Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Нефть и газ
12 марта 2020 08:58

21-й вопрос Путину: Нефть рухнула, рубль рухнул, а бензин почему дорогой?

Россиянам поставили в пример Норвегию — там заправить машину очень дорого

8567

Самое стабильное в нашей стране — цены на бензин. Точнее, рост цен на топливо. И теперь, когда мировые цены на нефть обрушились, в российском правительстве не могут даже предположить, что этот фактор естественным образом повлияет на внутренний рынок и ценники на российских автозаправках сыграют на снижение. Поэтому замминистра финансов Алексей Сазанов уверенно заявил, что цены на бензин не снизятся и не вырастут. То есть, все останется, как есть.

А министр энергетики Александр Новак подчеркнул, что цены на нефтепродукты в России — не самые высокие.

В головах наших умников, обваливших рубль, президент США Дональд Трамп, наверное, выглядит идиотом. Ведь еще 9 марта, когда рухнули цены на нефть, он обрадовался и написал в Twitter: «Хорошо для потребителей, цены на горючее снижаются»…

Всего несколько «скучных» цифр. На мировых биржах нефтяные котировки падают с прошлой недели на фоне того, что страны ОПЕК+ не смогли договориться (во многом из-за позиции России) о продлении сокращения добычи после марта. Основной обвал цен пришелся на 9 марта, когда в моменте нефть подешевела на 30% - до 31 доллара за баррель. Впоследствии цены немного скорректировались, и на утро 11 марта нефть торговалась у отметки 38 долларов за баррель. Но паника не снижается, слишком серьезны предпосылки для затяжного кризиса, ведь кроме скандала с ОПЕК+ на мировую экономику давят коронавирус и прочие неблагоприятности, предвещающие «турбулентный период».

Читайте также
Можем повторить: Россию ждет новый кризис, как в 2008-ом Показатели финансового стресса в РФ подошли к уровням кошмарных для страны лет

Такое падение, вызванное снижением мирового спроса, традиционно не отразилось на внутренних ценах на топливо. Почему? Да потому, что в экономике с ручным управлением законы рынка не работают. Потому что у нас в стране на изменения на рынке не принято реагировать в сторону снижения цен. Даже если снизится внутренний спрос, бензиновые короли будут потихоньку расходовать ранее накопленный жирок, но держать цены. Это нехорошая традиция не устаканилась бы в стране, если бы была реальная конкуренция. Но при нынешней законодательной базе и устоявшихся правилах игры на рынке нет желающих новичков рискнуть выйти на рынок и захватить на нем нишу путем демпинга. Такие всплески встряхнули бы ценовое болото. Но на рынок, в том числе и бензиновый, новые игроки предпочитают выходить осторожно протискиваясь, стараясь играть строго по правилам, установленным доминирующими компаниями.

А в руководстве страной этими правилами вполне удовлетворены и считают, что ценообразование в стране происходит вполне естественным образом. Об этом в эфире передачи «Право на справедливость» на «Первом канале» сказал тот же министр энергетики Александр Новак.

«Цены на нефтепродукты в России не самые низкие, но в то же время они и не самые высокие. В этом плане мы сформировали в рамках системы налогообложения механизм сдерживания цен», — цитирует ТАСС министра.

Этот ответ главы Минэнерго также вполне устроил его собеседника — Андрея Макарова, который возглавляет комитет по бюджету и налогам в Госдуме. Он согласился с тем, что, например, в Норвегии, которая также является крупным нефтеэкспортером, цена на топливо «гораздо выше».

Но зачем же так «гораздить», если можно взять в руки калькулятор и посчитать?

По данным профильного портала, цены на бензин 9 марта в Норвегии 1,71 доллара, а в России 0,63. Разница, на первый взгляд, существенная. Но есть такое понятие, как доступность продукта. Поэтому не обойтись без сравнения зарплат в Норвегии и в России.

И сразу, для более точной корректировки, надо сказать о разнице в налогообложении доходов граждан. Если в нашей стране для непуганых долларовых миллиардеров налог на доходы физических лиц един — 13%, то в Норвегии — прогрессивное налогообложение. Это сложная система, которая взымает немалые проценты как с больших (в сравнении с доходами большинства граждан) доходов, так и с покупки предметов роскоши. При этом налоговая система довольно щадяще относится к средним доходам и уж совсем «жалеючи» — к доходам молодежи, родителей-одиночек, попечителей иждивенцев, работающих мигрантов и представителей других социально «некрепких» групп. Подробнее можно ознакомиться на миграционном портале EMIGRATING.RU

То есть, сумма вычитается, исходя из статуса гражданина, но так, что в Норвегии уже многие годы сохраняется один из самых высоких уровней жизни и самое высокое качества жизни. Можно такое хотя бы приблизительно сказать о нашей стране, если не брать во внимание «золотую милю» в Москве?

В принципе, после этого уже и без сравнения самих зарплат очевидна некорректность, натянутость показательного сравнения главой Минэнерго и главой думского комитета цен на бензин в Норвегии и в России.

Читайте также
Девальвация рубля 2020: Путин отомстил Трампу за «Северный поток-2» Выход из ОПЕК+ стал ответом Кремля на санкции США. Правда, за счет российского населения

И все-таки. Средняя зарплата в Норвегии 4500 евро. Средняя зарплата по РФ в 2019 году — 44 тысячи рублей или 550 евро.

Ну, и далеко на этом можно уехать в нашей стране? Но россиянам только предлагают затянуть пояса, приготовиться, как сказал президент, к серьезной конкурентной борьбе.

Вообще-то, конкурировать было бы куда легче, если бы россияне получили для этого какие-то преимущества. Речь даже не о поблажках в виде субсидий, налоговых льгот для развивающихся бизнесов, сниженных до приемлемого уровня процентных ставках на банковские кредиты для предприятий и частных предпринимателей — хотя и это было бы неплохо для общего рывка в экономике. А о доступных ценах на топливо, которые фактически заложены во все производные экономики.

Цены на топливо отражаются на ценниках в магазинах, на стоимости проезда в общественном транспорте и т. д. Глядя на ценовые табло на автозаправках, можно сказать, как быстро и как далеко «едет» вся экономика страны.

И как нам конкурировать, например, с теми же норвежцами, у которых и зарплаты в разы выше и топливо в той же пропорции доступнее? Разбавлять бензин призывами Путина?

Сейчас по телевизору гоняют заранее заготовленный проект ТАСС — «20 вопросов Путину». Может, добавить еще один вопрос, 21-й: почему, если цены на нефть обвалились, бензин дешевле не становится? Потому что жизнь у нас лучше стала?


Нефть и газ: Коронавирус нашей экономики: Доллар по 90, нефть по $ 20

Новости экономики: В Минэнерго рассказали о сроках восстановления цен на нефть

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня