Правоохранительные органы продолжают расследование стихийного митинга, который прошел в центре Владикавказа 20 апреля. Прошли многочисленные аресты. Что это, новое «болотное» дело, борьба местных кланов или искренний бунт доведенных самоизоляцией до отчаяния граждан?
По сообщению Следственного комитета по Северной Осетии, возбуждено уголовное дело по статьям ч. 2 ст. 213 УК РФ — «Хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти» и ч. 1 ст. 318 УК РФ — «Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителей власти».
При этом 46 человек уже приговорены к тем или иным срокам ареста за административные нарушения (до 15 суток).
По версии следствия, неустановленные лица оказали сотрудникам полиции сопротивление и «грубо нарушая общественный порядок, применили физическое насилие в отношении сотрудников Росгвардии и МВД.
В результате пострадало тринадцать сотрудников, которым были причинены телесные повреждения". Первоначально сообщалось о госпитализации пяти сотрудников.
Альтернативная версия с комментариями изложена в частности в ролике на видеохостинге YouTube, озаглавленном «Ложь чиновников и разгон митинга. Владикавказ. 20 апреля». Участники акции говорят там о недостаточности помощи государства в связи с коронавирусом. На момент написания этого материала ролик набрал свыше одного миллиона просмотров.
О напряженной эпидемиологической обстановке заявил на совещании 23 апреля с главами субъектов СКФО полномочный представитель президента РФ Юрий Чайка. «Северный Кавказ не в полной мере готов к борьбе с коронавирусом, — признал он. — В случае резкого ухудшения эпидобстановки должен быть готов к развертыванию запас инфекционных и реанимационных коек».
Митинговавших во Владикавказе поддержал лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Прошу власти внимательно разобраться и не преследовать тех, кто выставил свое недовольство, они выставили его абсолютно законно, потому что остались без работы, без помощи… — сказал Зюганов.— Некоторым вообще жить не на что». Эта позиция нашла понимание и у соседей в Кабардино-Балкарии.
По мнению координатора «Левого фронта», к. и. н. Алексея Сахнина, жестко преследуя протестовавших во Владикавказе власти рискуют противопоставить себя народному большинству.
— Параллели с «болотным» делом очевидны. Массовый протест, столкновения с полицией, а потом административное и уголовное преследование участников. И задача власти здесь, как и в «болотном» деле, показать, что она не допустит никаких несанкционированных действий. Но есть и отличие. В «болотной» истории власть в значительной степени изобрела беспорядки. Там был абсолютно мирный массовый протест. Даже слишком мирный, инфантильно-мидлклассовый и желание соблюдать закон и процедуры было очень велико. Больше, чем решимость людей добиваться перемен.
А сейчас сама ситуация в стране более критическая. Людей на улицу выводит не возмущение фальсификациями на выборах, не мотивация среднего класса большого города, который в принципе живет нормально, а крайняя нужда. И в таких условиях репрессии могут иметь другие последствия.
Если две тысячи человек во Владикавказе, который никогда не был протестной столицей страны, выходят потому что им нечем кормить детей… У них же у всех есть родственники, друзья, знакомые, чуть менее решительные соседи, которые живут также. И их за это начинают так трамбовать?
В отличии от 2011−2012 годов сейчас расколоть общество так, чтобы на стороне власти оказалась значительная массовая прослойка не получится. В Осетии против выступили представители консервативно настроенного большинства, а вовсе не креативного класса. Сейчас конфликт носит социальный характер. Во Владикавказе на площадь вышли в том числе так называемые «советские граждане». Это движение, социальной основой которого являются жертвы кредитования. Самые угнетенные из угнетенных.
По сети гуляют кадры, когда женщина-чиновница снимает из окна здания администрации митингующих с пренебрежительной руганью в адрес митингующих. Она говорит от лица единственной группы, которая выигрывает от подавления протестов. Никого кроме чиновников там не окажется. Если власть и дальше пойдет по пути эскалации напряжения, она спровоцирует классовое противостояние: большинства против привилегированного меньшинства. Это приближает к развязке — решительному столкновению интересов.
Адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский советует государству для предотвращения тяжелых правовых последствий массово помогать гражданам материально.
— Конечно, этот митинг провели не в самой подходящей обстановке. Я как гражданин такие мероприятия во время карантина не одобряю. Если людей неправомерно притесняют, лучше собирать доказательную базу на будущее. Кроме того, митинг был не санкционирован, а значит люди сразу попали в зону риска. Возможно, люди были доведены до отчаяния, потому что в Осетии, как и во всей стране ситуация не очень. И после этого митинга вопросы начали решаться.
Если бы я был адвокатом задержанных… Эти люди действовали в тяжелой жизненной ситуации. Иногда даже в состоянии крайней необходимости. Надеюсь, что власти проявят здесь мягкость и снисхождение. Надо внимательно изучить, что их на это толкнуло. Если есть какие-то провокаторы, им надо дать по полной программе. А те, кто роеально оказался в трудном положении должны получить снисхождение даже при наличии незаконных действий.
«СП»: — Вы были адвокатом фигурантов «болотного» дела. События во Владикавказе чем-то напомнили ту историю…
— Здесь нет ничего общего. Те, кто выходил на Болотную площадь выбирали между революцией и севрюжиной с хреном. Никакой жизненной необходимости протестовать там не было. Сейчас все по другому. Нужно изучать мотивы. Не время проявлять жестокость. А юридических оснований для смягчения ответственности достаточно — они все перечислены в ст. 61 УК РФ. Я бы говорил о совершении правонарушения в силу тяжелых жизненных обстоятельств. Здесь это налицо.
Но наблюдая этот митинг, я видел, что некоторые действовали там как провокаторы. Вот с ними надо разбираться, а не с рядовыми участниками.
«СП»: — У многих мотив на поверхности — люди обеднели, устали от самоизоляции, от невозможности нормально работать и жить…
— Подобные волнения сейчас происходит во многих странах мира. А телевидение нам об этом рассказывает. Про США, про ЮАР
Я это знаю по своей профессии. Даже у адвокатов деньги заканчиваются. Как и у других самозанятых. Поэтому государство должно срочно помочь людям материально. И не точечно, адресно, то есть никому, а всем подряд. Копили на черный день? Он пришел. Многие могут начать голодать. Падение граждан ниже уровня выживания опасно для управления страной. Это не просьба к государству, это его прямая обязанность. Для этого оно и существует.
А вот секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина объясняет протесты во Владикавказе специфическими местными обстоятельствами.
— Эти события имеют исключительно местные причины. Во-первых, у главы республики Вячеслава Битарова имеются политические противники. Они не смирились, что он возглавил республику и хотели бы его заменить. Хотя он вполне успешен на своем посту. Для расшатывания позиций Битарова используют самые разные методы. Но в истории на площади не они играли главную роль. Если бы так, это можно было бы считать политической борьбой, пусть и грязной.
Речь однако идет о представителях движения так называемых «граждан СССР». Их называют сектой. Они отрицают существование РФ и на этом основании отказываются нести обязательства по кредитам, за услуги ЖКХ, ипотеку
Люди, откликнувшиеся на его призыв, — это недалекие люди, отрицающие опасность коронавируса. Они утверждают, что эпидемия — предлог для того чтобы власти посадили людей по домам. Зачем? Они сами не могут ответить на этот вопрос. Среди участников митинга были и люди с криминальным прошлым. Из 69 задержанных за нарушение общественного порядка таковых насчитали 34. Неудивительно, что некоторые стали бросать булыжники в полицейских.
В результате эти события привели к появлению в республике очага заражения. Об этом главный санитарный врач республики сказал как о катастрофе. Это ж надо додуматься прийти к больнице с требованием показать коронавирусных больных! Какое-то средневековье. Это недостойно Осетии. Но это небольшая прослойка. Основная масса осетин отнеслась к этому всему негативно. Печально, что все это называется в западных СМИ политическими протестами.
«СП»: — Но может быть людям реально трудно выживать сейчас?
— Осетия — не та республика, где соседи не знают друг друга. В принципе не может быть ситуации, чтобы одна семья загибалась с голода, а другие рядом «жрали в три горла». С самого начала карантина среди населения распространяются продовольственные наборы, деньги.
Кроме того, местные предприниматели, чувствующие свою ответственность за родное село, за свой район помогают чем могут. Этим должно заниматься в первую очередь государство, но такой подход снимает многие проблемы. Так что ситуация в Осетии вовсе не катастрофическая.
Не говоря уже, что мы недолго находимся под карантином и он намного слабее, чем например московский. В центре города, где я живу, работает довольно много магазинов, мастерских, которые должны быть закрыты. Работают продуктовые, парикмахерские. На что жалуются эти люди? Они сильно преувеличивают.
Новости России: Грудинин: крупные производители получат львиную долю господдержки, а потом сдохнут