Конец «черной пятнице» — ее сделают белой

Удастся ли депутатам Госдумы защитить россиян от обмана недобросовестных продавцов?

2597
Конец «черной пятнице» - ее сделают белой
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Материал комментируют:

Пятая часть россиян готова участвовать в распродажах «черной пятницы», которая в этом году приходится на 29 января. При этом 84% планируют что-то приобрести, сообщает ТАСС со ссылкой на опрос сервиса Hi-Tech Mail.ru.

«До 5 тыс. рублей планируют потратить 20%, от 5 до 15 тыс. — 29%, от 15 до 30 тыс. — 21%. Больше 30 тыс. могут себе позволить 26%», — отмечается в исследовании.

В числе самых привлекательных категорий товаров — электроника (79%), бытовая техника (36%), одежда (32%) и обувь (24%). А наибольший интерес среди электроники вызывают смартфоны (62%).

Примечательно, что согласно проведенному «Битрикс24» исследованию, больше половины россиян в реальность скидок «черной пятницы» не верят. Однако 70% опрошенных, сообщает «Коммерсант», готовы делать покупки.

Тем временем, депутат Государственной думы от фракции КПРФ Олег Лебедев внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, который устанавливает требования к проведению в России распродаж. Законопроект, размещенный в электронной базе ГД, вносит изменения в федеральные законы «О защите прав потребителей» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Читайте также
«Народ беден исключительно по своей вине» «Народ беден исключительно по своей вине» Правительство Медведева, изучив американский опыт, будет и дальше резать социальные программы

«Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, при проведении распродажи товаров в наглядной и доступной форме доводит до потребителей следующую информацию: уникальное наименование и доступное для приобретения количество товара, в отношении которого проводится распродажа; точные сроки и причину проведения распродажи; исходную цену на товар; размер предоставляемой скидки; специальные условия предоставления скидки; итоговую цену на товар», — говорится в документе.

Согласно законопроекту, исходная цена на товар не может превышать среднюю за 6 месяцев, предшествующих дате начала распродажи. При этом средняя цена определяется по методике, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Информация о размере скидки предоставляется потребителю в виде фиксированной суммы и процента, на которые снижается исходная цена на товар. Размещать информацию, способную ввести потребителей в заблуждение относительно реализации товара по сниженным ценам, запрещается.

Автор законопроекта отмечает, что информирование потребителей о снижении цен является одним из наиболее распространенных способов стимулирования продажи товаров народного потребления, но при этом в России не установлены правовые основы и требования к проведению распродаж.

«Сложившаяся правовая неопределенность допускает злоупотребления и широко используется недобросовестными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, для увеличения продаж и получения дополнительной выручки посредством введения потребителей в заблуждение относительно получаемой ими выгоды от покупки товара», говорится в пояснительной записке к документу.

По мнению Олега Лебедева, принятие законопроекта позитивно отразится на развитии конкуренции, а также даст возможность потребителям принимать взвешенные решения…

Во всем мире «черные пятницы» давно стали обыденным делом, но то ли большой опыт проведения подобных акций, то ли рыночная экономика как таковая, заставляют продавцов играть честно. В России мы нередко сталкиваемся с фейковыми скидками. Конечно, защитить россиян от недобросовестных продавцов надо, однако эксперты не уверены, что у законопроекта есть шансы на его принятие.

Адвоката Дмитрия Аграновского в истории с распродажами беспокоит не столько ценообразование, сколько давки, которые образуются в магазинах.

— Я вижу, как проходят эти «черные пятницы» и у нас, и заграницей. Если что-то чуть дешевле продается, возникают огромные очереди с давками и драками. Конечно, мне бы хотелось, чтобы у особо оживлённых магазинов дежурили кареты скорой помощи.

С другой стороны, у нас рыночная экономика. Она мне не нравится, я придерживаюсь других взглядов, но рыночная экономика подразумевает некую степень свободы. Навязывать производителям цены (если не стоит вопрос о голоде и исчезновении всех продуктов, тогда твердые цены можно устанавливать), я считаю, неправильно.

Я противник установления цен, потому что исчезнет вся идея. Но торговцы имеют право на такие акции, на привлечение внимания к себе. Тем более, бизнес у нас и так зарегулирован, его давят со всех сторон. Конечно, торговцы ищут свою выгоду, но и они находятся в не самых благоприятных условиях.

Доцент кафедры управления инновационными проектами Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, кандидат экономических наук Светлана Стерхова полагает, что принятие законопроекта, регулирующего распродажи, назрело.

— Цены завышают, потом снижают, зачастую работая не по правилам. Не все, но такие случаи бывают.

«СП»: — В мировом опыте есть подобные законопроекты?

— Я не в курсе, прописано ли это в других странах на законодательном уровне. Там все работают как надо, честно делают скидки.

«СП»: — Есть шанс на принятие такого закона в России?

— Если даже будет принят, найдут лазейки.

«СП»: — Что заставляет людей, даже не доверяя распродажам, все равно устремляться в эти дни в магазины? Стоит ли на самом деле делать покупки в «черную пятницу»?

— Наверное, вера в том, что скидки все-таки где-то есть. Если я знаю, что в обычные дни какой-то продукт стоит 1000 рублей, а его предлагают за 500, почему не купить. Но это — если я точно знаю цену. А если не знаю, то вряд ли стоит покупать, потому что можно попасть на обман.

Старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков считает, что в «черную пятницу» все-таки можно купить товар дешевле.

— «Черная пятница» — это повод напомнить покупателям о возможности покупок. Дело не только в низких ценах. Это широкомасштабная маркетинговая акция.

«СП»: — Может, все-таки нужен закон, регулирующий распродажи?

—  Зачем? «Черная пятница», которая проходит не только в России, вполне может справиться без закона.

«СП»: — Депутат обеспокоены тем, что не всегда есть реальные скидки. Это надо урегулировать?

— Не вижу необходимости. Если цена устраивает, неважно — есть скидка или нет. Если покупатель считает, что обманут, то достаточно других законов. Например, о недобросовестной конкуренции.

Профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Анатолий Овсянников понимает беспокойство депутатов, связанное с тем, что цены перед распродажами завышаются, а к «черной пятнице» понижаются.

Читайте также
SSJ 100 и МС-21 разбились о сертификаты SSJ 100 и МС-21 разбились о сертификаты Бюрократия мешает отечественным лайнерам занять место Boeing 737 MAX

— Это маркетинговые ходы. Но как бы ни снижали цены, они не могут быть ниже безубыточности. Подозрения покупателей оправданы, но все равно я не вижу смысла в государственном регулировании. Люди должны сами понимать, где их обманывают, а где речь идет о честном бизнесе.

«СП»: — В других странах есть подобные законы?

— Не знаю, но в США реально сбрасывают цены очень низко, обеспечивая себе минимальные прибыли только для того, чтобы очистить склады, закупить новые коллекции.

В России приходится сталкиваться с жадностью, нечестностью продавцов. Но для этого есть соответствующие статьи Уголовного кодекса.

Пока же Роспотребнадзор дает ряд советов покупателям, в частности, при покупке товаров через интернет. Например, эксперты рекомендуют сверять цены у разных продавцов, не обольщаться слишком низкой ценой, так как она может свидетельствовать о фальсификате или контрафакте. Кроме того, стоит опасаться фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является сбор персональных данных, «сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании», а совсем не продажа товаров со скидками.


Бизнес в России: Минпромторг жалуется: «Пираты автопрома» не регистрируются как преступники

Деловые новости: Олигарх Дерипаска оказался в числе россиян, лишившихся кипрских паспортов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня