Если россияне «поняли и простили» Путина и Медведева в вопросе пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста, то во Франции ситуация напоминает конец ноября — декабрь 1995 года, когда было полностью парализовано транспортное сообщение, в том числе и воздушное. Об этом пишет Le Figaro, рассказывая читателям, что 24 года назад железнодорожников поддержали служащие Air France, а также докеры, которые прекратили обслуживать суда. Словом, бастовали все, даже газовики перестали подавать газ в квартиры.
Газета Le Figaro написала и о «красном мае 1968 года», когда французы дружно скандировали: «Де Голль — в отставку!», «Прощай, Шарли». Генерал Де Голль был символом французского Сопротивления во Второй мировой войне, но и его гнали в шею.
Параллель видна сразу: Макрон со своей пенсионной реформой играет с огнем. Несмотря на некоторый спад протестов в связи с новогодними праздниками, разгневанные французы обещают повторить «1995» год. Если не поможет, тогда 5-ю Республику ждет «май 1968» и стопроцентная «политическая смерть» нынешнего президента. Уже в эту субботу должны пройти новые мощные акции протеста, которые усилятся после Нового года. Все ждут 7 января, когда пройдут очередные переговоры между правительством и профсоюзами.
Напомним, предлагаемая французским правительством пенсионная реформа предполагает повышение пенсионного возраста всего на два года — с 62 до 64 лет. При этом она растянута по времени на десятилетия. А в России Медведев и Путин резко подняли пенсионный возраст сразу на пять лет — с 55/60 (для женщин и мужчин) до 60/65. Страна сопротивлялась вяло, хотя большинство россиян назвало главным событием уходящего года именно пенсионную реформу. Со знаком минус, разумеется.
Французы же свой гнев на кухнях не забалтывают. Они отвечают массовыми протестами, порой очень жесткими. Жандармерия пачками хватает людей, недовольных решениями Макрона. В частности, «за «неуважение к лицу, облеченному государственной властью», был арестован полицейскими 61-летний мужчина — он показал средний палец Макрону. После этого многие пенсионеры готовы устроить флешмоб, «приветствуя» подобным образом президента, если тот попадется им на глаза.
К бастующим транспортникам примыкают работники самых разных профессий. Так, французские балерины в белых пачках станцевали сцены «Лебединого озера» на дворе Парижской оперы в знак протеста против плана пенсионной реформы президента Эммануэля Макрона. Они были поддержаны музыкантами Парижского симфонического оркестра, когда исполнили свой 20-минутный импровизированный спектакль перед сотнями зрителей. Также были видны плакаты «Парижская опера бастует» и «Культура в опасности». Наш Большой театр на это точно не сподобится.
«Мы начинаем классический танец в возрасте 8 лет. В конце подросткового возраста у многих есть травмы, — сказала танцовщица Хелуаз Джоккевьель. — Как только балерины достигают 42-летнего возраста, у них уже есть артрит, стрессовые переломы, грыжи, в некоторых случаях, титановые бедра». Но им согласно проекту пенсионной реформы придется выходить на сцену и дальше.
В Парижской опере уже отменены десятки концертов. Учитывая значимость культуры в жизни Франции, протестное «Лебединое озеро» является нехорошим знаком для Макрона и его команды. Он уже предпринимает шаги, чтобы избежать позора, как человек, который отнимает деньги у пожилых и больных людей.
Глава 5-й Республики принял решение отказаться от будущей президентской пенсии, которую ему предоставляет закон 1955 года. Речь идет о 6200 евро в месяц, которые могут быть объединены с другими вознаграждениями. Для сведения, зарплата президента Франции 15 140 евро при средней зарплате 3 021 евро (брутто, до уплаты налогов). Кроме того, Макрон вынужден предпринимать другие шаги, чтобы подтвердить свою порядочность. Именно поэтому откажется от своего места в Конституционном совете (и, следовательно, потеряет еще 13500 евро в месяц).
Его помощник по связям со СМИ, чиновник вроде нашего Дмитрия Пескова, сказал, что «избранники должны быть образцами для подражания». Короче, если самопожертвование Макрона как-то стабилизирует ситуацию, за ним последуют министры и депутаты, которые «проталкивают» балльную систему.
Только вряд ли подобные шаги «высокого уважения к народу» снизят накал протестов. Мало того, что французское правительство пытается поднять пенсионный возраст с 62 до 64 лет, еще и пенсии, рассчитанные по бальной системе, перестают быть социальным правом граждан на достойную старость. Они фактически становятся привилегиями, которые нужно еще заработать.
Следовательно, реформа Макрона, в конечном счете, закончится полной отменой социальных пенсий, которые будут заменены на пособие по нищете. Старикам, даже тем, кому за 80, придется ходить в специальные службы и в благотворительные частные организации, выпрашивая деньги на существование. Ну, а со временем эти подачки будут носить нерегулярный характер. Думается, в России это случится раньше.
Естественно, что во Франции возрастает моральное давление на президента и премьера. Оппозиция уже обвинила власть в «стратегии гниения». Мол, пенсионная реформа плохо пахнет, учитывая, что кабинет не торопится с переговорами, тогда как забастовщики «страдают» без зарплат и даже пребывают в отчаянии, не зная, на какие деньги отметить Новый год. «Только гнилая власть способна ограбить пожилых людей», ругаются простые французы.
Общество презирает чиновников, способных на такое.
Как в дальнейшем будут развиваться события во Франции, прогнозировать сложно. Очевидно одно: Макрон, отказываясь от президентской пенсии и других доплат, пытается избежать позора Путина и Медведева, которые, пусть и под благовидными целями (как официально подается — для увеличения пенсий), все-таки отбирают деньги у пожилых людей в конце трудовой жизни. И при этом не устают повторять, что Россия — это социальное государство.
Плюс к этому, французы показали, что переход на бальную систему по факту означает начало полного отказа от пенсий, выплата которых являлась святой обязанностью социального государства. Кстати, большинство граждан 5-й Республики считают свою страну такой и гордятся завоеванными социальными правами.
А россиянам остается вспоминать великий Советский Союз и смотреть на экране скучного телевизора «сказки» о том, что на Западе пенсионерами становятся аж в 67, а то и в 70 лет. И все довольны.
Пенсионная система: «На пенсию — в 40 лет»: Пенсионную реформу похоронит молодежь
Новости социальной политики: Позор пенсионной реформы: Банка консервов старикам «под ёлочку» и жизнь на подаяния