Уровень доверия россиян Владимиру Путину за последние два года рухнул почти вдвое. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на январский опрос «Левада-центра» *.
По информации издания, президенту РФ доверяет лишь 35% россиян. Это на 4 процентных пункта ниже, чем в сентябре 2019 года и на 24 процентных пункта ниже, чем в ноябре 2017 года. При этом уровень доверия главе правительства — Михаилу Мишустину просто катастрофический — 3%.
Вместе с тем уровень доверия Сергею Шойгу и Сергею Лаврову за последние месяцы вырос. С 13% до 19% и с 14% до 17% соответственно. То есть, в представлении россиян в военной и дипломатической сферах в стране все в порядке.
С учетом падения доверия Дмитрию Медведеву после его отставки с поста премьер-министра (5% против 32% два года назад), очевидно, что причиной обрушения авторитета высшей власти стала проводимая кабмином социально-экономическая политика.
Таким образом, затеянная Путиным конституционная реформа началась в самое неподходящее для Кремля время. Объявленная администрацией президента (по информации телеграм-каналов) цель — добиться 70-процентной поддержки поправок при более чем 50-процентной явке труднодостижима.
Попытка же сыграть на тяге россиян к социальной справедливости, назначив голосование на 22 апреля — в день 150-летия Ленина и вовсе выглядит раздражающе. Отобрать у людей с помощью пенсионной реформы годы жизни, а взамен «купить» их голоса на символ?
Против такого циничного хода уже выступила КПРФ. «Нет смысла тащить на эти юбилейные даты никаких голосований и всего остального», — возмутился Геннадий Зюганов. Но когда это останавливало обслуживающих власть политтехнологов?
Содержательная сторона поправок также вызывает вопросы. Хотя люди и не прочь закрепить в Конституции индексацию пенсий и размер МРОТ, они понимают, что денег в карманах от этого не прибавится. Нужно изменение всего социально-экономического курса.
Однако рассчитанные на это поправки оппозиции, среди которых возвращение прежнего пенсионного возраста, природная рента для каждого, достойный прожиточный минимум, ограничение тарифов ЖКХ
— Власть видимо уже давно почувствовала, что с доверием к ней дела обстоят не очень, — говорит социальный психолог Алексей Рощин. — Восстановление этого доверия может быть одной из целей конституционной реформы.
«СП»: — Помогут ли известные нам поправки восстановить это доверие?
— Большинство населения России смутно представляет себе Конституцию. Помню опросы, которые показывали, что две трети населения или вообще не открывали Основной закон страны или не помнят, что там написано. Затеянная возня людей скорее раздражает, нежели вдохновляет. Так что власти придется придумывать какие-то другие способы восстановления своей репутации — более материальные.
«СП»: — Нужны не столько политические поправки, сколько другая социально-экономическая политика?
— Да, больше всего людям нравятся поправки про пенсии и МРОТ. А все остальное воспринимают как что-то далекое и неясное. А поскольку шумиха вокруг поправок большая, а смысл их не понятен, то люди подозревают, что готовится какая-то «загогулина», их пытаются обмануть. Это понижает доверие к власти.
«СП»: — Кажется, смысл политических поправок не понятен не только широким народным массам, но и профессионалам. Каждый трактует их по-своему…
— Соглашусь. Даже эксперты не понимают до конца, зачем это все. Если видеть прогресс в том, что будет четче прописано разделение властей, то эта проблема во многом надуманная. Чувствуется, что в этом во всем есть какой-то подвох.
Заместитель председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артем Прокофьев сомневается, что власть согласится принять социальные поправки оппозиции.
— Действующая редакция Конституции никак не мешала власти действовать в интересах общества. Поэтому я не думаю, что поправки в Конституцию смогут переломить ситуацию с доверием россиян к правительству и власти в целом. Для этого нужна какая-то серьезная работа.
К сожалению, первые шаги правительства Мишустина говорят о том, что прежний курс кабмина будет продолжен. Вспомним, недавнюю попытку Минтруда снизить прожиточный минимум или заявление Мишустина о том, что отмены пенсионной реформы не будет. О чем тут говорить?!
«СП»: — Ваша партия — КПРФ, предложила поправки, повышающие жизненный уровень большинства…
— Поправки, предложенные оппозицией, нужны в первую очередь обществу. Их цель — закрепить определенные гарантии и поэтому они пользуются поддержкой людей. Если менять Конституцию в интересах людей, то приняты должны быть именно наши поправки. Как проголосует «Единая Россия»? Вопрос пока открытый. Хотя мы знаем, что в большинстве случаев они за подобные изменения не голосуют.
А вот директор Института свободы, член бюро президиума партии «Родина» Федор Бирюков отнесся к информации социологов критически. Он видит в конституционной реформе серьезную попытку власти опереться на мнение народа.
— Как обычно дьявол кроется в деталях, а в данном случае в самом слове «доверие», которые используют социологи. Я считаю этот термин неадекватным, нерелевантным. Такой вывод можно было бы делать, если бы избиратель массово не голосовал бы за Путина или за «Единую Россию». А то, что большинство населения просто не участвует в голосовании, говорит о его политическом и правовом нигилизме, который работает даже на пользу власти, так как защищает ее от активного гражданского протеста.
Так что подобные опросы больше похожи на элементы информационной войны. Меня лично за всю мою жизнь ни разу не спрашивали на эти темы. Так что вопрос надо ставить о доверии к социологии. В том числе со стороны власти.
«СП»: — Но наша политическая система все-таки далека от идеала…
— Главную проблему я вижу в том, что наша политическая система очень консервативна. Прежде всего, по отношению к себе. Она принципиально дистанцируется и от народа, и от сферы национальных интересов. Об этом, кстати, постоянно говорит Путин. Отставка предыдущего правительства была как раз вызвана потерей связи политического истеблишмента и народных масс. Нынешние поправки в Конституцию, которые не являются чем-то радикальным и не изменят принципиально правила игры, призваны продемонстрировать хотя бы желание политической элиты сблизиться с народом, с избирателями.
«СП»: — А власть народу пока не доверяет?
— Не доверяет. Это видно и по тому, как проходят выборы, и по тому, как принимаются важные политические решения. Вспомним, сколько раз за последние 10 лет звучало требование об отставке правительства?! Или хотя бы социально-экономического блока, как самого раздражающего людей. Но власть этого не слышала. В итоге отставку правительства провели внезапно, в шоковом режиме. Это тоже проявление недоверия к народу.
* АНО «Аналитический Центр Юрия Левады» Минюстом РФ внесена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Власть: А. Гудков: «Путину народ ублажать не надо — надо ублажать элиту»
Новости социальной политики: Глава Минтруда назвал наиболее острую проблему в России