«Новость» о том, что российский Минюст хочет внедрить понятие «простолюдин» чрезвычайно быстро разошлась по СМИ и социальным сетям. И в неё поверило огромное количество народа. На самом деле, это, конечно, очередная шутка с сайта «Панорамы». Ресурса, который специализируется именно на выдуманных новостях, о чем авторы сайта прямо говорят со страниц своего ресурса.
В «новости», в частности, говорится, что «простолюдины» — это такая категория граждан, на которую распространяется большинство законов и подзаконных актов. Ну, а к их числу не будут относиться чиновники, депутаты, артисты, «силовики» и прочие «непростые» категории граждан.
В принципе, уже не первый раз и медиа, и социальные сети верят вбросам «Панорамы», которые на первый взгляд к реальности не имеют никакого отношения. Но это на первый взгляд. В принципе, уже давно ни у кого не вызывают удивления «непотопляемые» с точки зрения уголовного права чиновники регионального уровня. И даже их высказывания про «макарошки», которые никогда не падают в цене, или про то, что «государство не просило ваших родителей вас рожать», вызывают досаду, но никак не удивление.
И понятно, в общем, что в России ведется, к примеру, борьба с коррупцией. Периодически по коррупционным статьям в места не столь отдаленные отправляются и губернаторы, и мэры, и заместители первых и вторых, и даже сенаторы с министрами. Но у общества тут же возникает вопрос: а как же тогда они до этого жили, работали, а то и «служили народу», дослужились до чинов и званий, и только теперь почему-то попались. Да, практически каждая такая «посадка» сопряжена с какими-то дикими для обычного гражданина суммами. В сотни миллионов рублей. И понятно, что эти сотни миллионов за день или неделю сходу не умыкнёшь. То есть, воровство шло годами. «И почему же тогда годами было можно?» — интересуется обыватель. И не находит ответа. И даже в случае, если повестка в суд нашла героя, далеко не всегда приговоры, даже по доказанной вине, находят понимание в степени их адекватности у народонаселения.
Вспомнить хотя бы Евгению Васильеву из «Оборонсервиса», по некоторым слухам, пассию тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова. Её осудили за мошенничество на пять лет 8 мая 2015 года, а вышла она, условно-досрочно освободившись, 25 августа того же 2015 года. Да, с 2012 года она была помещена под домашний арест. В своей собственной квартире. Во время этого ареста она умудрилась снять в своих апартаментах видеоклип на песню собственного сочинения «Тапочки». Клип, кстати, снят в антуражах прекрасной русской природы, предположительно в сельской местности. Тогда шутили, что где-то в апартаментах Васильевой затерялось колхозное поле, на котором и проходили съёмки.
И если покопаться по Сети, то похожих случаев у нас в государстве наберется преизрядно. И да, еще раз: человек мошенничал в сфере обороны страны. Ущерба там было нанесено на двести миллионов рублей. Которые Васильева в итоге внезапно, в кратчайшие сроки, вернула.
И параллельно идут сотни и тысячи процессов с реальными сроками за кражу мешка картошки, например. Кража мешка картошки — это, в общем, тоже очень нехорошо, как и любая иная кража. Но у населения возникает вопрос — а где соразмерность наказаний?
Сейчас, в период эпидемии коронавируса, когда граждане и так поражены в массе казавшихся базовыми прав, вести о социальной сегрегации типа «новостей» с «Панорамы» попросту никого не удивляют.
Ну, а как же? Вот, какой-нибудь мэр или губернатор строгим голосом рассказывает об обязательном ношении на улице масок и перчаток, об ограничении на перемещение по улице. Вещает без маски и без перчаток. То есть, получается, что «все животные равны, но некоторые равнее других».
При этом, в общем-то, люди видят, что «непростые граждане» и в передвижениях, и в соблюдении санитарных норм куда свободнее. Да и не оштрафует полицейский депутата или вице-губернатора за отсутствие маски и перчаток. А вот обычного гражданина — запросто. Или за «аннулированный» цифровой пропуск, поскольку система выдачи этих пропусков периодически «глючит». И может такую «проходку» просто не выдать без объяснения причин. Или выдать, а потом без предупреждения «передумать».
В общем, вся эта нервозность от болезни и самоизоляции подкрепляется еще и чувством социального неравенства. Которое, в свою очередь, выливается уже в политическое недовольство. И вот это недовольство, оно куда более массовое и куда более опасное для государства в перспективе, нежели все протестные акции несистемной оппозиции вместе взятые. Потому что «дайте нам права, Путина под суд» — это всё, конечно, весело, особенно если кричать на митинге. А вот чувство социальной несправедливости, а то и угнетенности — это то, что очень глубоко врезается в душу человека и разъедает её изнутри.
То есть, тут даже дело не в том, что в шутке от «Панорамы» только доля шутки. И не в спокойном понимании того, что власть в Российской Федерации в принципе может принять и вот такой закон. У нас много было принято странных законов, о вреде и пользе которых спорят до сих пор.
А в том, что для огромного количества граждан РФ на сегодняшний день вот это разделение на «простолюдинов» и «непростых граждан» — реальность, данная в ощущениях. В том, что граждане видят и вокруг себя, и в медиа, и в социальных сетях. Даже без всяких терминологических нововведений от Министерства юстиции РФ.
Отсюда и эффект максимально быстрого и некритичного распространения информации с «Панорамы». Ну и еще, конечно, отсутствие элементарной информационной гигиены и критического мышления. Потому что информацию нужно проверять и перепроверять. Как журналистам, которые ссылаются на некие источники, так и простым читателям, и зрителям, потребителям этой самой информации. Потому что в эпоху «пост-правды» и «fake news», а особенно в период социальной нестабильности последних месяцев, с входящей информацией нужно быть особенно осторожным.