Апелляционный суд Каира вынес неоднозначное решение по иску семей россиян, которые погибли осенью 2015 года при крушении над Синайским полуостровом самолета А321, выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, сообщает «Коммерсант».
Суд подтвердил египетскую юрисдикцию для рассмотрения исков о возможных компенсациях, но отказался рассматривать конкретные иски, посчитав, что личности погибших до сих пор не установлены. Да и само крушение власти Египта не признают терактом, считая произошедшее лишь аварией.
С требование компенсации от «Когалымавиа» и «Ингосстраха» в суд обратились 30 семей погибших в катастрофе россиян. Затем иски были поданы к Шерифу Исмаилу, занимавшему на момент крушения должность премьер-министра Египта, а также к главам МВД, министерств финансов и авиации страны, в результате «халатности или оплошности» которых, как считают истцы, на борт самолета был допущен пронос террористами бомбы. Чиновники, по мнению заявителей, должны выплатить по $3 млн. родным каждого погибшего.
«Незаконное вмешательство» в полет «третьих лиц» египетский суд признал, но «никак не связал прогремевший 31 октября 2015 года через 23 минуты после взлета взрыв и гибель 224 человек с действиями чиновников», отмечается в статье. В непростых разбирательствах удивляет тот факт, что судебная коллегия отклонила иски, сославшись на то, что личности погибших до сих пор официально не установлены, а значит, и родственные отношения с истцами вызывают сомнения.
«Они (ответчики.— „Ъ“) прекрасно знают, что погибшие на самом деле были на борту самолета и у страховой компании есть полный перечень всех родственников по каждой жертве со всеми подтверждающими документами», — цитирует издание юриста Давида Кухалашвили.
Газета напоминает, что в России все погибшие давно установлены, похоронены, а Следственный комитет РФ однозначно трактует произошедшее как теракт. Более того, силовые структуры уже проверяют информацию о причастности к его совершению «конкретных лиц». На запросы российской стороны о правовой помощи компетентные органы Арабской Республики Египет до сих пор не реагируют. По мнению источника издания в силовых структурах, это может быть связано именно «с нежеланием признавать произошедшее терактом» египетской стороной.
Как считает член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков, вынося подобного рода решения, власти Египта поступают не просто несправедливо, но и крайне недальновидно.
«Нынешним поведением Каир сам себе наносит непоправимые репутационные потери. Рано или поздно чартеры из РФ в Египет возобновятся, но россияне запомнят созданный властями этой страны прецедент», — заявил сенатор «Экономике сегодня».
Он также полагает, что многие туристы, причем не только в России, сделают вывод из происходящего и откажутся от этого направления.
Эксперт Валдайского клуба Фархад Ибрагимов напомнил, что авиасообщение между нашими странами до сих пор не восстановлено хотя с 2017 года идут разговоры, президенты Владимир Путин и Абдул-Фаттах Ас-Сиси обсуждали осенью прошлого года этот вопрос.
— Египетские власти не хотят признавать произошедшее над Синайским полуостровом терактом, потому что боятся признать собственные слабости — они не смогли элементарно проследить за безопасностью в аэропортах. Между тем экономика страны во многом держится на туризме, большая часть бюджета у них приходится на туристическую отрасль.
Крушение нашего самолета, конечно, нанесло удар по репутации Египта. А нежелание властей признать это терактом, брать ответственность, выплачивать компенсации бьет по российско-египетским отношениям. А ведь Каир неоднократно заявлял, что заинтересован в российских туристах.
«СП»: — Туристы в Египет со всего мира ездят. Как другие страны могут отреагировать на такую позицию египетских властей?
— В этом и загвоздка. Если Египет сейчас признаёт теракт (а наше следствие однозначно заявляет, что была подложена бомба), то возникает вопрос: как человек попал в самолет? Он же не с воздуха упал. Получается, что представители каких-то служб аэропорта были в сговоре с террористами, а египетские правоохранительные органы не смогли это проследить. Получается, что это удар уже по Ас-Сиси.
Сейчас в Египте взвешивают все «за» и «против», так как на туристической индустрии это сильно скажется.
«СП»: — Вряд ли мир не понимает, что это был теракт. В любом случае катастрофа произошла на Синайским полуостровом. Насколько этично нежелание египетских властей выплачивать компенсации родственникам погибших и даже признавать их таковыми? Это ведь тоже репутационный риск.
— Однозначно. Они могли бы для приличия выплатить компенсацию от имени государства, потому что над их территорией этот самолет потерпел крушение.
Но египетские власти считают, что если сейчас эти компенсации станут выплачивать, то признают факт теракта.
Но они же могли бы это под другим соусом подать, придумать какую-то формулировку. Например, сказать: в силу того, что люди погибли, родственникам выплатят некую компенсацию. Но они и на этот шаг не хотят идти.
Чего-то опасаются. Вполне возможно, испытывают какое-то внешнее давление (не берусь судить, от кого оно может исходить). Сомневаюсь, что в Каире заинтересованы в ухудшении российско-египетских отношений. Но нынешний шаг говорит, что это может случиться, потому что наша принципиальная позиция заключается в том, что Египет должен признать это терактом.
Авиакатастрофа в Египте: СМИ назвали имя террориста, причастного к подрыву российского А321