С 1 июня вступил в силу Федеральный закон № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», ограничивающий списание пенсий, пособий и других социальных выплат в счет долгов приставам. Он касается выплат гражданам, пострадавшим в результате ЧС, единовременной материальной или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинен вред различной степени тяжести.
Напомним, закон был принят Госдумой и подписан президентом еще в феврале прошлого года. Он призван дополнительно защитить права должников, получающих социальную помощь от государства. Авторы, с одной стороны, расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой — обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать.
Надо отметить, что подобное частенько происходит сегодня и происходило всегда. Запрет на взыскание с социальных выплат существовал и раньше, в частности, это было прописано в ст. 101 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Тем не менее, приставы и банки всё равно «замораживали» счета по любому поступившему исполнительному листу, а уже после разбирались, какие именно деньги следует «разморозить». Не поможет никакое обновление Конституции, где обещают закрепить права пенсионеров.
Сегодня нормы этого закона ужесточаются, но будут ли они соблюдаться — вот в чем вопрос. И достаточно ли они четко прописаны в новой редакции закона, нет ли там очередных лазеек, которые позволили бы снова обходить его — ведь соблазн наложить руку на деньги самых незащищенных слоев населения всегда был слишком велик.
И еще важный момент: список выплат, которые запрещено списывать, явно выглядит недостаточно полным. Обо всем этом мы пообщались с председателем Центрального совета Российской партии пенсионеров за социальную справедливость Владимиром Бураковым.
— В этот список Партия пенсионеров добавила бы все виды пенсий — не только социальную, но и накопительную, страховую, за выслугу лет. Тем более, что пенсионеры в последнее время все чаще становятся жертвами махинаций, в том числе микрофинансовых организаций, которые навязывают людям старшего возраста кредиты под высокие проценты, а затем по суду получают право на часть их пенсии.
Я бы также внес в этот список все виды алиментов, а также зарплаты, которые более чем в два раза ниже средних по региону. Возможно, в этом случае банки и другие финансовые организации перестали бы, наконец, выдавать кредиты людям с низкими или нестабильными доходами. Список фактически ограничивается социальными выплатами, без необходимых для приобретения лекарств или для обеспечения инвалидов и несовершеннолетних. Между тем, в нынешней экономической ситуации крайне важно защитить доходы людей старшего возраста, поскольку старшее поколение может пострадать от роста цен и увеличения безработицы значительно сильнее, чем другие социальные группы.
«СП»: — Запрет списывать с пенсий существовал и раньше, но списывать средства все равно продолжали. Где гарантия, что теперь не будут списывать?
— Такой гарантии, разумеется, нет. Необходимо осознать, что положение дел в стране напрямую зависит от того, как на практике применяются законы, призванные гарантировать социальные права граждан. Если нет механизмов, способных обеспечить их реализацию, то они превращаются в набор рекомендаций и благих пожеланий, не оказывающих серьезного влияния на повседневную жизнь. Поэтому Партия Пенсионеров видит свою важнейшую задачу в том, чтобы разработать и вынести на общественное обсуждение концепцию Социального кодекса, в котором будут определены социальные права граждан и указаны средства их практической реализации. Мы выступаем за то, чтобы полностью запретить «замораживать» любые виды пенсий. Поскольку, к сожалению, нам известно немало примеров того, как люди в результате подобных действий оказывались без средств к существованию.
«СП»: — Даже с учётом положений новых поправок под мораторием на списание окажутся не все пенсии вообще, а только «по потере кормильца». Почему? Разве это справедливо?
— Безусловно, это несправедливо. Но, к несчастью, наши чиновники руководствуется не соображениями справедливости и гуманности, а принципом экономической целесообразности. В период кризиса важно сохранить стабильность финансовой системы. Но нельзя ради этого позволять банкам отнимать последние крохи у пожилых людей, по положению которой повышение цен, которое неизбежно произойдет этой осенью, нанесет тяжелый удар. В своей Декларации, посвященной важнейшим задачам социально-экономического развития, проект которой сейчас проходит внутрипартийное обсуждение, Партия Пенсионеров призывает чиновников отказаться от подхода к общественным проблемам с позиции счетовода. Необходимо, чтобы на первом месте стояли социальные интересы людей. В таком случае будет ясно, что нельзя ставить человека на грань физического выживания, отбирая у него средства к существованию. Нет и не может быть цели, которая могла бы оправдать подобные средства. А для поддержания финансовой стабильности можно предусмотреть механизмы компенсации банкам их потерь.
«СП»: — Вот распространенный пример, у человека спорная задолженность по ЖКХ, но управляющая компания получила решение о взыскании и направила его приставам, а те в свою очередь, выяснив, что у должника есть счета в разных банках, выставляют требования о взыскании сразу во все кредитные учреждения, где есть счета должника (законом это не запрещено). Насколько, по-вашему, это правильно? Не приводит ли к путанице и списыванию лишних средств? Может, стоило бы внести какие-то упорядочивающие правки?
— Наше социальное законодательство запутанно и противоречиво. Но в него нужно не вносить правки, увеличивая путаницу, а систематизировать его и устранять существующие противоречия. Прежде всего, нам необходим основополагающий документ, которым, на мой взгляд, должен стать Социальный кодекс, в котором, в том числе, должен быть четко определен механизм взыскания задолженности по ЖКХ, а также меры воздействия, которые управляющие компании могут применять по отношению к должникам.
«СП»: — Иногда у нас происходят такие конфузы: отделение Пенсионного фонда России по Амурской области ошибочно направило единовременную выплату к 75-летию Победы ветеранам, принимавшим участие в боях в районе острова Даманский, сообщила пресс-служба отделения. После обнаружения ошибки руководство отделения связалось с представителем ветеранов-даманцев в Амурской области, было принято решение направить уведомления, в которых гражданам принесены искренние извинения, с просьбой вернуть излишне выплаченную сумму в добровольном порядке. Это как вообще?
— На меня, честно говоря, произвела тяжелое впечатление эта история об изъятии средств, выплаченных жителям Амурской области, принимавшим участие в конфликте в районе острова Даманский. Замечу, что этот конфликт происходил в марте 1969 года, и большинство его участников уже старше 70 лет. Нужно ли было обижать людей, которые, между прочим, противостояли вооруженной агрессии, отнимая у них деньги, перечисленные к Дню победы? Не думаю.
«СП»: — А в целом, по-вашему, кто и как должен нести ответственность за неправомерное списывание средств у пенсионеров?
— Нужно в каждом случае устанавливать конкретного виновника и привлекать его к дисциплинарной ответственности. Только в этом случае удастся добиться того, чтобы бюрократические ошибки, усложняющие и без того непростую жизнь пенсионеров, не повторялись вновь и вновь.