«Единая Россия» начинает подготовку к выборам со смены имиджа. Лицом партии власти теперь будут не поп-звезды и боксеры, а молодые художники и рэп-исполнители. При «Единой России» создан «Культурный альянс», который, по факту, будет дублировать профильное министерство.
Руководителем проекта назначен известный галерист Марат Гельман. «Культурный альянс» внутри партии власти курирует саксофонист, член высшего совета ЕР Игорь Бутман. Координирует деятельность «отдела современного искусства» гендиректор центра модернизационных решений Мария Сергеева.
Как пояснила «СП» Мария Сергеева, в Москве будет создан специальный центр — единая дирекция проекта. В него войдет небольшое число людей, которые будут оказывать регионам необходимую помощь.
Марат Гельман рассказал «СП», что идея «Культурного альянса» возникла после первых успехов его культуртрегерских проектов в Перми. По словам галериста, уже сейчас власти пяти крупных городов выразили желание «сделать так, как в Перми». «Сейчас начинается работа с Казанью, Ульяновском, Воронежем, Нижним Новгородом, и скоро мы подписываем первое соглашение с Санкт-Петербургом. Сейчас Москва не исполняет роль столицы. Она забирает, но ничего не отдает», — рассказал Гельман.
Поддержка «Единой России» нужна галеристу для продвижения его собственных идей — уверен политолог Владимир Прибыловский. «Трудно сказать, зачем это ему надо. Может, денег хочет подзаработать, может, хочет использовать административный ресурс в культуртрегерских проектах. Гельман — человек, для которого деньги не главное, но и не на последнем месте. В конце концов, на проекты приятнее тратить деньги из партийно-государственного кармана, чем из своего».
Не отрицает симбиоза и сам галерист. «Когда мы делали пермский проект, то опирались на договоренность с губернатором. Когда мы говорим о том, чтобы перенести проект на такую всероссийскую почву, то здесь нужна мощная сетевая поддержка, властная. И это сделать гораздо проще через партию, чем через министерство культуры», — считает Марат Гельман.
Партийная казна на культуру расходоваться не будет, утверждает Гельман. Деньги надо добывать на местах. Часть средств дадут бизнесмены — организаторы проекта ведут переговоры с объединением предпринимателей «Опора России». Как и в Пермском крае, многие мероприятия будут финансироваться за счет бюджета.
«Это зависит от задачи. Если надо решить вопрос модернизации музеев, которых в России две тысячи, то это невозможно сделать без участия государства. Если речь идет о фестивалях — то это можно делать за счет спонсоров и рекламодателей. Роль денег в деле преобразования культуры сильно преувеличена. В Перми мы работали за счет тех же денег, что раньше выделялись на региональное министерство культуры», — объяснил Марат Гельман.
Современное искусство — это достаточно скандальная область. Например, многие актуальные художники работают в жанре провокации, что меньше всего ассоциируется с любой нерадикальной политической партией. Деятели искусства становятся героями скандалов не только из-за своих работ.
Напомним недавнюю историю, связанную с молодым художником Ильей Трушевским. Согласно описанию событий, опубликованным его приятелем и очевидцем Николаем Никифоровым, Илья пригласил к себе 18-летнюю студентку МГУ, с которой познакомился в клубе, а потом, заманив в свою квартиру, как считается, изнасиловал ее. Николай вызвал милицию. Врачи зафиксировали у пострадавшей множественные побои и ссадины, а также подтвердили факт изнасилования.
Следственным отделом по Басманному району следственного управления Следственного комитета по городу Москве возбуждено уголовное дело в отношении Трушевского по статьям «покушение на насильственные действия сексуального характера» и «изнасилование». Арестованный был допрошен в качестве подозреваемого, дал признательные показания, и отпущен под подписку о невыезде.
Днем после этих событий Трушевский начал глумиться над жертвой в своем блоге, где заявил, что никакого изнасилования не было, что девушка «сама виновата». Тогда же комиссар движения «Наши» Юлия Городничева выступила в поддержку обвиненного в насилии.
А на днях галерея «Винзавод», к которой руководитель «Культурного Альянса» Марат Гельман имеет непосредственное отношение, вручила Илье Трушевскому премию «Соратник» в номинации «Моральная поддержка». Кроме него, аналогичную премию получил также новосибирский оппозиционер, автор «Монстрации» Артем Лоскутов, который тоже обвинялся по уголовной статье — как поясняет художник, местные борцы с экстремизмом подбросили ему марихуану, чтобы упечь его за решетку. Таким образом, «Соратник» уравнял жертву провокации и сознавшегося в насилии.
В ответ леворадикальная троцкистская группа «Комитет за рабочий интернационал» при поддержке феминистского движения инициировала публичную гражданскую акцию по бойкоту арт-центра «Винзавод». К акции присоединились многие деятели культуры, недовольные вручением премии.
«Между словом „формально“ и словом „моральная“ есть неснимаемое противоречие», — заявил в ответ на вопрос, есть ли разница между двумя художниками, обвиняемыми по статьям Уголовного кодекса, литератор Владимир Голышев — «Ссылки на судебную процедуру в данном случае — это просто какой-то анекдот. Если рассуждать «формально», то организаторы, конечно, крупно прокололись с Артемом. Практика показывает, что обнаруженная при таких обстоятельствах марихуана — это всегда обвинительный приговор. А у начинающего придворного художника (Трушевского) все не так плохо. С такой статьей и на свободе! И в дальнейшем все у него будет хорошо. Парня фактически взяли на поруки «члены ЦК ВЛКСМ» (комиссары организации «НАШИ»). Доказать вину в таких преступлениях крайне сложно, а развалить дело — просто. Одним словом, формально Илья, скорее всего, не подкачает. Не то, что «без пяти минут сбытчик» Артем.
Что же касается протестов, то организаторам премии совершенно не о чем беспокоиться. Формально им ничего не угрожает — к суду не привлекут, штраф не выпишут, лицензию (или что там у них?) не отнимут. Мне, вообще, непонятно — в чем причина для беспокойства. У аморальных людей должен быть крепкий сон, обильный стол и твердый стул. Всех трех благ я им искренне желаю.
Смущает лишь то, что список награжденных у организаторов получился какой-то неоднородный. Рядом с благополучным юношей Ильей, кроме «наркоборона» Артема оказался, например, изгнанный из Третьяковской галереи «матерый враг православия, самодержавия и народности» Андрей Ерофеев — человек, привлеченный по 282-й статье (разжигание межнациональной розни — «СП»)! Думаю, для формальных людей такие грубые политические ошибки просто непростительны. А ошибки надо исправлять.
Юноша Илья, уверенный в своей безнаказанности, сам довольно подробно описал то, что он совершил. Девушка, несмотря на все отвратительные особенности разбирательства по таким делам, все-таки написала заявление. И милиция, которая такими делами страшно не любит заниматься, это заявление все-таки приняла. И официальное обвинение было предъявлено. Для того, чтобы иметь обоснованное суждение по этому поводу — достаточно. И протестующие его имеют. Только и всего. Это самое суждение и заставляет их вести себя столь вызывающе неформально. Искренне надеюсь, что инцидент будет улажен — премии у Лоскутова и Ерофеева отберут. Руководство «Винзавода» подпишет с «Единой Россией» какой-нибудь важный документ о сотрудничестве. А благословит их на совместную творческую деятельность специально приглашенный по этому поводу патриарх. Протестующие тогда разойдутся по домам. И воцарится гармония".
Илья Трушевский от комментариев отказался.
Официальную позицию «Единой России» по поводу проекта «Культурный Альянс» разъяснила корреспонденту «СП» гендиректор центра модернизационных решений партии Мария Сергеева.
«СП»: — Зачем «Единой России» современное искусство?
— Прежде всего ЕР заинтересована в том, чтобы жители городов имели свой культурный досуг. Ни для кого не секрет, что в Москве и в Санкт-Петербурге молодым людям есть куда сходить, есть где провести свой культурный досуг, а во многих других городах есть такие ресурсы, есть творческие люди, но нет таких мест, которые они хотели бы посещать.
Сейчас зарплаты в Москве и в регионах фактически равняются, в Москве, конечно, жизнь дороже. Но, в принципе, люди плюс минус могут уже зарабатывать у себя в городе. Почему они стремятся в столицу? Что такого есть в столице, чего нет в регионах. Когда мы начинаем об этом задумываться, мы понимаем, что нет культуры. Нет того досуга, в котором есть потребность у наших молодых людей. Поэтому ЕР заинтересована в том, чтобы помогать этим людям.
«СП»: — А люди-то для осуществления вашего плана есть? В Москве, в Санкт-Петербурге этот слой создавался поколениями, это тысячи людей, а в регионах это десятки-сотни.
— Любой творец хочет быть известен не только среди своих знакомых, но и получить какое-то признание. Я думаю, это естественно. ЕР поможет этим дарованиям раскрутиться.
«СП»: — Насколько я знаю, например, радикальных художников, их радикальность не только в творчестве, как правило, она распространяется и на политические взгляды. А тут ЕР как политическая партия в любом случае будет преследовать свой политический интерес, будет определенная идеологическая подоплека.
— Наша задача — помочь молодым специалистам сделать комфортной жизнь в своем регионе. В этом смысле человек может посещать фестивали, участвовать в них, и не обязательно кричать при этом «Слава Путину!».
«СП»: — Последний скандал, связанный с человеком из современного искусства: история Ильи Трушевского, обвиняемого в изнасиловании 18-летней студентки. Его поддержали люди из движения «НАШИ», галерея «Винзавод» вручила ему премию «Моральная поддержка». В данной ситуации как вы относитесь к этому случаю? Поскольку была информация, что Трушевского поддерживают и в «Единой России», и его никто не сдаст.
— Я могу ответить только со своей личной позиции, максимально жесткой. Я считаю, что с этим делом должен разбираться суд, но если то, что Илья написал у себя в блоге, а потом стер — все мы видели, что там было написано — соответствует истине, то я считаю, что с этим делом должен разбираться суд. Я примерно представляю себе устройство мозгов 17−18-летних дурочек, как легко они могут опьянеть и так далее. И я считаю, что ответственность лежит на более взрослом мужчине. И дело не в том, что он художник. Представьте себе, что точно такой же случай произошел, но человек — не современный модный художник, а слесарь, сантехник. Напоил девочку в клубе, а потом произошло то, что произошло. Как вы думаете, будете его защищать после этого?
«СП»: — То есть свой — чужой здесь роли не играет?
— Не играет, и я не устаю повторять — если единоросс попался на взятке, то нужно выгнать его из партии. Если человек насильник — нужно забыть о том, что он модный талантливый художник, он прежде всего насильник. Не оправдывает ни профессия, ни должность.
К выборам этот проект имеет отношение, но опосредованное — считает политолог Владимир Прибыловский. Внутри властной верхушки идет борьба вокруг «консервативной» идеологии и «модернизации», и эти процессы находят отражение в «Единой России». К выборам партия, безусловно, будет меняться. Но это никак не связано с борьбой за избирателей — гораздо большее значение имеют симпатии начальства.
«Дело в том, что никаких выборов на самом деле нет, все решает административный ресурс. Никакой „культуркой“ избирателя не привлечешь. Но косвенно можно сказать, что это предвыборный проект. Почему косвенно — все мероприятия, связанные с „Единой Россией“, это попил бабла. В качестве аргумента, используемого для выбивания денег — „а это на выборах поможет“. К тому же, должно быть какое-то визуальное обоснование победы — набрали большой процент, потому что делали то-то и то-то», — объяснил Владимир Прибыловский.