Очень многие пенсионеры имеют маленькую пенсию, которая обрекает их на нищую старость. Тяжело, прежде всего, тем, у кого умер супруг (или супруга). Сразу же коммунальные платежи становятся неподъемными, особенно, когда квартира большая, например, трехкомнатная. Такие старики больше всего боятся холодов. Старт отопительного сезона ими воспринимается как катастрофа.
В такую невеселую историю «влипла» на старости лет моя знакомая Анастасия Георгиевна Васильева, которая отдает почти все деньги за услуги ЖКХ. Конечно, кто-то скажет, пусть поменяется на «однушку» или хотя бы «двушку», но женщина боится оказаться в руках черных риэлторов. Одинокие как раз и становятся первыми жертвами преступников. Кроме того, переезд — то еще испытание, которое не каждый пожилой человек выдержит. Сколько таких случаев: съехал на меньшую площадь, а через пару лет отнесли на погост.
«Когда батареи потеплели, я горько заплакала. За границей в таких случаях пенсионерам платят так называемый одинокий минимум — полторы пенсии, — жалуется она, — но у нас, в России, нет поправки на одиночество. В моем возрасте уже невозможно что-либо поменять».
По словам Анастасии Георгиевны, она всю жизнь работала, но когда СССР рухнул — в каких-то непонятных конторах, от которых не то, что архивов, даже названий не осталось. В её трудовой книжке имеется множество записей о каких-то фирмах вроде «Рога и копыта», чьи выцветшие печати не разберешь.
Анастасия Георгиевна чувствует себя без вины виноватой, но говорит, что даже если можно было повернуть время вспять, все равно бы она ничего не смогла изменить.
«Столкнулся с такой же ситуацией. Человек практически всю жизнь отработал на одном предприятии и получал неплохую (даже высокую з/п), — пишет форумчанин SAKH. — Предприятие ликвидировано было, документы в архив… А там они, как сказали, сгорели. Получается, он там до 2000 года работал! Человек идет в ПФ, предоставляет трудовую… его просят принести справку о размере з/п… Но справку-то уже негде взять! Ему начислили минималку. Несправедливо. Получается, неважно, работал ли, или на диване провалялся».
«ПФР не принимает справку о зарплате за 5 лет для начислении пенсии, потому что не правильно оформлена. Справка выдана 20 лет назад. Организация ликвидирована. В архивах данных нет», — пишет об аналогичной истории Сергей Борисович Кудрявцев.
«Подала документы в Пенсионный фонд. О себе — переехала из Узбекистана, перед отъездом все архивные справки с места работы и о зарплате собрала. И представила эти справки. Но они (инспектора) им не верят. Отправили свой запрос. Архив (узбекский) не отвечает. В пенсии отказали. Мотивируя, что нет ответа», жалуется некая Ольга.
Отметим, что ПФР в курсе обозначенных проблем, причем, весьма распространенных. Об этом можно прочесть даже на сайте Пенсионного фонда. Вот как комментирует ситуацию со справками Евгения Очертарова, главный специалист — эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц: «К сожалению, подобная ситуация встречается довольно часто. Именно в период с 1986 по 1995 годы документы о стаже и заработке работников коммерческих организаций чаще всего не передавались в архивы».
По её же словам, «Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет… ПФР придерживается твердой позиции, что необходимые сведения о зарплате должны быть представлены работодателем либо архивным учреждением на основании данных лицевого счета, расчетно-платежных ведомостей и пр. Решить данную проблему довольно сложно».
«Сложно» следует понимать, как «невозможно». Таким образом, ПФР являет собой классическую бюрократическую машину, функционирующую по правилу «без бумажки ты букашка». Причем наши законодатели, похоже, специально не разрабатывают закон, который регламентировал бы порядок определения размера заработка, если архив утерян.
Теоретически у пожилых людей, ставшими «букашками без бумажки», имеется возможность подтвердить стаж свидетельскими показаниями. Которые, тем не менее, на размер пенсии никак влияют, особо подчеркивает Евгения Очертарова. Даже если у будущего пенсионера есть трудовая книжка с соответствующими записями, стаж все равно будет учитываться только в случае «белой» зарплаты.
Порочный круг замкнулся! В девяностых годах, как признает даже эксперт ПФР, была распространена «серая зарплата», что, однако, используется сегодня чиновниками исключительно в целях экономии казенных средств. То есть в недавнем прошлом государство само создала среду, в которой «белая» зарплата не приветствовалась, а теперь за свою же провальную экономическую политику наказывает без вины виноватых граждан.
Словом, «путинская» Россия де факто сняла с себя ответственность за Россию «ельцинскую». А как же тогда итоги приватизации? Отмените и их! Удивляет и то, что Пенсионный фонд рекомендует пенсионерам подавать в суд на своих прежних работодателей, если те не отчисляли в 90-е страховые вносы в ПФР.
Во-первых, многих из них след пропал. Во-вторых, в то время бизнесмены придерживались правила игры, которое, кстати, определялось именно правительством, то есть оплатой в конвертах. Здесь следует напомнить персон, которые в 90-е управляли кабинетом: Ельцин — полгода, Гайдар — полгода, Черномырдин — чуть больше 7 лет. Затем Кириенко — 5 месяцев, Примаков — полгода, Степашин — 1 квартал. Даже Владимир Путин руководил министрами около 8 месяцев. В «нулевых» этот список продолжили Касьянов, Христенко, Фрадков и Зубков.
Как можно сегодня с простых людей требовать какие-то бумажки, подтверждающие «белую» зарплату за период, когда национальной экономикой, по сути, «рулил» Березовский? А премьеры менялись как перчатки после указов, подписанных рукой Ельцина? Тогда, собственно, на заводах живых денег не было, налоги перечислялись «зачетами», а оплата труда часто производилась «натурой». Если и поступала наличка, то хозяева-директора себе ее забирали. Доходило до того, что рабочим выдавали зарплату, к примеру, кирпичом, кастрюлями, сковородками и так далее.
Ясное дело, в таких условиях об отчислениях в ПФР мало кто думал.
Тем не менее, нынешнее правительство наказывает пожилых граждан, требуя от них справки, не имеющие какого-либо экономического смысла. Все это похоже на лотерею абсурда, в которой выигрышный билет зависит от того, сохранился архив или нет. Но как быть тем, кому не повезло, таким, как, например, Анастасия Георгиевна, у которой после оплаты зимней коммуналки останется 2 тысячи рублей? На целый месяц!
В этой связи очень многие люди задаются чисто техническим вопросом: что делать, если работал, но нет справок для ПФР? Есть ли какие-то возможности, в том числе судебные? В нынешней системе юридических координат, увы, чиновники ни на копейку не улучшат жизнь стариков, ставших «букашками без бумажки».
Можно посмотреть, как проводят нынче ту же пенсионную реформу, чтобы понять — ничего хорошего ждать не стоит. Подняли пенсионный возраст на пять лет, беззастенчиво лишив людей сотен тысяч рублей, и сделали вид, что ничего страшного не произошло. А заморозка пенсий работающим пенсионерам? Почему ее не индексируют? Или власть считает, что старики слишком хорошо живут?
Пенсионная система: Пенсионная реформа: Индексаций не будет, не мечтайте
Новости внутренней политики: Грудинин: это не первая пенсионная реформа, и все потерпели крах