Представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович, заявила, что жители Москвы беспечно относятся к ситуации и не соблюдают рекомендации, которые могли бы остановить эпидемию COVID19. «Проехала через Москву, и мне больно. Расстояние два метра люди не соблюдают. Идут три подруги — и вместе, не зная, есть ли у них вирус или нет. Но нельзя так. Нужно соблюдать дистанцию два метра. Нельзя игнорировать это правило. Эпидемия набирает скорость, это как гонка. Но мы можем ее остановить, соблюдая рекомендации». «Если не соблюдать правила, в очень коротком времени у нас будет огромное число случаев», — подчеркнула она. Вуйнович знает, о чем говорит, она детально изучала доклад специальной группы экспертов ВОЗ, которые обобщили китайский опыт борьбы с инфекцией. Ключевой момент — на первом месте не медицинские меры, а профилактические: жесткий карантин и прекращение экономической деятельности.
А тем временем в России за сутки зарегистрировали 270 новых случаев COVID-19.
По данным оперштаба, больше всего новых случаев зарегистрировано в Москве (197) и Московской области (27). Эти же регионы являются лидерами по общему количеству заболеваний. Общее число случаев заболевания выросло до 1534, в 62 регионах страны.
Рекомендации ВОЗ не соблюдают не только в Москве, а и в других городах. Больше того, многие граждане даже не знают о них и беспечно относятся к происходящему. Отчасти это связано, видимо, с психологией, отчасти с необразованностью. Но, по большому счету, граждане и не должны этим заниматься, проявлять какую-то сознательность, как пытаются нам внушить власти. Обеспечение эпидемиологической безопасности — это задача в первую очередь властей. Именно они должны установить четкий порядок, регламент действий.
В России объявлена «нерабочая неделя», но до сих пор слышатся расплывчатые и порой противоречивые разъяснения чиновников разного уровня о том, что это такое. Карантин официально не введен, но мы слышим непонятные увещевания: оставайтесь дома.
Возвращаясь к замечанию представителя ВОЗ в России, можно сказать, что беспечность или даже беспомощность проявляют, прежде всего, не граждане, а российская власть. Особенно на фоне немедленной и жесткой реакции Пекина на нависшую угрозу. Как считают врачи и эпидемиологи, вирус не такой страшный, но при условии адекватных мер.
Не вводя тотальный карантин и, может быть, даже чрезвычайное положение на отдельных территориях, мы, видимо, уповаем на лечение. Но действующая система здравоохранения, доведенная до ручки оптимизацией, в состоянии справиться с эпидемией только ценой огромных человеческих жертв. Как это мы видим в Италии. Возьмем примеры Москвы. Нам показали благостную картину новой «инфекционной» больницы в Коммунарке. На самом же деле — это новые корпуса городской клинической больницы № 40, в которые должна была переселиться эта больница со старой площадки на ВДНХ. Зачем нужно перемещать больницу с севера города на 30 километров на юг — особый вопрос. Нередко это происходит под напором инвесторов, которым приглянулся кусок земли в престижном столичном районе… Еще вопрос: почему нельзя было оставить и старую больницу, и новую? На эти, а также на другие вопросы власть толком не ответила, когда в прошлом году жители Алексеевского и Останкинского районов столицы вышли протестовать против перемещения больницы в Коммунарку. Но не в этом дело. Больница № 40 — специализированное онкологическое медучреждение. Вопрос: мы собираемся лечить коронавирусных больных за счет онкологических? О том, что это уже происходит, говорит пример больницы № 52, где временно прекращен прием плановых больных во многие отделения. А заведующий одним из отделений больницы в соцсетях написал о дефиците врачей и медсестер.
Про недобор медработников по всей стране мы хорошо знаем из выступлений высоких чиновников и официальной статистики. А об ошибочности перепрофилирования больниц для лечения коронавирусных пациентов вам скажет любой непредвзятый специалист. Инфекционная больница — это особый проект со специальной системой вентиляции и дезинфекции, особый режим. Не говоря уже о том, что будут умирать больные с другими тяжелыми болезнями, которым будет «временно» отказано в помощи.
Как это, например, будет и в московской больнице № 67, которую нам показывает телевизор, как образец реагирования на эпидемию. Там в инфекционное перепрофилировано одно из отделений. Но за счет кого и каких других больных? Ведь мы хорошо знаем, что при сегодняшнем подходе к медицине, на которой принято экономить, нигде, даже в Москве нет лишних площадей в медучреждениях, нет в запасе армии врачей и медсестер, готовых вступить в бой с инфекцией. Та же 67 больница — скоропомощная, которая и в «мирные» дни переполнена пациентами, свозимых со всей столицы, где врачи и до коронавируса работали на износ, где и без того не хватает оборудования и медикаментов.
Общее место — отсутствие дезинфицирующих средств и медицинских масок в Москве, которых не хватает даже медикам и фармацевтам. Китай буквально мгновенно организовал поставку медицинских масок из-за рубежа и другого оборудования и за недели наладил их производство, включая ИВЛ в необходимом количестве. В Москве же давно нет даже кварцевых обеззараживателей воздуха, и не предвидится. Потому что мощности малы, к тому же заводы встали из-за нерабочей недели.
Это даже вопросы не к медикам (спасибо им за самоотверженность) и даже не к столичным чиновникам, отвечающим за здравоохранение. Это вопросы к госпоже Голиковой и иже с ней. К тем, кто десятилетиями рулят оптимизацией медицины, пересаживаясь из одного начальственного кресла в другое. Оценку или даже самооценку, периодически дают они сами. В прошлом году это сделала Голикова, заявив, что смертность в России выросла в 32 регионах страны.
«Очень грустно, что в таком состоянии больница. Здесь невозможно ни лечиться, ни, наверное, качественно работать», — завил премьер Мишустин, посетив одну из курганских больниц, наверное, не самую захудалую. Не так давно и Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев оценил готовность медицины и смежных отраслей к борьбе с коронавирусом, как, в прочем и с другими болезнями. Он заявил, что в Южном федеральном округе 840 (!) зданий медучреждений находятся в аварийном состоянии, нехватка медперсонала составляет более 46 тысяч человек, из них половина — врачи.
40% автомобилей скорой помощи требуют замены. Думается, что ситуация в других регионах не лучше. Патрушев также отметил, что угрозой устойчивого функционирования системы здравоохранения является отсутствие в стране эффективной отрасли, специализирующейся на разработке и производстве медицинской техники и изделий.
«Должен заметить, что поручения по развитию отечественного производства медицинского оборудования неоднократно давались президентом России, соответствующие меры также предусмотрены в Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», — заявил секретарь Совбеза. Так чем и как собираются лечить заболевших коронавирусом? Характерно, что откровения главы Совбеза непосредственно на совещании слушал Владимир Устинов, бывший генпрокурор России, удобно устроившийся в кресле представителя президента по Южному федеральному округу и по идее обязанный ответить за указанное Патрушевым безобразие. Как думаете, ответит?
Несомненно, ознакомился с откровениями Патрушева и бывший премьер Дмитрий Медведев, под неусыпным руководством которого многие годы проводилась оптимизация российского здравоохранения, а по факту — целенаправленный развал. И что?
Страхи российских властей иллюстрирует исследование аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. «Если в России реализуется самый негативный из прогнозов развития эпидемии коронавируса, то на одного врача санитарно-эпидемической группы будет приходиться 550 зараженных», — заявил представитель компании FinExpertiza. Если же все будет примерно так, как в Ухане, (не хотелось бы, конечно), то наиболее опасная ситуация, по мнению аналитиков, может сложиться в Москве и Татарстане: койка в инфекционном отделении достанется лишь одному из пяти заразившихся. В Санкт-Петербурге рассчитывать на койку сможет один из двух-трех заболевших".
Если учесть еще и ситуацию в экономике, то Россия находится в критической точке, перед лицом серьезнейшего вызова. И это уже вопрос не медицинский, а политический, особенно накануне голосования по Конституции и обнуления сроков. Тут экономить, как это делали раньше, нельзя, можно потерять все.
Вот почему в пожарном порядке военные приступили к строительству госпиталей для коронавирусных больных. Опять на помощь спешит Сергей Шойгу. Успеет ли?
Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель «Труда».
Коронавирус, новости:
Роспотребнадзор: за сутки коронавирусом заболели 65 тысяч человек
Число больных коронавирусом в России превысило тысячу
Заразившийся коронавирусом россиянин рассказал о симптомах болезни