесли коррективы. По уточненному прогнозу оказалось, что к 2036 году на 1 тысячу мужчин будет приходиться в среднем 1115 женщин, а в некоторых регионах пропорция может существенно различаться. Так, в Калининградской, Ленинградской, Сахалинской и Тюменской (без учета ХМАО и ЯНАО) областях, а также в Севастополе, республике Мордовии и Камчатском крае представителей сильного пола к тому времени окажется больше.
Предположив, что, по всей вероятности, с помощью такой нехитрой «корректировки» Росстат, известный своим умением буквально на лету подгонять статистику под какие угодно лекала, пытается таким образом сгладить негативную ситуацию соотношением мужчин и женщин в России, «СП» поинтересовалась у экспертов — насколько плоха для страны эта демографическая картина. Получается, с принятием пенсионной реформы мужчины поголовно до пенсии доживать не будут.
Как считает ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Российской экономической школы Евгений Андреев, природой изначально заложено так, что на каждую тысячу новорожденных детей мальчиков приходится чуть больше, порядка 513 человек. С течением времени этот разрыв сначала сглаживается, а потом разворачивается в обратном направлении.
— Но если в большинстве стран мира подобного соотношения достаточно, чтобы перевес женщин начинал ощущаться в среднем на рубеже 60 лет, то в России это случается уже на рубеже 30 лет, а к более позднему возрасту, к пенсии, усиливается.
— Смертность мужчин во всем мире несколько выше, чем у женщин, — развил тему директор института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский. — В тех же США мужчины доживают в среднем до 76 лет, а женщины — примерно до 81 года. В Швеции более благополучная ситуация, там мужчины живут в среднем 81 год, а женщины — 84. Но в России это ненормальное положение. В 2017 году продолжительность жизни мужчин составила 67,5 года, а женщин — 77,6 года. Более чем на 10 лет! Хотя, конечно, было время, когда это разница составляла и 12 лет, но все равно это печальная диспропорция.
«СП»: — А как же разговоры властей о том, что средняя продолжительность жизни в России повысилась? Ведь именно это утверждение и стало базовым, когда чиновники объясняли населению, почему было принято решение о внедрении пенсионной реформы и повышении возраста выхода на пенсию…
— Да, считается, что у нас в 2014 году средняя продолжительность жизни достигла 70 лет, о чем упоминал и Владимир Путин. Но это несколько лукавая цифра.
«СП»: — Почему?
— Дело в том, что этот показатель относится к обоим полам вместе взятым. Если же считать отдельно мужчин и отдельно женщин, то у первых она не достигла 70 лет, тогда как во Франции и Швеции это 80 и 81 год соответственно. В середине 60-х годов прошлого века мы приближались, конечно, по продолжительности жизни к уровню развитых стран, но потом стали отставать. И это отставание сохраняется уже лет 50.
«СП»: — А в чем причина такого длительного отставания?
— По вполне понятным причинам превышение числа женщин над числом мужчин одно время объяснялось последствиями Великой Отечественной войны. Однако даже через несколько десятилетий ситуация, которая должна была вроде бы улучшиться, все равно остается очень неблагоприятной.
«СП»: — Почему же она остается неблагоприятной? Может быть, корень высокой мужской смертности кроется не в самых лучших условиях труда, тогда пенсионная реформа только будет усугублять эффект короткой мужской жизни?
— Почему так происходит — вопрос глобальный. Давайте начнем с того, что наши женщины также работают далеко не в самых лучших условиях. Профессии, правда, хоть и с меньшим элементом риска (правда, не всегда), но тем не менее. Конечно, условия труда стоит улучшать, но вместе с тем, когда мы говорим о мужской и женской смертности в России, не стоит забывать, что все они живут и работают примерно в одинаковых условиях труда и быта. Так что, пожалуй, значение имеют какие-то другие особенности.
Причины, полагаю, лежат в социальной сфере. И проблемы, которые там есть, в конечном итоге выливаются в злоупотреблении алкоголем, в пьянство, что для России является одним из главных факторов смертности мужчин.
— С тем, что пьянство — настоящий бич современной России, я полностью согласна, — заявила «СП» эксперт-психолог одной из негосударственных служб психологической помощи населению Алла Вострякова. — Но здесь нельзя не задаться вопросом о причине распространения этого порока. В моей практике на каждый десяток звонков от самих страдающих алкоголизмом или их родственников приходится 8 жалоб на то, что пить люди начинают от того, что не видят выхода из тяжелой ситуации, связанной с работой.
«СП»: — Можно ли как-то сгруппировать или классифицировать все эти тяжелые ситуации особенно в условиях пенсионной реформы?
— Вполне. В подавляющем большинстве случаев люди жалуются, что их «выдавливают» с работы, вынуждая писать заявления «по собственному желанию». Причем касается это как бюджетников, так и тех, кто трудится в коммерческих организациях. Не пристают, конечно, с ножом к горлу, но недвусмысленно дат понять, что могут уволить по статье за нарушение Трудового кодекса. Предположим, за опоздание на работу, за несоблюдение требований охраны труда и так далее. Или намекают, что могут создать невыносимые условия работы, устраивая ежедневные проверки. Люди не выдерживают подобного прессинга, ломаются.
«СП»: — Так, а зачем обязательно пить? Можно же найти другую работу…
— Те, кто нам звонит, говорят, что это не так легко, как кажется. Прежде всего потому, что в связи с сокращением всего, чего только можно, людей элементарно не принимают на работу. А если принимают, то предлагают настолько мизерное вознаграждение за труд, что на него даже одному человеку нормально прожить невозможно, не говоря уже о том, чтобы содержать семью или помогать взрослым детям. И вот нам звонят люди, и говорят — я, здоровый мужик, не могу обеспечить семью, а ведь мне всего только 40 лет, мне стыдно. Я выпил раз, чтобы снять стресс, выпил два, а потом втянулся и не могу уже остановиться. Людям становится страшно за будущее — время идет, работы нет, до пенсии далеко, да и какая она будет после пенсионной реформы — совершенно непонятно, условия ее получения сейчас меняются едва ли не чаще, чем закат с рассветом. Поэтому люди и топят свою тревогу в спиртном.
И действительно, подтвердил проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, в России при приеме на работу существует серьезная возрастная дискриминация, особенно после пенсионной реформы.
— Начинается она, — отметил эксперт, — задолго до наступления даже не пенсионного, а предпенсионного возраста. И крупнейшие порталы по поиску работы, и мы, проводили соответствующие исследования. Так вот, все они подтверждают одну вещь очевидную вещь — третировать людей по возрастному признаку в России начинают лет с 45.
«СП»: — Как именно, ведь у нас с принятием пенсионной реформы обещали, что все это прекратится?
— Снижают заработную плату по сравнению с более молодыми сотрудниками. Переводят на низкооплачиваемую или менее социально значимую должность. В Европе такого нет, там человек на пик зарплаты выходит годам к 55. И если мы посмотрим на состав топ-менеджмента в крупных западных корпорациях, то увидим, что это люди, которым хорошо так «за». А у нас есть вот такой нигилизм по отношению к людям старшего возраста.
«СП»: — Почему так относятся к людям в возрасте? Только из-за пенсионной реформы?
— Потому что человек в возрасте более требователен к соблюдению норм трудового законодательства. Он требует платить ему за труд в соответствии с затрачиваемыми усилиями, более внимательно относясь к своему социальному положению. Он осознает необходимость ответственного отношения к своему здоровью. Работодателю такого сотрудника неинтересно эксплуатировать, ведь с молодежью все гораздо проще. Молодым же легко можно обещать золотые горы, а потом не выполнять свои обещания. В отношении молодых легче нарушать трудовое законодательство в части соблюдения режима труда. Поэтому вместо системного подхода к поиску выхода из тяжелой экономической ситуации принимается решение «всех поменять», проповедуется известная еще с 30-х годов прошлого века философия «переберем кадры, авось что-нибудь да получится».
Впрочем, уверены некоторые другие эксперты, ситуация и с трудоустройством пожилых людей, и с демографией, и со злоупотреблением алкоголя значительно улучшится, когда будет реализован национальный проект «Демография», который, наряду со «Здравоохранением», является самым важным для российского правительства. Не зря же, утверждают они, в этот проект вложены гигантские средства — аж 3 триллиона рублей.
Но эти утверждения многим кажутся, мягко говоря, спорными.
Во-первых, принципиальными целями нацпроекта «Демография» являются увеличение продолжительности здоровой жизни до 67 лет, а также повышение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. Это, безусловно, благая задача, как и финансовая поддержка семей при рождении детей, создание условий дошкольного образования для малышей до 3 лет, формирование системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами, а также внедрение программы по укреплению здоровья и строительства современных спортивных объектов.
Но, позвольте, а где же здесь снижение смертности мужчин старшего возраста и сокращение громадного разрыва между средней продолжительностью жизни российских женщин и мужчин?
Можно предположить, что последнее подразумевается, как говорится, по умолчанию из реализации всех намеченных нацпроектом шагов. Но далеко не факт, что он будет реализован так, как нужно. То, что все последние нацпроекты вызывают массу вопросов, уже не раз отмечали эксперты «СП».
— Сначала, — подчеркнул эксперт-экономист Леонид Хазанов, — власти носились с удвоением ВВП, потом они носились с реформой ЖКХ. Что же касается других нацпроектов, то тут какая-то постоянная гонка за показателями идет. Под это резервируют огромные деньги, потом их начинаю срочно на что-то выделять, а где результат? Любая идея превращается в абсурд, а качество исполнения страшно хромает. Качество образования чиновников вообще и исполнителей, связанных с деньгами, крайне низкое. Что бы ни предпринималось, оно никуда не уходит. Никакой конкретики во всех масштабных проектах за последние 20 лет не было. Зачем, для чего все? Ради каких-то цифр? Убей бог, я этого не понимаю.
Тем временем экс-президент национальной лиги управляющих, эксперт по работе с негосударственными пенсионными фондами (НПФ) Дмитрий Александров выразил уверенность, что «дорожная карта» для перетряски правил функционирования пенсионной системы составлена уже давно. По политическим причинам она была свернута, однако после президентских выборов, примерно в 2025 году, власти к ней, скорее всего, вернутся.
— Я не сомневаюсь, — думает эксперт, — что нынешний порог выхода на пенсию однозначно повысят еще, в том числе и силовикам. Мы любим ссылаться на передовой мировой опыт. А в той же Англии, на минуточку, на пенсию выходят в 70 лет. И тоже подумывают о поднятии планки.
Если этот прогноз эксперта сбудется, то выходить на пенсию смогут, увы, одни только женщины. А мужчинам, видимо, придется уходить на тот свет прямо у станков.
Пенсионная реформа, новости: Будущее пенсионной реформы: от гетто для стариков до эвтаназии