Холода в России как всегда наступили внезапно. Власти и коммунальные службы оказались не готовы быстро подать тепло в дома. В некоторых регионах ситуация просто критическая.
Так, в трех районах Еврейской автономной области — Биробиджанском, Смидовичском, Облученском из-за неготовности коммунальщиков к началу отопительного сезона с 23 сентября введен режим чрезвычайной ситуации. Нехватка топлива привела к проблемам с теплом в домах у 10% жителей региона.
Меры предпринимаются в последнюю очередь. Выделенные из федерального бюджета 98 млн. рублей поступят на счета только в течение этой недели. Также глава ЕАО Александр Левинталь распорядился завезти 45-дневный запас угля. Не поздновато ли?
А вот в Москве наконец-то стали подавать тепло в жилые дома. Правда, прогрелись квартиры пока не везде. Столичные власти обещают обеспечить отопление во всех домах только с 25 сентября. Нормативный срок подачи тепла — пять суток, объяснил вице-мэр Петр Бирюков нерасторопность чиновников.
Экспресс-опрос, проведенный «СП» днем 24 сентября, показал, что ситуация в разных районах может сильно отличаться.
«У меня дома отопление дали», — рассказал житель Савеловского района Москвы Сергей Ежов. «В Вешняках стали топить вчера поздно вечером или ночью, но совсем чуть-чуть. Дома все равно холодно», — пояснила Елена Назарова. Едва теплые батареи в спальных районах — Митино и Строгино. «А в нашем доме в Коптево вообще не включали», — жалуется москвич Андрей Сусанкин. Он очень зол на столичную мэрию в целом и на Бирюкова, в частности. В столице, к слову, ночью температура опускается до нуля, а то и ниже. В городских же службах отвечают: потерпите.
Видимо, тепло в домах столичных жителей — вопрос политический и власти стараются лишний раз не злить людей. Но уже за МКАД отношение совершенно другое. «Не включили, — возмущается житель Ногинска Григорий Шугаев. — Мерзну сильно, прямо кошмар». То же и в Ленинградской области. «Отопление не включили, но у нас дома, в Кировске, пока тепло», — уверяет Надежда Кононова.
«Отопление не включили, — жалуется жительница Оренбурга Валентина Романова. — Холодно и на работе и дома. Дома масляный обогреватель с детьми включаем. Очень холодно. И еще все лето платим за отопление». «Старшая по дому звонила в управляющую компанию — там обещали дать тепло с 27 сентября, но если получится, то раньше», — говорит Ада Гисматуллина из Владимира.
Холод собачий в квартирах Челябинска. Правда, кое-где все же тепло дали.
В Сибири многое зависит от конкретного региона. «Со вчерашнего дня похолодало. Сейчас плюс восемь градусов. Уже и снег пролетал. Но отопление включат только в начале октября. У нас всегда так. Посмотрим, как топить будут — батареи у нас не очень», — призналась омичка Татьяна Матушенко.
А вот в Якутии, известной своими лютыми морозами, в домах тепло уже в 15 сентября. «Как и обещали», — свидетельствует Маргарита Нифонтова. В Республике Коми тоже все нормально. «У нас тепло дали еще 5 сентября. Я свою батарею включила неделю назад — у нас хоть и центральное отопление, можно контролировать индивидуально», — пояснила Жанна Уляшева из Сыктывкара.
— Я вчера уезжал из Тюмени — отопления еще не было, — рассказал Ростислав Журавлев. — И вчера же там была опубликована схема поэтапного подключения города. Всего шесть очередей. Первая очередь — близлежащие к ТЭЦ районы. По идее, первыми должны подключить социальные объекты: детские сады, больницы, школы
А здесь — в Екатеринбурге, тепло дали вчера. Вчера же выпал первый снег. Власти даже открыли «горячую линию» для жителей, потому что есть проблемы с подключением детских садов.
По словам директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, центральные власти не несут ответственности за сроки включения отопления.
— Существует санитарное требование: отопление должно включаться в обязательном порядке тогда, когда среднесуточная температура ниже плюс восьми градусов в течение пяти суток. Это централизованная норма для всей страны. Но при этом регионы могут принимать самостоятельное решение о более раннем включении отопления. Это в их компетенции. Никаких сроков на федеральном уровне для них не устанавливается.
Есть только сроки для паспортов готовности объектов к зиме. Эти документы выписываются муниципальными комиссиями после проверки объектов. Такими объектами могут быть многоквартирные дома, котельные
Согласно приказу Минэнерго, в северных регионах эти паспорта должны быть готовы не позднее 15 августа, в средней полосе России — 1 сентября, а на юге не позднее 15 сентября.
«СП»: — Тем не менее, в массе регионов тепла до сих пор нет, а кое-где даже ввели чрезвычайное положение…
— К сожалению, каждый год бывают определенные задержки. Это связано не с отсутствием нормативной базы, а с тем, что банально не успели закончить текущий ремонт. Нет денег — не смогли закупить необходимое количество топлива для котельных.
Например, у нас есть старые ветхие аварийные дома, которые оказались брошенными управляющими компаниями, из-за чего мероприятия по подготовке никто не проводил. В этом случае муниципальные комиссии оказываются перед сложным выбором: если подключить — нарушение, если не подключить — замерзнет система, и люди останутся без тепла.
Как правило, подключают, но из-за того, что не проводились инженерные мероприятия, порой рвет сети. Все это теперь упирается в массовую модернизацию жилищной и коммунальной инфраструктуры.
«СП»: — В ЕАО объявили чрезвычайное положение. Обещают решить вопросы после зачисления средств из федерального бюджета. Это что — экстренная помощь центра? А о чем раньше думали?
— Обычно в таких случаях речь идет о серьезных задолженностях перед поставщиками газа или угля. С газом проще — в условиях ЧП муниципалитеты могут просто открыть задвижку, а потом уже решать проблемы. А с углем сложнее. В этих случаях федеральный бюджет в рамках бюджетных субсидий оказывает регионам помощь. Это общее правило.
Ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев видит единственный способ обогреть дома в межсезонье в организации индивидуальных тепловых пунктов.
— В принципе, теплоснабжающие организации заинтересованы топить не только в холодный сезон, но и летом. Домовые счетчики тепла стоят практически везде. Чем дольше они топят, тем больше им заплатят. Но если при температуре плюс 3 градуса жители хотят отопление, то в случае ее повышения, например, до плюс 15 градусов, они не захотят оплачивать его. А оперативно отключить отопление можно далеко не всегда. Получается «вилка» — разрыв между технической возможностью топить и нежелание переплачивать. К сожалению, мы все зависим от погоды.
Выход из этой ситуации видится в повсеместной организации ИТП — индивидуальных тепловых пунктов. Такое решение можно принять на уровне отдельного дома. Это вопрос взаимодействия жителей, собственников и управляющей компании. В этом случае не придется зависеть от решения властей.
А вот политолог-американист Михаил Синельников-Оришак напоминает, что горячие батареи в каждой российской квартире — достижение еще советской власти, и в мире почти не встречается. Проблема в том, что наследие СССР бездарно транжирится нынешними властями.
— Америка огромна, как и Россия, и там есть разные климатические пояса. Но при этом в Соединенных Штатах действительно нет центрального отопления. Оно, конечно, удобно, но очень дорого, так как потери тепла при его доставке достаточно большие. Поэтому американцы отапливаются индивидуально. Каждый как может. Такого достижения социализма, как у нас, в Америке никогда не было.
К этому остается лишь добавить, что нынешнюю армию чиновников, взращенную уже новой властью, к достиженим никак не отнесешь.
Новости ЖКХ: В «Мосэнерго» рассказали, когда включат отопление