Общество / Власть
3 июня 2020 14:12

Мишустин решил «потрясти» Собянина

Глава правительства засомневался в законности решений мэра столицы в период эпидемии

8767
На фото: мэр Москвы Сергей Собянин и премьер-министр РФ Михаил Мишустин (слева направо
На фото: мэр Москвы Сергей Собянин и премьер-министр РФ Михаил Мишустин (слева направо (Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС)
Материал комментируют:

Премьер-министр Михаил Мишустин дал поручения некоторым ведомствам проверить указы мэра Москвы Сергея Собянина в период борьбы с эпидемией коронавируса.

«Минюсту России, Минздраву России, Роспотребнадзору проанализировать совместно с правительством Москвы и экспертным юридическим сообществом практику применения нормативных правовых актов (в том числе указов мэра Москвы), принятых в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, обратив особое внимание на положения, в наибольшей степени затрагивающие права и интересы граждан», — говорится в поручении.

Как это понимать? Премьер, сам переболевший коронавирусом, хочет снять с себя ответственность за допуск заразы в страну? Почему сейчас возникает этот вопрос? Эпидемия побеждена и настало время «разбора полетов»?

— Кризисная ситуация, возникшая в результате распространения эпидемии коронавируса, стала стресс-тестом, который, в частности, выявил множество брешей в федеральном законодательстве, — считает руководитель Экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.

Читайте также
Выйдя из коронавируса, Россия провалится в «1984-й» Выйдя из коронавируса, Россия провалится в «1984-й» Зачем власть отрабатывает технологии тотальной цифровой слежки

— Региональные власти нередко были вынуждены закрывать эти правовые пробелы собственными решениями. Наибольшая нагрузка легла на законодательную и исполнительную власть Москвы как основного очага инфекции. Решения мэра Москвы, Мосгордумы впоследствии становились модельными для других регионов, в которые эпидемия пришла позднее. Теперь требуется анализ правоприменительной практики, детальное изучение всех этих антикоронавирусных законодательных новаций. Это логично и обоснованно.

В следующий раз в подобной ситуации власть должна действовать по заранее утвержденному алгоритму, четкому плану, в котором будут учтены все плюсы и минусы нынешней ситуации. Это позволит свести возможные негативные последствия от чиновничьих инициатив к минимуму.

«СП»: — Помнится, сенатор Клишас в первый же день введения ограничений в столице говорил, что они незаконны…

— Клишас выступил, в первую очередь, как юрист. Он обратил внимание на то, что мэр Москвы принимает решения, которые находятся в компетенции федеральных властей. Однако позднее президент России оценил действия мэра как своевременные и уместные, отвечающие остроте ситуации.

Также своими решениями президент делегировал руководителям регионов широкий набор полномочий по организации борьбы с инфекцией в своих субъектах Федерации. Как я уже сказал, региональные власти в каком-то смысле легли на амбразуру. Они были вынуждены в явочном порядке брать на себя ответственность за решение вопросов, которые федеральным законодательством не урегулированы. На мой взгляд, это хороший знак, проявление сильных сторон российского федерализма.

«СП»: — Собянин является первым заместителем Мишустина в координационном совете по борьбе с коронавирусом. Кто, по-вашему, все же принимает решения? Нет ли ощущения, что Мишустин возвращает утраченное влияние?

— Нет никаких оснований для построения конспирологических теорий. Это, конечно, не означает, что между чиновниками такого ранга не существует конкуренции. Однако в данном случае каждый действует строго в рамках своих полномочий. Мишустин координирует борьбу с инфекцией на федеральном уровне, а мэр Москвы — на уровне города. Также как руководитель рабочей группы Госсовета Собянин организует обмен практиками между регионами, способствует взаимодействию между ними и федеральным центром.

«СП»: — Какие выводы, в том числе, организационные, будут сделаны?

— Я думаю, оргвыводы будут самыми благоприятными для Собянина. Потому что судить стоит по результату, а на данный момент он позитивный. Москва избежала участи Нью-Йорка, европейских столиц — коллапса системы здравоохранения не случилось. Это самое главное, это основной критерий, который будет определять характер выводов.

Что касается допущенных управленческих ошибок, то у каждой ошибки есть конкретная фамилия. И если в ходе анализа станет понятно, что той или иной ошибки можно было избежать, оргвыводы будут сделаны в отношении конкретных виновников. Итогом же проверки должны стать не оргвыводы, а набор законодательных инициатив, с которыми правительство выйдет в Госдуму. Эти законопроекты должны содержать положения, которые позволят четко регламентировать деятельность федеральных, региональных и муниципальных властей в подобных ситуациях.

По словам директора Института ЕАЭС Владимира Лепехина, в ситуации, когда решение проблемы пандемии было передано в регионы, встал вопрос: а чем занимается последние два месяца федеральное правительство?

— Правительство РФ, на мой взгляд, провалило поручения президента по ключевым направлениям поддержки врачей, предпринимателей и т. п., и в той же Москве основным субъектом принятия решений стал столичный мэр.

Полагаю, что в ситуации, когда страна вышла с коронавирусом на плато, чиновники настроились на то, чтобы протрубить победу над инфекцией и заняться награждением непричастных и наказанием невиновных. Естественно, хочется приписать все заслуги федеральной власти и главе государства, а все пробелы свалить на региональные власти. Вот главная задача Мишустина на ближайший месяц.

Федеральная власть использовала Собянина как инструмент для реализации непопулярных мер против населения страны, а Собянин сполна использовал эту возможность в собственных интересах.

Теперь различные ведомства повылезали из нор и начинают доказывать, кто был круче в период, когда страна столкнулась с форс-мажором — вместо того, чтобы выйти из пандемии с минимальными потерями и адекватным анализом негативного опыта.

«СП»: — По-вашему, это инициатива Мишустина?

— Это инициатива не Мишустина, а федеральных чиновников как властной корпорации в целом. Эта корпорация провалила в период пандемии все, что можно, а потому нуждается в пиаре — в отмыве (насколько это возможно) запятнанной репутации.

Читайте также
Сможет ли жара, которую скоро обещают, победить коронавирус? Сможет ли жара, которую скоро обещают, победить коронавирус? Профессор Омельяновский: «Инфекция не ушла, она с нами»

«СП»: — А как, по-вашему, за это время выросло влияние Собянина? Его тут некоторые уже в преемники записывают…

— Влияние Собянина, безусловно, в период пандемии резко возросло. Настолько, что некоторые политики и «эксперты» заговорили о государственном перевороте. С моей же точки зрения, ни о каком госперевороте с участием Собянина речь идти не может.

«СП»: — Каковы, по-вашему, будут итоги проверки? Будут ли сделаны выводы из этой истории?

— В целом далеко идущих выводов сделано не будет. Власть в РФ на это не заточена. В последние два месяца чиновники пилили бюджет на «помощи» населению, в следующие полгода будут пилить бюджет на «восстановлении» экономики.

Пожалуй, единственные позитивные подвижки, которые будут сделаны, произойдут в сфере здравоохранения под давлением медицинского сообщества. Думаю, что Минздрав и федеральное правительство в целом более внимательно отнесется к наличию в стране больничных коек, инфекционных клиник, производству отечественных препаратов и медицинского оборудования, к проведению клинических исследований и противодействию присутствия на постсоветском пространстве западных биолабораторий.


Коронавирус: Сможет ли жара, которую скоро обещают, победить коронавирус?

Охрана здоровья: Врач ВРКБ: Из-за бездействия руководства погибли мои коллег

Последние новости
Цитаты
Захар Прилепин

Писатель, журналист

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Геворг Мирзаян

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня