Пандемия COVID-19 заставила власти многих государств пойти на беспрецедентные меры по контролю за бытовой жизнью своих граждан, для этого используются самые современные электронные технологии сбора и обработки информации. Россия, которая до последнего времени явно отставала от других стран по уровню IT, сейчас может оказаться впереди планеты всей. Только вряд ли россияне испытают от этого чувство национальной гордости.
Быстрое распространение коронавируса по планете заставило во многих странах ввести жесткий карантин. Речь идет не просто о запрете массовых мероприятий, но о невозможности просто выйти из дома без особой нужды. Даже за продуктами разрешается ходить лишь в ближайший магазин.
Но как добиться, чтобы люди следовали всем ограничениям?
Некоторые правительства решили не полагаться на всеобщую сознательность и потому внедрили специальные средства контроля и установили различные наказания за нарушение карантина, порой совершенно неадекватные ситуации. Например, стало известно, что в Кении полицейские застрелили 13-летнего подростка через 20 минут после того, как тот осмелился выйти поиграть на балкон своего дома и тем самым нарушил комендантский час.
Самые эффективные механизмы контроля предоставляют высокие технологии: системы распознавания лиц видеокамер, отслеживание местонахождения телефона абонента и мест транзакций по банковским картам. Сбор самых разнообразных данных о жизни человека позволяет довольно точно установить его местонахождение, и такие системы уже применяются.
И оказалось, что жители самых развитых стран с богатыми демократическими традициями быстро приняли новые правила игры, когда государство не просто знает обо всех тонкостях их личной жизни, а репрессивными мерами ограничивает.
При этом для установления тотального контроля повод борьбы с эпидемией оказался самым действенным. Скажем, принятый в США в 2001 году сразу после атак на башни-близнецы в Нью-Йорке «патриотический акт» вызвал немало нареканий и дискуссий в американском обществе. Закон позволял прослушивать телефонные разговоры граждан и читать электронную переписку. После долгих прений документ пришлось отменить в 2015 году. С тех пор слежка за людьми возможна только после решения суда.
Если вспоминать волну истерии, которую в свое время подняли Штаты по всему миру по поводу международного терроризма, то надо отметить, что государство очень неохотно расстается с возможностями следить за людьми. Просто потому, что всякий катаклизм власти государств пытаются использовать в политических целях, и желательно в долгосрочной перспективе.
Коронавирус не стал исключением. Известно, что руководство избирательной кампании Дональда Трампа разослало инструкцию агитаторам. Там дается совет выставлять демократов как людей, который мешают руководству страны бороться с распространением болезни.
А захотят ли правительства отказаться от чрезвычайных полномочий по контролю за жизнью граждан после того, как эпидемия спадет?
Human Rights Watch опубликовала совместное заявление более 100 правозащитных организаций из разных стран о недопустимости тотальной слежки за людьми.
«Технологии могут играть важную роль в глобальных усилиях по борьбе с пандемией COVID-19, однако это не дает правительствам карт-бланш на расширение цифрового наблюдения. Недавнее прошлое показало, что правительства неохотно отказываются от временных полномочий по надзору», — прокомментировал документ заместитель международной организации по защите прав в цифровую эпоху Amnesty Tech Раша Абдул Рахим.
Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на частную жизнь Джозеф Каннатачи предупредил, что жесткие меры контроля и ограничения свобод граждан действительно могут остаться после победы над эпидемией. По его мнению, системы, позволяющие государству видеть, с кем и когда человек общается, может позволить некоторым правительствам отслеживать людей по конфессиональному и этническому признаку, а далеко не во всех странах отсутствует дискриминация.
Наиболее совершенные механизмы контроля сейчас были применены в Южной Корее и Сингапуре. Похожие системы решил внедрить у себя Израиль. Особняком стоит система, разработанная в Китае, где анализу подвергаются геолокация телефона, разговоры и сообщения в мессенджерах, камеры видеонаблюдения.
Однако обойти всех может Россия. Власти Москвы, где ограничительные меры самые жесткие в стране, анонсировали введение такого сервиса, как получение индивидуальных одноразовых QR-кодов. За жителями столицы решено не просто следить при помощи камер, геолокации телефонов и транзакций, но также заставить человека получать отдельный код всякий раз, когда он захочет вынести мусор или сходить за хлебом.
То есть, если в квартире кончились продукты, и надо выйти из подъезда, то необходимо получить особое разрешение. Далее на улицах камеры и терминалы в магазинах зафиксируют, не превысил ли гражданин лимит на перемещение.
По словам специалистов, с технической точки зрения подобной системы нет нигде в мире. Просто потому, что она предполагает обработку огромного массива данных.
А теперь самое главное. С одной стороны, для похода за лекарством надо будет получать одноразовый код. Но в то же время людям до сих пор разрешат пользоваться общественным транспортом, чтобы добраться до работы. То есть отойти от дома с собакой дальше 100 метров будет считаться правонарушением, а вот езда в метро вполне приемлема.
Можно обратить внимание и на то, как вводятся эти ограничения. Вначале людям объявили о недельных выходных, не установив жестких рамок на их проведение. Неудивительно, что некоторые восприняли меру своеобразно и отправились в скверы жарить шашлыки. В принципе, посидеть в лесу с несколькими приятелями не так опасно, как толкаться в час пик в метро. Однако расслабившихся людей тут же обвинили в ужасающей несознательности. Проще говоря, вначале людям дали «пряник», чтобы они сильнее ощутили контраст с «кнутом».
Обращает на себя внимание, что ограничительные меры вводятся чуть ли не декретами военного времени. Есть же закон о персональных данных, Конституция дает право на свободное перемещение, а ограничения могут быть только в режиме ЧС или чрезвычайного положения, которые не объявлены. Но, будто говорят нам, сейчас важен не закон, а целесообразность. Фактически государственные органы могут делать абсолютно всё, что пожелают, и никто им не указ.
Невольно встает вопрос, а не собираются ли российские власти надолго установить не только тотальный контроль за людьми, но и ограничить их в правах? И главное в городе, где больше всего было «рассерженных горожан» и «креативного класса».
Коронавирус: Заражение COVID-19 приводит к импотенции
Новости медицины: Стала известна дата начала испытаний вакцины от COVID-19